НОД "Край родной"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект направлен на знакомство детей с чувашским просветителем И.Я.Яковлевым; развитие интереса к изучению чувашского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ядринская районная администрация Чувашской Республики

МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида

План – конспект НОД,

образовательной области «Речевое развитие»

 старшей группы

Тема: «Край родной».

Составитель:

воспитатель Тувалева Л.В.

Ядрин, 2014

 Программное содержание: - дать знания детям о символике республики (флаг, герб, гимн);

- познакомить с чувашским просветителем И.Я.Яковлевым;

- закрепить знания детей о Республике Чувашия;

    - развивать элементарные представления об историческом прошлом Родины;

    - вызвать интерес к изучению чувашского языка;

    - воспитывать культуру общения, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям.

Словарная работа: столица, достопримечательность, символика, просветитель.

Демонстрационный  материал: компьютер, проектор, кукла в чувашской одежде Анюк, конверт, магнитная доска.

Раздаточный материал: пазлы  «герб и флаг Чувашии», лепестки ромашки.

Предшествующая работа:

1. Рассматривание символики Чувашской Республики, презентационного материала «Ядрин мой – город мой», «Чувашия – моя малая Родина», «Иван Яковлевич Яковлев - просветитель чувашского народа».

2. Чтение исторического материала о городе Ядрин.

                             

1. Вводная часть.

    1.Игровая ситуация: В группу приходит кукла в национальной одежде Анюк. Она   принесла конверт. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее и сообщает, что конверт не подписан, предлагает открыть конверт и посмотреть что там. Дети вскрывают конверт и находят письмо».

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня, 25 апреля – день особенный, это день чувашского языка и посвящен чувашскому просветителю, Ивану Яковлевичу Яковлеву. Я приглашаю вас попутешествовать по Чувашии, поиграть в чувашские народные игры. Желаю удачи!» Анюк.

Воспитатель сообщает, что маршрут состоит из ряда заданий, которые нужно выполнить.

2. Путешествие по маршрутам.

- Начинаем путешествие с родного города.

- Где мы живем?

- Да, ребята. Мы живем в Ядрине. Ядрин – это маленькая Чувашия.

Просмотр презентации «Ядрин мой – город мой» (6 слайдов, приложение №1)

II. Основная часть.

1.Следующий этап путешествия просмотр презентации «Чувашия – моя малая Родина».

Дети просматривают презентацию и отвечают на вопросы.

-У каждой Республики есть главный город, то есть столица.

- А как называется столица нашей Чувашии?

- Какие достопримечательности Чебоксар вы знаете?

- Что обозначают символы на флаге Чувашии?

- Что изображено на гербе Чувашии?

- Какое основное население Чувашии?

Прослушивание гимна Чувашии (1 куплет). Дети слушают гимн Чувашии. (12 слайдов, приложение №2)

2. Рассказ об И.Я.Яковлеве. 

- Иван Яковлевич Яковлев - выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа, педагог, писатель, создатель современной чувашской письменности, переводчик.

Просмотр презентации (4 слайда, приложение №3).

3. Дидактическая игра «Собери герб и флаг Чувашии». 

Дети собирают пазлы, сравнивают с образцом, комментируют свой выбор.

На гербе и флаге Чувашской Республики изображены элементы  чувашского орнамента  „Древо Жизни“ и „Три Солнца“.  Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника. По преданиям в древности светили  три  Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда-то светили Земле. Вышивки эти мы назовем «хĕвел  тĕрри»-солнечными»- решили мудрецы и вернули Солнце назад.

III.Физкультминутка.
- Дети, мы сегодня поиграем чувашскую игру «Солнышко».

Творческая игра «Солнышко»

Описание игры. Среди игроков выбирают водящего – солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берутся за руки и водят хоровод:

Гори, солнце ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее,

А весна – милее.

Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Горячо!» - и догоняет их.

Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

IV. Проведение игр.

1. Игра «Волшебный цветок».

Дети садятся в круг, и воспитатель рассказывает о том, что наш город многонациональный, в нём живут люди разных национальностей.

- Что же надо делать для того, чтобы жить дружно? (не ссориться  друг с другом). Дети высказывают свои мнения.

Затем воспитатель предлагает собрать «Цветок Дружбы». Для этого каждый должен взять лепесток и назвать хорошее качество, которым обладает человек (добрый, хороший, честный, общительный, дружелюбный, внимательный, вежливый, преданный и др.). Затем подойти к магнитной доске и соединить лепесток с серединкой. Когда цветок собран дети аплодируют друг другу.

  

III. Подведение итогов.

- Ребята, что сегодня узнали  нового, интересного? (варианты ответов:  25 апреля – День чувашского языка; у каждой республики есть своя символика;

на гербе и флаге нашей Республики изображены элементы  чувашского орнамента  «Древо Жизни» и «Три Солнца»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...

"Родной дом-родная деревня"

Конспект НОД образовательной области "Познание"в 2 младшей группе...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...