Консультация для педагогов "Значение уголка уединения в группе раннего развития"
консультация по психологии

Руденко Елена Александровна

Уголок уединения – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_uedineniya_szhatyy.pptx290.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация Тема: «Значение уголка уединения в группе раннего развития» Подготовила: Педагог-психолог Руденко Е.А. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Стрелицкий детский сад «Лебедь» общеразвивающего вида Семилукского муниципального района Воронежской области 2024г.

Слайд 2

Детский сад – первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Одна из задач современного дошкольного учреждения – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.

Слайд 3

Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.

Слайд 4

Уголок уединения – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья ребенка. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения.

Слайд 5

- В раннем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения – облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться. - Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п . - Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний. - Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей. - Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения – специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт. На достижение этого направлено решение ряда задач:

Слайд 6

Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета. Они должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться яркими тонами. Оформление уголка уединения имеет свои особенности.

Слайд 7

В раннем возрасте будет актуален дизайн «Норка» – небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 2–3 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули. Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать). Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе.

Слайд 8

1 . Для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме: - Игрушки и пособия, направленные на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции: подушки для битья и боксерские перчатки; поролоновые подушки; стаканчик, кувшин или горшок для крика; « коврик злости»; набор бумаги для разрывания. 2. Для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции: - Игрушки и материалы, которые помогают детям расслабиться и снять мышечное напряжение: аудио и видеозаписи звуков природы (шум моря, звуки леса, шум дождя и т.д.); игры для дыхательной разминки; мячи- массажеры ; игры с песком и водой; коробочки и мешочки настроений. 3. Игры для развития мелкой моторики (перебирание, нанизывание по форме и цвету): цветные клубочки, тактильные и сенсорные коврики; тактильные мешочки с разными наполнителями (горох, рис, греча и др.); камушки для перекладывания из одной емкости в другую). Материалы и игрушки, которые могут быть использованы:

Слайд 9

1 . Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. 2 . В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым . В этом отлично помогает уголок уединения. 3 . Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что:

Слайд 10

Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. Чтобы все дети могли побывать в уголке уединения, необходимо создать правила нахождения в нем. Например, пока идут песочные часы. Либо это будут символические картинки, которые дети будут класть в кармашки, прикреплять магнитом и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Режим дня в группе раннего развития"

В консультации представлен режим дня в группе и рекомендации по его организации....

Уголок уединения в группе раннего возраста

Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит отего эмоциональ...

Консультация для родителей по ПДД в группе раннего развития "Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас!"

Консультация для родителей по ПДД в группе раннего развития " Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас!"...

Значение уголка уединения в группе детей раннего возраста.

Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Основной целью организации уголка уединения в группе является - преодоление эмоционального дискомфо...

Значение уголка уединения в группе детского сада для детей.

laquo;Уголок уединения» в группе - это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восста...

Краткосрочный проект с родителями по созданию физкультурного уголка во второй группе раннего развития.

В данной работе дается информационная характеристика проекта, объясняется актуальность выбранной темы, подробно описывается цель, задачи проекта, методы и формы работы, ожидаемые результаты, продукты ...