Проект " Матрёшка"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Проект исследовательской деятельности по изучению народного творчества на тему: " Матрёшка".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект исследовательской деятельности по изучению народного творчества на тему: " Матрёшка"
выполнила:
воспитатель МДОУ" Надеждинский сад " Земляничка""
Кайбицкого муниципального района РТ
Жиренкова Елена Анатольевна
СЗД категория
Введение.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций,
экспериментирование, опытно-иследовательскую деятельность.
Выбор темы проекта пришёл с возникновением проблемы о вытеснении народного творчества из повседневной жизни в век компьютеризации. Знаменитые матрёшки и свистульки не трогают больше зрительских глаз, хотя за границей пользуются большим спросом. Цель моего проекта: познакомить дошкольников с родословной русской матрешки, с росписью игрушки, прививать любовь к Родине, своему народу, уважать и прославлять русские традиции, развивать навыки росписи по дереву, творчески подходить к решению поставленной цели.
Задачи:1. Расширить у детей запас знаний, о русской народной игрушке.2. Научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ.3. научить учащихся работать в группах и творчески.
Исследовательская работа.
Исследовательская работа мною будет проводится в течении месяца с 22 апреля по19 марта с разновозрастной группой в количестве 8 человек
Мною будут использованы методы работы
- Познакомиться с Матрёшкой: узнать, откуда она появилась, происхождение Матрёшки; с помощью различных источников: энциклопедий, книг, экспериментов, наблюдений, опытов, рассказов взрослых…;
- Организовать мини-музей книг;
- Изготовить шаблоны росписи Гжель и Хохлома ;
- Оформить коллаж " Мы милашки- куклы неваляшки"
- Организовать выставку рисунков " Вот они такие- девицы простые"
- Выпустить фотоальбом " Рукотворное чудо"
- Донести до родителей важность и интерес нового вида деятельности. Провести разъяснительную работу, дать рекомендации, консультации по оказанию действенной помощи детям в реализации их проекта.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Постоянным спутником исследовательского метода обучения служат экскурсии. Они используются при проведении детьми собственных исследований. Экскурсия помогает изучать разные объекты в их реальном окружении, в действиях, дает большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Известно, что познание «начинается с удивления тому, что обыденно». Будет предложено посетить магазин игрушек, где дети увидят плакаты и красивых расписных Матрёшек . Экскурсия в библиотеку помоглажет не только узнать об интересующей их проблеме, но и познакомится с художественной литературой по данному вопросу. Посещение библиотеки очень важно для наших воспитанников. Они не только здесь узнают о новых книгах, но и приучаются к их бережному отношению с малых лет.
Когда сбор информации ребенком завершен, обобщаем и систематизируем накопленный детьми материал. В это момент мы предлагаем детям задания рефлексивного характера. Эти задания учат детей осмысливать проделанную им работу, видеть ее составляющие, условия успеха. Юные исследователи отвечают на следующие вопросы:
- Как ты задумал выполнить работу? Как действовал? Почему?
- Расскажи все по порядку.
- Оцени свою работу. Что ты можешь сказать?
- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?
- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с этой работой?
- Что у тебя получилось лучше (хуже) всего?
- Что было в твоей работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?
- Какие знания и умение пригодились тебе, чтобы справиться?
- Что ты узнал нового, чему научился?
Эти вопросы помогают ребенку осмыслить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения и увидеть его пути.
Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации исследовательского и проектного обучения, на мой взгляд, является защита детских исследовательских работ и творческих проектов. Без него исследование не может считаться завершенным.
Цель презентации проекта – публично представить свою работу. Такое представление достаточно сложно для дошкольника. Возникшее волнение может помешать изложить итоги своей работы, выслушать вопросы и отреагировать на суждения присутствующих. Способность представить свою работу публично важна как свидетельство уровня развития эмоционального интеллекта ребенка.
Примерные работы дошкольников
«Это интересно» история возникновения матрёшки
• Роспись Гжель
• Роспись Хохлома,
На подготовительном этапе с родителями воспитанников обсудили вопросы, связанные с проектной деятельностью, определили цели и задачи проекта, составили список необходимого оборудования, подготовили методическую и художественную литературу, дидактические игры по теме проекта. Приобрели необходимый дидактический материал для практических занятий. Были предложены примерные планы совместной деятельности дома родителей с детьми. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации для родителей. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и проходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые мероприятия, вовлекались в выполнение творческих заданий.
Для популяризации проектной деятельности в детском саду был составлен план взаимодействия с сотрудниками детского сада. Здесь проводились следующие мероприятия: презентация детских проектов, выпуск газет по проектной деятельности.
Перспективное планирование
Распределение работы по этапам проекта:
1этап – мотивационно - ориентировочный (подготовительный).
Мотивом для поисковой, творческой, учебно-познавательной деятельности дошкольника для нас, педагогов является учебная или воспитательная задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал» и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в основе, должна быть «четкой», то есть ребенок должен иметь объективную возможность ее разрешить. И для нас это важно, так как определяя свою проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.
2 этап – поисковый.
В результате вопросно – ответной беседы, организованной педагогом, составляем план работы по каждой теме исследования. В некоторых случаях этот план непосредственно связан с вопросами, на которые ребенку нужно ответить. Но за частую детям бывает необходимо определить какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения своей проблемы. Для них задаем вопросы: что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется? На этом этапе задание и разные виды работ стараемся распределить в соответствии с детскими интересами, их возможностями, приоритетами их развития. Здесь же детьми выдвигаются гипотезы (выдвижение множества гипотез - догадок это попытки предугадать ожидаемые результаты) и составляются планы - действий, которые мы стараемся сделать наглядными. Это нужно для того, чтобы сохранить в сознании детей задуманное, помнить проблему своей работы….
3 этап - практический.
Согласно плану - действий вместе с детьми выбираем разные формы работы.
Здесь стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. работать в команде. А так же не отступать от намеченного плана.
Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность, интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что тебе пригодиться для твоей работы?
4 этап – рефлексивный.
На этом этапе учим детей осмысливать проделанную работу, видеть ее составляющие. Предлагаем детям вопросы и задания, формирующие навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:
- Как ты задумал выполнить работу?
- Расскажи по порядку, как ты действовал?
- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?
- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с работой?
- Что у тебя получилось лучше всего (хуже)?
- Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?
- Какие знания и умения пригодились тебе для того, чтобы справиться?
- Что ты узнал нового? Чему научился?
Обращение к рефлексивным заданиям происходит систематически. Таким образом, мы предлагаем ребенку осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе работы и увидеть его пути. Детям предоставляем возможность сконцентрироваться на ощущении радости от свершенных открытий, своих достижений, новых приобретений, ощущении собственной значимости. А, мы взрослые, стараемся создать для детей ситуацию «успешности» и мотивировать их для дальнейшей деятельности.
5 этап – заключительный.
Презентация проекта. Мы обсуждаем с детьми вопрос о том, как бы он хотел представить результат своей проектной деятельности. Как правило, наши дети делают краткие сообщения о своей работе с использованием наглядного материала: фотоальбом, плакаты, схемы, поделки…
Этапы работы над проектом
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1 Вызвать интерес у дошкольников к народному творчеству. Познакомить с родословной русской матрешки, с росписью игрушки, прививать любовь к Родине, своему народу. 2Беседа " У Матрёшки дед-японец" 3.Игра " Одень Матрёшку" 4. Презентация " О чём говорят Матрёшки" | Собрать информацию о Матрёшке с помощью родителей из разных источников информации: энциклопедий, книг, экспериментов, наблюдений, опытов . Вживание в игровую деятельность. |
2 этап | 1.Сделать выставку книг в группе. 2. Организовать экскурсию в магазин игрушек. 3. Поход в библиотеку. | Участие в организации выставки книг в группе. Приготовить сообщение о росписи Гжель 1 группа; Хохлома 2 группа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Наши юные исследователи преодолевают разные преграды на своем пути. Самое главное – они верят, что достигнут намеченной цели. Стремятся к ней, невзирая на трудности. Верят в себя, в то, что они – настоящие исследователи!
лые – педагоги, родители, стараемся подвести детей к их самостоятельным открытиям новых знаний о мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Матрёшка"
Познакомить с историей возникновения матрешки Показать разнообразие в оформлении матрешки, в зависимости от места изготовления Формировать элементы патриотического и эсте...
Проект " Матрёшка-народная игрушка"
Цель этого проекта познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрёшки,воспитать интерес к истории России....
ПРОЕКТ МАТРЁШКА МАТРЁНА
Познакомить детей с народной игрушкой - матрёшка....
Проект «Матрёшка-душа России»
Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочныйВозраст: 3-4 лет.Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители воспитанн...
проект "Матрёшки"
матрешки...
Проект Матрёшки
Проект Матрёшки для детей и родителей средней группы...
Проект " Матрёшка- русский сувенир" реализация проекта
Фотоматериал реализации проекта....