Открытое занятие «Подвижная игра – как средство формирования счётных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Преснякова Наталия Валерьевна

открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_podvizhnaya_igra.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Подвижная игра – как средство формирования счётных навыков у детей старшего дошкольного возраста.»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом на тему «Подвижная игра – как средство формирования счётных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Основной темой моей работы, как воспитателя, является формирование счётных навыков у старших дошкольников посредством дидактических игр. Движение важно всем детям, но именно среди дошколят оно жизненно необходимо.  Поэтому, планируя математические игры, я не могла обойти такой важный их вид как подвижные.

 Подвижные игры с дидактической направленностью в детском саду я использую для закрепления и обобщения, полученных ранее знаний и как здоровьесберегающий метод обучения дошкольников, ведь игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей.

 Подвижные игры с правилами позволяют знакомить и обучать детей не только общеразвивающим упражнениям и основным видам движений. Во время игры дети становятся более инициативными, раскованными, поэтому такие занятия возможны для закрепления и совершенствования знаний по развитию речи, математике и других областей деятельности. 
Так, для закрепления и повторения математических представлений можно использовать подвижные игры. Широкое использование игровых методов в обучении и воспитании в детском саду имеет ряд преимуществ. Игра, в данном случае подвижная, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Подвижная игра носит познавательный и игровой характер. При отборе подвижных игр, мы обращаем внимание на степень трудности игровых правил и действий. 
Одновременно создаются условия. которые позволяют повысить эффективность обучения и закрепления материала:
-правильный подбор подвижных игр в зависимости от цели и возрастных особенностей;
-использование разнообразных методов и приемов организации и руководства подвижными играми;
-поддержка интереса, обучение детей самостоятельной организации игровой деятельности.
Нами используются игры, включающие задания на логическое мышление, развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Дети закрепляют представления о количественном и порядковом счете, счёте двойками, прямом и обратном счёте, составе числа, о связи между числами (больше или меньше).

 Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

 В своей практике мы использовали подвижные игры для развития счётных навыков старших дошкольников, среди которых есть традиционные, хорошо известные игры для закрепления количества и счета:

Подвижная игра с дидактической направленностью

«Мы играем и решаем» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание.

1. Упражнять детей в беге с заданиями, в умении сохранять дистанцию во время бега, действовать по сигналу, продолжать развивать слуховое восприятие: упражнять в умении менять вид движения.

2. Закрепить названия цифр первого десятка и счет (для детей старших групп), умение решать примеры, умение соотносить количество человек с цифровым обозначением, закрепить названия цифр и счёт в пределах второго десятка  (для детей подготовительных к школе групп)

3. Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

4. Воспитывать дружеские отношения в игре, умение оказывать взаимопомощь.

5. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе детей.

Материал.

1. Числовые карточки с цифрами.

2. Числовые карточки с точками.

Правила игры.

1. Бегать по всей площадке, в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.

2. Действовать по сигналу: окончание музыки.

3. Собираться в круг такому количеству человек, какая цифра на карточке.

Вариативность.

1. Использовать числовые карточки с точками.

2. Использовать числовые карточки с геометрическими фигурами (3 круга, 2 треугольника).

3. Использовать числовые карточки с примерами (например, 6 – 2, для детей подготовительных к школе групп).

4. Использовать для счета на слух бубен.

5. Использовать для счета на ощупь мешочек с мелкими игрушками.

6. Использовать для счета тактильное восприятие (на спине написать цифру).

7. В зависимости от задач физического развития менять движения: темп бега (с ускорением, с замедлением, изменять виды бега (с высоким подниманием бедра, парами, с выносом прямых ног, через предметы (набивные мячи, по массажной дорожке).

Ход игры.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Мы играем и решаем». Давайте напомним правила игры, как мы бегаем?

Дети: Мы бегаем по всей площадке, в одном направлении, нельзя наталкиваться друг на друга.

Воспитатель: на какой сигнал мы останавливаемся?

Дети: Когда музыка останавливается, мы тоже должны остановиться.

Воспитатель: по сколько человек должно быть в каждой команде?

Дети: Какая цифра на карточке, которую вы подняли, столько же человек должно быть в каждой команде.

Молодцы, ребята, правила вы все помните хорошо. Начинаем.

Давайте скажем хором, 1,2,3 беги.

(Воспитатель включает музыку на 40 сек. Дети в это время бегут по залу легко на носочках. Затем воспитатель останавливает музыку и поднимает карточку с цифрой 5. Дети видят цифру, и собираются в команды, сосчитывая, сколько человек должно быть в команде.)

Для слайдов или видео: Подвижная игра с дидактической направленностью

«Веселый счет»

Программное содержание.

1. Упражнять детей в отбивании мяча об пол и ловля его двумя руками. Упражнять в ходьбе: в рассыпную, на носочках, в умении кружиться на одном месте, сохраняя равновесие.

2. Продолжать развивать слуховое восприятие: менять вид движения по словесному указанию воспитателя.

3. Закреплять знания детей о цифрах от 1 до 10 (старшая группа), от 1 до 20, счёт двойками, решение простых примеров в пределах 10, счёт в прямом и обратном порядке (подготовительная группа), уметь соотносить цифру и количество движений, соотносить число с его изображением (цифрой).

4. Воспитывать самостоятельность при организации подвижных игр, способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе детей.

Материал.

1. Числовые карточки с цифрами от 1 до 10 (старшая группа), с примерами, с цифрами от 1 до 20 (подготовительная группа)

2. Числовые карточки с точками.

3. Мячи по количеству детей.

4. Бубен.

Правила игры.

1. Действовать по сигналу «1, 2, 3 – карточку бери»

«1, 2, 3 – отбивать начни».

2. Ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию, кружиться на месте, сохраняя равновесие.

3. По сигналу «1,2,3 – отбивать начни!» ребёнок берёт карточку с цифрой и отбивает мяч в соответствии с цифрой на карточке.

Вариативность.

1. В зависимости от задач физического развития менять движения:

• изменять виды ходьбы: с высоким подниманием бедра, на носочках, парами, по массажной дорожке;

2. В зависимости от дидактической задачи используем

-числовые карточки с точками.

-карточки с примерами

- карточка с цифрой (примером) в руках водящего

- счет на слух (по удару в бубен)

- на ладошке (спине) одного ребёнка пишем цифру, он должен отгадать ее и назвать другим детям

-отбивание мяча в прямом и обратном счёте в соответствии с заданной цифрой

       Ход игры.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Веселый счет». Давайте напомним правила игры. Ира, как мы двигаемся?

Дети: Когда бубен звучит медленно, мы ходим по всей площадке, в одном направлении, нельзя наталкиваться друг на друга. А когда бубен звучит быстро, мы кружимся.

Воспитатель: на какой сигнал мы останавливаемся?

Дети: «1, 2, 3 – карточку бери»

Воспитатель: сколько раз вы будете отбивать мячик?

Дети: Какая цифра на карточке, надо такую же найти на полу, встать на нее и столько же раз отбить мяч.

Подобные подвижные игры с математической направленностью

«Помири цифры и знаки»

Детям раздаются карточки с цифрами и знаками «больше», «меньше» «=». Под музыку дети двигаются по залу в разном направлении. По окончанию музыки дети должны встать тройками так, чтобы из карточек сложилось верное неравенство.

«Ну-ка, цифры, встаньте в ряд!

Детям раздаются карточки с цифрами, дети двигаются по залу в разном направлении, по окончанию музыки дети должны встать так, чтобы из карточек сложился цифровой ряд

Примеры игр малой подвижности

«Назови соседей числа»

Дети встают в круг, водящий в середине с мячом. Водящий бросает мяч любому ребёнку, называя цифру. Ребёнок должен поймать мяч и назвать предыдущее и последующее число к заданной цифре

«Считай, не ошибись!

Дети становятся в круг, в руках у водящего мяч. Водящий называет число и передаёт мяч следующему ребёнку. Ребёнок называет последующее число , передавая мяч, задаёт своё число соседу.

Игра для участников РМО «Пузырь» (с усложнением для детей старшего дошкольного возраста)

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

После слов дети мелкими шагами отступают назад, считая хором до 10 одновременно с этим расширяя круг и держатся за руки. На счёт 10 круг должен максимально расшириться. Водящий говорит: «Лопнул пузырь!» Дети мелкими шагами начинают сближаться в круг, «сдувая» пузырь и одновременно хором считать в обратном порядке от 10 до 1 и приседая на корточки, говорят: «Хлоп».

ВЫВОД

Результатом применения подвижных игр с дидактической направленностью в нашем детском саду явилось то, что наши дети независимо от возраста любят получать знания, такая игра всегда связана с моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. Игры проводятся и организуются так, что опасность получить физическую и эмоциональную травму минимальна. В подвижной игре с дидактической направленностью создаются разнообразные возможности для экспериментирования и получения нового опыта, каждый ребенок может побывать в центре внимания и почувствовать себя успешным в коллективе детей.

Подвижные игры с дидактической направленностью

 - являются средством воспитания, обучения, развития ребенка, сохраняют здоровье.

- обеспечивают всестороннее развитие личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности

- позволяет детям окрепнуть, стать сильными, выносливыми, облегчает и подготавливает их к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Главное вырастить и воспитать здорового, умного, веселого ребенка, сформированными познавательными способностями. Умения общаться со сверстниками, взрослыми. Использовать полученные знания самостоятельно в повседневной жизни.

Играя мы общаемся с детьми на их территории, многому можем научить детей и научиться самим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении по...

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье описаны рекомендации и  словесные игры, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Отношения с окружающими начинаются и развиваются наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений является основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Даль...