Открытое занятие «Подвижная игра – как средство формирования счётных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие «Подвижная игра – как средство формирования счётных навыков у детей старшего дошкольного возраста.»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом на тему «Подвижная игра – как средство формирования счётных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Основной темой моей работы, как воспитателя, является формирование счётных навыков у старших дошкольников посредством дидактических игр. Движение важно всем детям, но именно среди дошколят оно жизненно необходимо. Поэтому, планируя математические игры, я не могла обойти такой важный их вид как подвижные.
Подвижные игры с дидактической направленностью в детском саду я использую для закрепления и обобщения, полученных ранее знаний и как здоровьесберегающий метод обучения дошкольников, ведь игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей.
Подвижные игры с правилами позволяют знакомить и обучать детей не только общеразвивающим упражнениям и основным видам движений. Во время игры дети становятся более инициативными, раскованными, поэтому такие занятия возможны для закрепления и совершенствования знаний по развитию речи, математике и других областей деятельности.
Так, для закрепления и повторения математических представлений можно использовать подвижные игры. Широкое использование игровых методов в обучении и воспитании в детском саду имеет ряд преимуществ. Игра, в данном случае подвижная, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Подвижная игра носит познавательный и игровой характер. При отборе подвижных игр, мы обращаем внимание на степень трудности игровых правил и действий.
Одновременно создаются условия. которые позволяют повысить эффективность обучения и закрепления материала:
-правильный подбор подвижных игр в зависимости от цели и возрастных особенностей;
-использование разнообразных методов и приемов организации и руководства подвижными играми;
-поддержка интереса, обучение детей самостоятельной организации игровой деятельности.
Нами используются игры, включающие задания на логическое мышление, развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Дети закрепляют представления о количественном и порядковом счете, счёте двойками, прямом и обратном счёте, составе числа, о связи между числами (больше или меньше).
Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
В своей практике мы использовали подвижные игры для развития счётных навыков старших дошкольников, среди которых есть традиционные, хорошо известные игры для закрепления количества и счета:
Подвижная игра с дидактической направленностью
«Мы играем и решаем» (старший дошкольный возраст)
Программное содержание.
1. Упражнять детей в беге с заданиями, в умении сохранять дистанцию во время бега, действовать по сигналу, продолжать развивать слуховое восприятие: упражнять в умении менять вид движения.
2. Закрепить названия цифр первого десятка и счет (для детей старших групп), умение решать примеры, умение соотносить количество человек с цифровым обозначением, закрепить названия цифр и счёт в пределах второго десятка (для детей подготовительных к школе групп)
3. Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
4. Воспитывать дружеские отношения в игре, умение оказывать взаимопомощь.
5. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе детей.
Материал.
1. Числовые карточки с цифрами.
2. Числовые карточки с точками.
Правила игры.
1. Бегать по всей площадке, в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.
2. Действовать по сигналу: окончание музыки.
3. Собираться в круг такому количеству человек, какая цифра на карточке.
Вариативность.
1. Использовать числовые карточки с точками.
2. Использовать числовые карточки с геометрическими фигурами (3 круга, 2 треугольника).
3. Использовать числовые карточки с примерами (например, 6 – 2, для детей подготовительных к школе групп).
4. Использовать для счета на слух бубен.
5. Использовать для счета на ощупь мешочек с мелкими игрушками.
6. Использовать для счета тактильное восприятие (на спине написать цифру).
7. В зависимости от задач физического развития менять движения: темп бега (с ускорением, с замедлением, изменять виды бега (с высоким подниманием бедра, парами, с выносом прямых ног, через предметы (набивные мячи, по массажной дорожке).
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Мы играем и решаем». Давайте напомним правила игры, как мы бегаем?
Дети: Мы бегаем по всей площадке, в одном направлении, нельзя наталкиваться друг на друга.
Воспитатель: на какой сигнал мы останавливаемся?
Дети: Когда музыка останавливается, мы тоже должны остановиться.
Воспитатель: по сколько человек должно быть в каждой команде?
Дети: Какая цифра на карточке, которую вы подняли, столько же человек должно быть в каждой команде.
Молодцы, ребята, правила вы все помните хорошо. Начинаем.
Давайте скажем хором, 1,2,3 беги.
(Воспитатель включает музыку на 40 сек. Дети в это время бегут по залу легко на носочках. Затем воспитатель останавливает музыку и поднимает карточку с цифрой 5. Дети видят цифру, и собираются в команды, сосчитывая, сколько человек должно быть в команде.)
Для слайдов или видео: Подвижная игра с дидактической направленностью
«Веселый счет»
Программное содержание.
1. Упражнять детей в отбивании мяча об пол и ловля его двумя руками. Упражнять в ходьбе: в рассыпную, на носочках, в умении кружиться на одном месте, сохраняя равновесие.
2. Продолжать развивать слуховое восприятие: менять вид движения по словесному указанию воспитателя.
3. Закреплять знания детей о цифрах от 1 до 10 (старшая группа), от 1 до 20, счёт двойками, решение простых примеров в пределах 10, счёт в прямом и обратном порядке (подготовительная группа), уметь соотносить цифру и количество движений, соотносить число с его изображением (цифрой).
4. Воспитывать самостоятельность при организации подвижных игр, способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе детей.
Материал.
1. Числовые карточки с цифрами от 1 до 10 (старшая группа), с примерами, с цифрами от 1 до 20 (подготовительная группа)
2. Числовые карточки с точками.
3. Мячи по количеству детей.
4. Бубен.
Правила игры.
1. Действовать по сигналу «1, 2, 3 – карточку бери»
«1, 2, 3 – отбивать начни».
2. Ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию, кружиться на месте, сохраняя равновесие.
3. По сигналу «1,2,3 – отбивать начни!» ребёнок берёт карточку с цифрой и отбивает мяч в соответствии с цифрой на карточке.
Вариативность.
1. В зависимости от задач физического развития менять движения:
• изменять виды ходьбы: с высоким подниманием бедра, на носочках, парами, по массажной дорожке;
2. В зависимости от дидактической задачи используем
-числовые карточки с точками.
-карточки с примерами
- карточка с цифрой (примером) в руках водящего
- счет на слух (по удару в бубен)
- на ладошке (спине) одного ребёнка пишем цифру, он должен отгадать ее и назвать другим детям
-отбивание мяча в прямом и обратном счёте в соответствии с заданной цифрой
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Веселый счет». Давайте напомним правила игры. Ира, как мы двигаемся?
Дети: Когда бубен звучит медленно, мы ходим по всей площадке, в одном направлении, нельзя наталкиваться друг на друга. А когда бубен звучит быстро, мы кружимся.
Воспитатель: на какой сигнал мы останавливаемся?
Дети: «1, 2, 3 – карточку бери»
Воспитатель: сколько раз вы будете отбивать мячик?
Дети: Какая цифра на карточке, надо такую же найти на полу, встать на нее и столько же раз отбить мяч.
Подобные подвижные игры с математической направленностью
«Помири цифры и знаки»
Детям раздаются карточки с цифрами и знаками «больше», «меньше» «=». Под музыку дети двигаются по залу в разном направлении. По окончанию музыки дети должны встать тройками так, чтобы из карточек сложилось верное неравенство.
«Ну-ка, цифры, встаньте в ряд!
Детям раздаются карточки с цифрами, дети двигаются по залу в разном направлении, по окончанию музыки дети должны встать так, чтобы из карточек сложился цифровой ряд
Примеры игр малой подвижности
«Назови соседей числа»
Дети встают в круг, водящий в середине с мячом. Водящий бросает мяч любому ребёнку, называя цифру. Ребёнок должен поймать мяч и назвать предыдущее и последующее число к заданной цифре
«Считай, не ошибись!
Дети становятся в круг, в руках у водящего мяч. Водящий называет число и передаёт мяч следующему ребёнку. Ребёнок называет последующее число , передавая мяч, задаёт своё число соседу.
Игра для участников РМО «Пузырь» (с усложнением для детей старшего дошкольного возраста)
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
После слов дети мелкими шагами отступают назад, считая хором до 10 одновременно с этим расширяя круг и держатся за руки. На счёт 10 круг должен максимально расшириться. Водящий говорит: «Лопнул пузырь!» Дети мелкими шагами начинают сближаться в круг, «сдувая» пузырь и одновременно хором считать в обратном порядке от 10 до 1 и приседая на корточки, говорят: «Хлоп».
ВЫВОД
Результатом применения подвижных игр с дидактической направленностью в нашем детском саду явилось то, что наши дети независимо от возраста любят получать знания, такая игра всегда связана с моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. Игры проводятся и организуются так, что опасность получить физическую и эмоциональную травму минимальна. В подвижной игре с дидактической направленностью создаются разнообразные возможности для экспериментирования и получения нового опыта, каждый ребенок может побывать в центре внимания и почувствовать себя успешным в коллективе детей.
Подвижные игры с дидактической направленностью
- являются средством воспитания, обучения, развития ребенка, сохраняют здоровье.
- обеспечивают всестороннее развитие личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности
- позволяет детям окрепнуть, стать сильными, выносливыми, облегчает и подготавливает их к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
Главное вырастить и воспитать здорового, умного, веселого ребенка, сформированными познавательными способностями. Умения общаться со сверстниками, взрослыми. Использовать полученные знания самостоятельно в повседневной жизни.
Играя мы общаемся с детьми на их территории, многому можем научить детей и научиться самим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении по...
Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В статье описаны рекомендации и словесные игры, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....
Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...
Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их о...
Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Отношения с окружающими начинаются и развиваются наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений является основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Даль...