Дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Василенко Татьяна Александровна

Дидактические игры по развитию речи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Старшая группа

 РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО СХОДСТВУ.

На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца, дерево, корова, колосья.

Проводится классификация: свитер, шапка, шерстяные варежки (перчатки), шарф — «овца»; стол, деревянные грабли, ворота, забор — «дерево», бутылка молока, масло, сыр, мороженое — «корова»; хлеб, батон, бублик, рогалик — «колосья».

У каждого ребенка по 1—2 картинки.

Предложить разложить картинки и объяснить, почему он положил именно так. Развивать связную речь, отрабатывать сложноподчиненные упражнения.

 КАКИЕ ИЗ СЛОВ ОБОЗНАЧАЮТ ОВОЩИ?

 Салат, крапива, морковь.

Лук, репа, подорожник, укроп.

 Чеснок, редис, роза, брюква.

 Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свекла, капуста.

 Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

 КАКИЕ ИЗ СЛОВ ОБОЗНАЧАЮТ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ?

Лиса, волк,собака, заяц.

 Лошадь, теленок, лось, медведь.

 Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кошка, выдра, щенок, попугай.

КАКИЕ ИЗ СЛОВ ОБОЗНАЧАЮТ ТРАНСПОРТ?

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЧАСТЕЙ.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары. (Грузовик)

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни. (Дерево)

 Дно, крышка, стенки, ручки. Палуба, каюта, якорь, корма, нос. (Корабль

 Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак. {Дом)

 Крылья, кабина, хвост, мотор. (Самолет)

 Глаза, лоб, нос, рот, брови, щека. (Лицо)

 Рукава, воротник, манжеты. (Рубашка)

Голова, ноги, копыта, хвост, вымя, рога. (Корова)

 Пол, стены, потолок, окна, двери. (Комната)

 Подоконник, рама, стекло, форточка. (Окно)

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ.

  Отгадывание загадок по эпитетам с опорой на картинки:

Я пятнистый, высокий, с длинной шеей. (Жираф)

Я низкий, толстый, серый. (Бегемот)

  Я маленькая, серенькая, с длинным хвостом. (Мышка)

Я грозный, сильный, с густой гривой. (Лев)

  Я горбатый, с длинной шеей, тонкими ногами. (Верблюд)

 ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (слова-антонимы):

Слон большой, а комар... (маленький).

Камень тяжелый, а пушинка... (легкая).

 Золушка добрая, а мачеха... (злая).

 Зимой погода холодная, а летом... (теплая).

 Сахар сладкий, а горчица... (острая).

 Дерево высокое, а куст... (низкий).

 Дедушка старый, а внук... (молодой).

Суп горячий, а компот... (холодный).

Сажа черная, а снег... (белый).

 Лев смелый, а заяц... (трусливый).

 Молоко жидкое, а сметана... (густая).

Река широкая, а ручеек ... (узкий).

 Работать трудно, а отдыхать... (легко).

 Днем светло, а ночью... (темно).

 Сегодня мне весело, а вчера было (грустно).

 Заяц скачет быстро, а черепаха ползет... (медленно).

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом... (направо).

Кричат громко, а шепчут... (тихо).

Я больной, но скоро буду... (здоровый).

Я живу близко, а мой друг... (далеко).

Продавец продает, а покупатель... (покупает).

Друзья часто ссорятся, но легко... (мирятся).

Легко заболеть, но трудно... (вылечиваться).

Воспитатель спрашивает, а дети... (отвечают).

Сначала гостей встречают, а потом.... (провожают) .

При встрече здороваются, а при расставании... (прощаются).

 

 ПОДОБРАТЬ СИНОНИМЫ (СЛОВА-ПРИЯТЕЛИ):

Печаль — грусть.

Конь — лошадь.

Солдат — боец.

Здание — дом.

Хворостина — прут.

Идти — шагать.

Отчизна — Родина.

Приятель — друг.

Льется — течет.

 Глядеть — смотреть.

Торопиться — спешить.

Крошечный — маленький.

 Умный — эрудированный.

 Смелый — храбрый.

Прежде — раньше.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ПОДБЕРИ СРАВНЕНИЕ).

 Земля покрыта снегом, как... (покрывалом).

 Лед блестит у берега, как... (стекло).

 Туман стелется над озером, как... (.молоко).

Дождинки текут по лицу, как... (слезы).

 ПРАВИЛЬНО ЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛОВА?

Предлагаются вопросы « У кого? », « У чего?».

 Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки.

 Язычок—у человека, у ботинка.

Глазок — у ребенка, у двери.

 Горлышко — у ребенка, у бутылки.

 Ножка — у ребенка, у стула, у гриба.

 ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ СЛОВО К ДВУМ СЛОВАМ.

Дерево, цветы (что делают?) растут.

Кошка, собака (что делают?) сидят, бегут.

Тарелка, кружка (что делают?) стоят.

Дождь, снег (что делают?) идет.

Мяч, яблоко (какие?) круглые.

Сахар, мед (какие?) сладкие.

Снег, лед (какие?) холодные.

Вода, молоко (какие?) жидкие.

Сидит, стоит (кто?) человек.

Льется, журчит (что?) ручеек.

Шумит, дует (что?) ветер.

Растет, зеленеет (что?) трава.

Круглое, сочное (что?) яблоко.

 Желтый, кислый (что?) лимон.

Высокое, зеленое (что?) дерево.

 Длинный, деревянный (что?) прут.

Яркое, теплое (что?) солнце.

 КТО КАК ЕСТ?

Кошка лакает молоко.

 Корова жует сено.

Собака грызет кость.

 Курица клюет зерно.

 Заяц грызет кору.

 Рыба глотает мальков.

 ПОДОБРАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ) К НАЗВАНИЮ ДЕЙСТВИЯ (ГЛАГОЛУ).

Бежит: кто? (человек, ребенок, собака, зверь);

            что? (река, ручей, молоко,   время).

Идет: кто? (девочка, ребенок, собака, лошадь, кошка);

          что? (время, дождь, снег, град).

Растет: кто? (ребенок, цыпленок, рыбка, собака);

             что? (дерево, цветок, огурец, яблоко).

Можно предложить подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом.

 КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?

Предложить детям карточки с изображением людей различных профессий.    Дети подбирают глаголы.

Учитель — учит.   Доктор — лечит.

Повар — готовит.Уборщица — убирае

Дворник — подметает. Маляр — красит.

Шофер — водит машину.  Покупатель — покупает.

 Художник — рисует.      Парикмахер — стрижет.

Чертежник — чертит.     Плотник — рубит.

Продавец — продает.      Портной — шьет

. Строитель — строит дома.

 ПОДБОР ГЛАГОЛОВ, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС «ЧТО ДЕЛАЕТ?».

Курица — кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется, разгребает, защищает, заботится.

Собака — лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, спасает, скачет, грызет.

Кошка — мяукает, мурлычет, лакает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется, умывается.

 ДОБАВИТЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО, ОТВЕЧАЮЩЕЕ НА ВОПРОС «КАК?».

Черепаха ползет (как?) медленно.

Время течет (как?) быстро.

 Ребенок говорит (как?) тихо.

Солнце светит (как?) ярко.

 ПОДБОР ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

Солнце (какое?)... яркое, жаркое.

Небо... чистое, высокое, голубое.

 Облака... белые, пушистые.

Земля... мокрая, плодородная.

Трава... сочная, зеленая, густая.

Дождь... осенний, проливной, холодный.

Ветер... порывистый, холодный, резкий.

 Листья... зеленые, разноцветные, осенние.

День... осенний, солнечный, пасмурный.

 ПОДБОР ГЛАГОЛОВ «ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Снег (что делаетЧ)... идет, валит, кружит.

Снежинки... кружатся, падают.

Мороз... сковывает, замораживает.

 Ветер... дует, срывает.

Птицы... ежатся, клюют.

 Люди... говорят, общаются, работают.

 Дети... играют, плачут, смеются.

 ПОДБОР СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА».

 Тает (что?)... снег, сугроб, сосулька, снеговик, лед.

Бегут... ручьи, люди, животные, дни.

Распускаются... почки, листочки, бутоны, цветы.

 Появляются... проталины, цветы, трава, насекомые.

 Зеленеет... трава, листья, деревцо.

Прилетают... птицы, насекомые, самолеты.

 Покрываются листьями... деревья, кустарники.

Цветут... деревья, цветы, комнатные растения.

 ПРИДУМАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ, ОТВЕЧАЮЩИХ НА ВОПРОСЫ «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКИЕ?» ПО ТЕМЕ «ЛЕТО».

Солнце (какое?)...

Небо...        Облака...    Трава...        Листья    Воздух...      Погода-    Дождь...       День...     Ночь...

 ПРИДУМАТЬ СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС «ЧТО?» ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ».

 Большой (что?) арбуз.

 Маленькая...        Крупный-Круглый...         Мелкий-Твердый...  

 Мягкая-Сладкая... Вкусное... Горький...       Желтая-Синяя-    

    Красная-Зеленый. Черная— Длинный...    Спелая... Сочный...        

   Свежая-Хрустящий...

 ПРИДУМАТЬ СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС «КТО?» ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».

Большой (кто?) слон, медведь, бегемот.

Маленькая…      Пушистая…   Колючий...

   Могучий…      Пятнистый...     Сильный…

   Слабый..          Трусливый..   Добрый...  

    Злой…           Быстрый…  Полосатая...

   Длинноногий...    Серый…    Неуклюжий..      

   Горбатый…  Хитрый...     Ловкая...

   Хищный...         Рыжий...

 ПРИДУМАТЬ СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС «ЧТО?» ПО ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ».

Новый (что?)— автобус.

 Старый...      Большой… Маленький..

 Мощный..Длинный…       Грузовой...

Трехколесный...    Быстроходный..

Летящий...        Отъезжающий...

 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ВО МНОЖЕСТВЕННОЕ.

У взрослого один предмет, у ребенка (на прилавке) - несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине огурцы.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много...?

Ребенок: А в магазине много яблок.

 КТО ПОДБЕРЕТ БОЛЬШЕ СЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМ ВИНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА).

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги.)

 Что можно связать? (Шапочку, шарф, варежки, жилет, скатерть.)

 Что можно надеть? (Пальто, туфли, сапоги, ботинки.)

 Что можно обуть? (Тапки, туфли, сапоги, ботинки.)

 Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

 ЧТО БЕЗ ЧЕГО? (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ТЕМАМ «МЕБЕЛЬ», «'ПОСУДА», «ТРАНСПОРТ», «ОДЕЖДА»).

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

   Стол без... (ножки).

Стул без... (спинки).

Кастрюля без... (ручки).

Машина без... (колеса).

Шуба без... (воротника).

Чайник без... (носика).

Платье без... (рукава).

Кофта без... (пуговиц).

Ботинки без... (шнурков).

Расческа без... (зубьев).

Грузовик без... (фары).

 КОМУ ЧТО ДАДИМ? (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМЫ ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ПО ТЕМЕ «ДО-МАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»).

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и т.д.). На столе игрушечные животные.

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос «Кому это дадим?» Сено цадим корове. 

      Овес?—лошади. Яблоко? — ежу. 

         Малину? — медведю. Мед? — медведю. 

        Овощи? — свинье. Грибы? — ежу.           

        Орехи? —белке. Молоко? — кошке.     

        Косточку? — собаке.

 КТО ЧЕМ УПРАВЛЯЕТ? (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМЫ ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ПО ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»).

На доске картинки с изображением различных видов транспорта.

Логопед показывает картинку и задает вопросы: «Кто управляет автобусом, самолетом и т.д.?» Дети отвечают полным предложением.

Автобусом управляет водитель.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик. . Кораблем управляет капитан.

Ракетой управляет космонавт, и т.д.

 КТО ГДЕ ЖИВЕТ? (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМЫ ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО).

На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Прелагаем детям ответить на вопрос «Кто где живет (зимует)?»

Лиса живет (где?) в норе.

Медведь зимует (где?) в берлоге.

Волк живет (где?) в логове.

Корова живет (где?) в коровнике.

Телята живут (где?) в телятнике.

Кролики живут (где?) в крольчатнике.

Белка живет (где?) в дупле.

Ежик живет (где?) в гнезде.

Мышка живет (где?) в норе.

лошади живут (где?) в конюшне. Свиньи живут (где?) в свинарнике.

 СКАЖИ НАОБОРОТ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРЕДЛОГОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ: В-, ИЗ-, НА-, С-, К-, ОТ-).

Взрослый называет предложение и предлагает.ребенку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик — (взял).

Девочка налила воду в графин — (вылила).

Мама положила яблоки на стол — (убрала).

Брат поставил лампу на тумбочку — (убрал).

Дедушка подошел к забору — (отошел).

 НЕЗНАЙКА ПРИШЕЛ В МАГАЗИН (ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ).

Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.

Продавец: Вы хотели купить овощ или фрукт?

Незнайка: Я хотел купить фрукт.

Продавец: Какой он по цвету?

Незнайка: Он желтый.

Продавец: А какой он по форме?

Незнайка: Этот фрукт овальный.

Продавец: А какой он на вкус?

Незнайка: Этот фрукт кислый.

Продавец: Наверное, вы хотели купить лимон?

Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Он фрукт, желтый, овальный, кислый.

 НАЗОВИ ЛАСКОВО (ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, ОБРАЗОВАНИЯ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ).

Взрослый произносит начало фразы, а дети — конец.

Цветок красный, а цветочек... (красненький).

Яблоко сладкое, а яблочко... (сладенькое}.

Чашка синяя, а чашечка... (синенькая}.

Груша желтая, а грушка... (желтенькая}.

Ведро зеленое, а ведерко... (зелененькое}.

Солнце теплое, а солнышко... (тепленькое}.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....