Пересказ рассказа "Еж"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Запорощенко Светлана Валерьевна

Занятие по развитию речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx428.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в области коммуникации и познания в средней группе

« ЁЖ»

Программное содержание:

- формировать навыки пересказа короткого текста с  использованием  мольберта и графических схем; закреплять умение детей отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений;

- упражнять в согласовании существительных в косвенных падежах;

- развивать зрительное и слуховое восприятие детей, мелкую моторику рук;

- воспитывать интерес к пластилинографии.

Предварительная работа:

- чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Евгения Чарушина «Моя первая зоология»; изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, ручной труд по теме «Ёж».

Предшествующая работа: изготовление схем – картинок по рассказу, трафарета для пластилинографии.

Словарная работа: свернулся, закатили, страх, развернулся, удрал.

Демонстрационный материал: мольберт, набор колющих предметов( колючка, кактус, булавка), игрушка – ёжик, схемы- картинки.

Раздаточный материал: доски для лепки, пластилин, трафареты для пластилинографии.

Индивидуальная работа: с Кириллом, Аидой – проговаривание отдельных слов; с Вероникой, Елисеем – отвечать на вопросы полным ответом.

Методические приёмы: отгадывание загадки, беседа, чтение, рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Структура занятия:

1.Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.

2. Подготовка к восприятию текста.

3.Чтение рассказа.

4. Беседа по содержанию.

5. Физкультминутка «Прогулка»

6. Дидактическое упражнение  «Закончи предложение».

7. Повторное чтение рассказа.

8.Составление плана –схемы содержания рассказа.

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

10. Изготовление панно «Ёж» ( пластилинография)

11.Рефлексия.

Ход :

1.Артикуляционная гимнастика.

 В. - Жил-был весёлый язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко( открыть рот). Посмотрел налево, направо (при открытом рте движение языка направо – налево). Вниз посмотрел (движение языка вниз). Ночью шёл дождь: нет ли луж? Вверх посмотрел(движение языка вверх): светит ли солнышко? Закрыл окошко (закрыть рот) Утром нужно умываться. Пошёл Язычок в ванную, открыл горячую воду «Ш-Ш-Ш» ( дети произносят звук Ш )Испугался Язычок ( Покажите, как он испугался) Затем Язычок открыл кран с холодной водой «С –С – С» (дети произносят звук С). Горячая вода соединилась с холодной и стала тёплой. Язычок умылся. Почистил зубки сначала нижние, затем верхние.( улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно верхние и нижние зубы) Прополоскал рот (движения щёк, имитирующие полоскание) Умылся ещё раз( круговые движения языка вокруг губ) Вытерся. Закрыл кран с водой.

Молодцы! А теперь отгадайте загадку.

Шуба – иголки, свернётся – колкий,

Рукой не возьмёшь. Кто это?

Д.- Ёж.  

2. Подготовка к восприятию текста

В.- Правильно. Посмотрите, какой ёжик сегодня пришёл к нам. (игрушка). Давайте его рассмотрим. Зачем у ежа на спине иголки торчат?

Д. – Ёж иголками защищается от врагов.

В. – Как он спасается от врагов?

3. Чтение рассказа.

В. – Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся ёж и начал есть молоко. А потом ёжик удрал обратно к себе в лес.

4. Беседа по содержанию.

В. – Где ходили ребята?

Д. – Ребята ходили по лесу.

В. – Кого они нашли?

Д. – Они нашли ежа.

В. – Где сидел ёж?

Д. – Ёж сидел под кустом.

В. – Что сделал ёжик со страху?

Д. – Он со страху свернулся шариком.

В. – Куда дети принесли ежа?

Д. – Дети принесли ежа домой.

В. – Почему они не укололись?

Д. – Они закатили ежа в шапку.

В. – Что они ему дали?

Д. – Дети дали ему молока.

В. – Что было дальше?

Д. – Ёжик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.

5. Физкультминутка «Прогулка»

Выполняется не ковре.

Раз, два, три, четыре, пять (дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши)

В лес идём мы погулять (шагают друг за другом)

Землянику мы найдём  (наклоняясь собирают ягоды)

И братишке отнесём ( шагают в обратную сторону)

6. Дидактическое упражнение  «Закончи предложение».

 В. – Как нужно говорить правильно? Дети нашли  (кого?) ...

Д.-  …ежа.

В. – Подошли ( к кому?)…

Д. - …к ежу.

В. – Напоили его (чем?)…

Д. - …молоком.

В. – Ёжик напился (чего?)…

Д. - …молока.

В. – Значит дети позаботились  (о ком?)…

Д. - …о еже.

7. Повторное чтение рассказа.

В. – Я прочитаю рассказ ещё раз , а вы мне помогайте. (Дети договаривают начатые педагогом фразы)

- Ходили ребята по …( лесу).

- Нашли под кустом …(ежа).

- Он со страху свернулся …(шариком).

- Закатили ребята ежа в …(шапку).

- И принесли ежа …(домой).

- Дали ему …(молока).

- Развернулся ёж и стал есть…( молоко).

- А потом ёжик удрал к себе обратно в …(лес).

8. Составление плана –схемы содержания рассказа.

В.- Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте разложим их по порядку. С чего всё началось? Что было дальше?(Педагог вместе с детьми выкладывает графическую мнемодорожку – графический план рассказа

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. I:\КОНСПЕКТ ЗАПОРОЩЕНКО\img094.jpgI:\КОНСПЕКТ ЗАПОРОЩЕНКО\img095.jpg

I:\КОНСПЕКТ ЗАПОРОЩЕНКО\img096.jpg

 В.- А теперь расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.        ( Принимают участие все дети по цепочке . В конце один ребёнок повторяет рассказ целиком )

10. Изготовление панно «Ёж» ( пластилинография)

 Ну и напоследок, чтобы нашему ёжику не было скучно в лесу, давайте  изготовим ему ещё много друзей – ёжиков. Для этого я раздам вам трафареты, а вам нужно будет закрасить ежей, но не красками ,а при помощи пластилина (пластилинография) C:\Users\Константин\Desktop\1-ezik-150x150.gif

11. Рефлексия

В. - Чем мы сегодня занимались? Понравилось тебе, Серёжа составлять рассказ по схемам? А ты, Костя, что нового узнал? (Педагог положительно оценивает деятельность на занятии каждого ребёнка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.

Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...