Консультация для педагогов «Значение игр с занимательным материалом для развития дошкольников»
консультация по логопедии

Гуляева Марина Ивановна

Игры с занимательным материалом вызывают у детей большой интерес. Дети могут подолгу играть с ним. В таких играх формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатываются усидчивость, развиваются конструктивные умения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igr_s_zanimatelnym_materialom.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Значение игр с занимательным материалом для развития дошкольников»

Игры с занимательным материалом вызывают у детей большой интерес. Дети могут подолгу играть с ним. В таких играх формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатываются усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом ни трудился.

Важно отметить, что игры с занимательным материалом самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением. Здесь происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребёнком ситуаций и действий, в значительной степени приближающихся к будущей учебной деятельности.

Сущность занимательных игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослым, в интересной игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребёнка. Занимательную игру можно использовать как средство закрепления и уточнения знаний, а также как одну из форм обучения и общего развития ребёнка. Игры с занимательным материалом могут одновременно выполнять и обучающие, и развивающие задачи. Дети играют, не подозревая, что усваивают, закрепляют, совершенствуют какие-то знания.

Л. С. Выготский отмечал: «…достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития».

Одна из причин, вызывающих затруднения и перегрузку учеников в процессе усвоения новых знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому очень важной задачей является развитие мышления детей: умений обобщать, сравнивать, систематизировать, классифицировать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать. Решению этой задачи содействуют занимательные игры.

Многие психологи изучали влияние дидактических, развивающих игр на умственное развитие ребёнка.

Так, Б. А. Кордемский подчёркивал особое значение игровых задач-смекалок в развитии у детей сообразительности, логичности, гибкости, критичности ума. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать связи, на основе которых играющий приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.

З. А. Михайлова отмечает, что проявление детьми смекалки и сообразительности в занимательных играх возрастает по мере овладения детьми определёнными схемами анализа, переноса усвоенных общих принципов, способов решения простых задач на более сложные.

Таким образом, значение занимательных игр и упражнений в развитии мышления трудно переоценить. Но они развивают и другие психические процессы, без которых мышление невозможно.

Занимательные развивающие игры способствуют развитию восприятия, организуют чувственный опыт детей, на основе чего имеется возможность формировать у них отчётливые представления о таких признаках предметов, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Дети знают основные геометрические фигуры, умеют подбирать предметы определённой формы, составлять из них изображения. Знание такого признака, как величина, выражается в том, что ребёнок может по-разному располагать предметы разной величины в порядке её убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по трём измерениям (длина, ширина, высота).

Игры с занимательным материалом способствуют развитию внимания. Они формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённом задании. Это очень важно в плане подготовки к школе. Ведь без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу. Благодаря таким играм формируются основные свойства внимания – концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объём. Кроме всего этого, в играх происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному, которое предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно, то есть ребёнок учится ставить цель и применять волевые усилия при её достижении.

Игры с занимательным материалом развивают память, которая так же, как и внимание, становится произвольной. Развивающие игры с занимательным материалом можно считать одним из эффективных средств развития произвольной образной памяти благодаря тому, что детям легче усвоить, запомнить задачу, опосредованную игровым мотивом. Благодаря играм ребёнок гораздо быстрее приобретает способность ставить цель – запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, то есть, средства, облегчающие процесс запоминания.

Важное значение для подготовки к школе имеет развитие творческих способностей. Особое внимание этому вопросу уделил Б. П. Никитин – известный педагог-новатор. Им разработаны специальные игры, которые помогают развивать творческие способности ребёнка.

Развитие творческих способностей, по мнению, Б. П. Никитина, подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научится видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ, не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Б. П. Никитин отмечает, что для развития способностей нужна другая методика общения с ребёнком, в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения. Она заключается в использовании развивающих игр. «Вот здесь то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности и т. д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности».

Итак, игры, являющиеся своеобразной «умственной гимнастикой», способствуют развитию творческой стороны интеллекта.

Игры с занимательным материалом имеют большое значение для развития речи ребёнка. В процессе игр, например, с блоками, дети проговаривают свойства предметов – их цвет, форму, величину, закрепляя таким образом, словарь признаков. Во многих играх развивается умение обобщать, классифицировать предметы. Соответственно, дети учатся употреблять обобщающие существительные (одежда, посуда, транспорт). В заданиях на сравнение предметов дети составляют сложносочинённые предложения. В играх на поиск недостающего в ряду предмета, необходимо умение согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. В занимательных заданиях с буквами (при решении ребусов, кроссвордов, филвордов, шарад и т. п.) идёт подготовка к обучению грамоте.

Важно также отметить, что в занимательной игре успешно развиваются качества, которые помогут детям общаться с одноклассниками, учителем. Ведь каждому ребёнку необходимо умение войти в школьный коллектив, а многие игры предполагают совместные действия, умение уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

В процессе игр развивается воля ребёнка. Познавательная деятельность, даже игровая, требует активности и усилий. В играх ребёнок приобретает умение ставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценить полученный результат.

Н. А. Цыркун отмечает, что на занятиях с использованием игр прослеживается постепенный переход от игры к учению. Это путь от импульсивного поведения к волевому: ИГРА---ИГРА+УЧЕНИЕ---УЧЕНИЕ; ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ---ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ + ВОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ --- ВОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Таким образом, в занимательных играх дети постепенно учатся подчинять свою психическую активность решению стоящих перед ними задач, то есть формируется умение управлять своим поведением – произвольность – качество, необходимое для успешного обучения в школе. Такие дети, как правило, хотят учиться.

Школьнику необходимо обладать и нравственно-волевыми качествами. Развивающие игры способствуют их формированию. Ведь в ходе таких игр ребёнку всегда приходится их проявлять. Это выдержка, организованность, настойчивость, целеустремлённость, самостоятельность, активность, инициативность. Перечисленные качества необходимы для достижения положительного результата.

З. А. Михайлова особое внимание уделила вопросу развития самостоятельности средствами занимательной математики. Она указывает на то, что в ходе игр дети учатся самостоятельно создавать условия для деятельности; выполнять действия при отсутствии контроля со стороны взрослых, без посторонней помощи; приобретают умение преодолевать трудности и достигать результата; получают моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

Итак, игровая деятельность с использованием занимательного материала разнообразна и содержательна. Она является замечательным средством развития психических процессов ребёнка и его подготовки к обучению в школе.

Литература:

- Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. М. : Педагогика, 1984. – т. 4.

- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1990.

- Михайлова З. А. Подготовка детей к школе средствами занимательной математики // Дошкольное воспитание 1988. – № 5. – с. 31-33.

- Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М. : Просвещение, 1989.

- Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. – Минск: Народная Асвета, 1991.

- Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Книга для воспитателей детских садов и родителей; Под ред. Дьяченко О. М., Агаевой Е. А. – М. : Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников

Значение пальчиковой гимнастики, примеры комплексов пальчиковой гимнастики для детей 2-7 лет....

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»...

Консультация для педагогов «Значение игр со словом для речевого развития дошкольников»

  Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны. Важно научить ребе...

Консультация для педагогов: "Значение "Логических блоков Дьенеша" для всестороннего развития дошкольников"

Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профес...

Консультация для педагогов "Значение музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников"

Консультация для педагогов "Значение музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников"...

Консультация для педагогов "Значение уголка уединения в группе раннего развития"

Уголок уединения – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает пс...