«Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Железова Анна Александровна
Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_vode.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему:

«Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Возраст: подготовительная к школе группа.

Образовательная область: познавательное развитие.

Форма проведения: фронтально.

Цель:

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества;

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа: 

  • Беседа с детьми о значении воды.
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки».
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. «Картотеку опытов»).
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
  • Знакомство с круговоротом воды в природе.

Структура:

  • I часть: Вводная (информационно-познавательная)
  • II часть: Практическая (опытно-экспериментальная)
  • III часть: Итог занятия (закрепление)

Продолжительность занятия: 30 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус )

- А что такое глобус? (Глобус – это  модель Земли)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать на глобусе).

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы)

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может, вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин –это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода? 

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Опыт 2. Какого цвета вода? 

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.(Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

Опыт 3. Вода – растворитель. 

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку. 

- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия:

Ребята, мы сегодня познакомились со свойствами воды, провели опыты и еще раз убедились, что… Кто напомнит?

Выводы:

  • вода не имеет формы;
  • вода прозрачная жидкость;
  • не все вещества могут растворяться в воде;
  • у воды нет вкуса и запаха;
  • спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Дети читают стихи.

О земля, муравейник людской,

Дом родной без конца и без края.

Ты нас кормишь и поишь водой,

Как тебя не беречь, дорогая?

- Сохраним моря и воздух,

Недра, лес и тишину,

- Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим!

- Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

Молодцы, ребята! Вы настоящие ученые! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...