" Весна пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Людмила Владимировна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте, в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения " Весна пришла".В конспекте  с детьми закрепляются знания о весне:приметы, месяца, перелетные птицы,первоцветы,дети составляют предложения по схемам,работают с мнемотаблицами.В конспекте дети выполняют зрительную гимнастику, физминутку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompleksnogo_korrektsionnogo_zanyatiya_10_gr.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной  группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Тема:  « Весна пришла!»

Цель:  продолжать формировать предпосылки  учебной деятельности.

Образовательная задача: Учить использовать план-схему при составлении предложении, различать «слог», «слово», «предложение».

Называть в последовательности слова в предложении. Определять место звука в слове.   Учить детей слышать и выполнять инструкцию взрослого.  

Развивающая задача: продолжать развивать связную речь, cовершенствовать  умения составлять предложения из нескольких слов.  

Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы, расширить знания детей о народных названиях весенних месяцев, о перелетных птицах, цветах-первоцветах.

 

 Воспитательная задача:

1.Воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества. Формирование готовности к школе.

Коррекционно-развивающие цели:

1.Развитие фонематических представлений, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением.

 

Обогащать словарь:  протальник, снегогон, травень.

Материал и оборудование : демонстрационный: мнемотаблица, картинки   перелетных и  зимующих птиц, схемы слов, цветы-первоцветы, картинка сороки, музыка, мяч, презентация « Весна»,подушечка, камень ,мольберты.

 Раздаточный материал : полоски для составлении предложений, карточки для игры «Где звук», смайлики.  

Развернутый конспект совместной деятельности.

 Воспитатель:

 Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся: «Доброе утро».

Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое! (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)

 Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое! » (поднимают руки вверх)

 Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра! » (показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки)

 Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра! » (улыбаются и кланяются гостям)

Организационный момент

  Воспитатель: Сядет  тот, кто повторит ряд слов:

Сосулька-вода-лужа;

Ручей-дождь-капель;

Деревья-почки-листочки;

Теплый -яркий-солнечный;

Капает-журчит-набухает;

Греет-светит-тает.

Постановка цели (интрига)

Воспитатель: Ребята, сегодня сорока на хвосте принесла новость. Это  видео - письмо, давайте его просмотрим: (на экране демонстрируется видео-обращение от Весны)

 Весна: Здравствуйте, друзья,

Я - Весна-Красна!

Знаю, ждут меня повсюду,

 Всем на свете я нужна,

 Приношу я радость людям,

 Ведь недаром - я Весна!

 Долго шла лесной тропой

 Я спешила в край родной.

 Вдруг откуда ни возьмись

 Злые вьюги и метели

 Закружились, налетели.

 Замели они пути,

 Без помощи мне не пройти. (звуки ветра)

Воспитатель: Ребята вот такая неприятность случилась с Весной, ее в лесу задержал сильный ветер, метели, не хотят, чтобы в город пришло весеннее тепло. Весна попросила сороку обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, сможем мы выручить Весну? Поможем весне добраться до нашего края?

Дети: Да!

 Воспитатель: Чтобы Весна пришла к нам в город нужно выполнить задания, показать    северному ветру, что мы много знаем о весне и очень ее ждем. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать   буквы, из которых мы  составим слово. Это слово поможет весне.

1. Задание. Назвать весенние месяца, приметы.

Воспитатель: Нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна,  перед каким временем?  

 (Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом).

 Воспитатель:

 А теперь давайте вспомним название весенних месяцев. Как называется самый первый месяц весны? (март)

Второй? (апрель)

 Третий? (май)

Воспитатель:   Кто сможет назвать все весенние месяцы по порядку?  (по очереди отвечают все дети.

 Назовите соседей месяца апрель?(март, май)

Назовите соседей месяца март?( февраль, апрель)

 Назовите соседей месяца май?(апрель, июнь)

Как называют весенние месяцы в народе?

март – протальник, апрель – снегогон, май – травень.

 Назовите весенние приметы.

В растительном мире.

В неживой природе.

Воспитатель: А знаете ребята, что бывает три весны: весна света, весна воды, весна зеленой травы? ( Презентация).

Март-первый месяц весны, весны света. Какие приметы  ранней весны   вы можете назвать? Какие изменения в природе вы знаете?

(Снег еще лежит, но солнце пригревает ласковей сильней, проталинки,   бегут ручьи).

Воспитатель: Ребята, а что такое проталинки? (этот место где быстрее всего тает снег , возле стволов деревьев.

Снег каким становится весной ? ( рыхлым,нозреватым,темным)

Ребята,  почему в небе так много кучевых облаков? (ответы детей) 

В чем главная причина этих явлений? (солнце сильнее пригревает, наша планета сейчас весной находится гораздо ближе к Солнцу, поэтому на Землю попадает гораздо больше солнечного света).

Апрель -  Весна воды. Какие  изменения в природе происходят в апреле? (Снегогон быстро разливаясь ручьями тает снег. На ветках появляются первые пушистые комочки).

Май –  Весна зеленой травы. Назовите приметы мая?( повсюду появляются трава и тянуться молодые листья, природа полностью очистила от зимы. Расцветают деревья и кустарники).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы выполнили первое задание, и получаете первую букву «Вэ».

2. Задание. « Составить предложения о весне по схемам ».  Работа с мнемотаблицей.

Пальчиковая гимнастика.

«Капель».

(Пальцы стучат по ладошке)

С крыши капает капель:

Кап-Кап, кап-кап ( в медленном темп)

Это к нам пришел апрель:

Кап- кап, кап-кап( увеличивать темп)

Солнце припекло сильней («солнышко» из ладошек)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! (быстром темпе)

Воспитатель: - Давайте с вами   составим    предложения  о весне по схемам.

Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая нужна полоска ? ( с уголком).

 Ваши предложения должны быть красивыми и длинными, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слов - Весной.

 (Дети составляют предложения с опорой на картинки. Весной солнце светит ярко. Весной прилетают птицы. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной тает снег. Весной появляются проталины. Весной на деревьях набухают почки,   появляются листья. Весной появляются насекомые).  

Воспитатель: Все справились с заданием, Получаете вторую букву. «Е»

3.Задание. «Скажи наоборот» (игра с мячом)

Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?(ответы детей)

Давайте про это расскажем, поиграем в игру:

Динамическая пауза.

 Зимой снег белый, а весной…….

Зимой снег чистый, а весной…..

Зимой дни холодные, а весной…..

Зимой солнце тусклое, а весной…..

Зимой небо серое, а весной…..

Зимой похолодало, а весной…..

 Зимой ветер холодный, а весной….

Зимой ночи длинные, а весной ….

Зимой дни короткие, а весной

И с этим заданием справились. Получаете букву «эС».

4.Задание.   «Придумайте    слова».

Воспитатель: Ребята посмотрите на эти буквы и постарайтесь придумать слова,  которые относятся к весне.

(В ,       О  ,   С,    Р ,   Ж ,   Л ,   П,     И,  К  ,  Н,   Щ, Г)

(Весна, облака, снег, сосульки, журчит,  ласточка, ветер, ручей, ледокол, насекомые, птицы, жаворонки, гнездо)

Воспитатель: За правильно выполненное задание снова получаете букву

«э Н»

Зрительная гимнастика.

 

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,                              Моргают глазами.

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка,лучик,повернись,

На глаза мне покажись.                              Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,                                 Отводят взгляд в лево.

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,                            Отводят взгляд вправо.

Снова лучик я найду.

5.Задание  определить  «Где звук?».  

Воспитатель: Будьте внимательны. Я буду называть слова, а вы   определяете,  где находится    звук «С и С`»  в     начале, в середине, или в конце слова.

 Слова:  солнце,  весна, лес, снег, подснежник, соловей, ласточка, сосулька, оса.

Воспитатель: Молодцы и  этим заданием  вы справились! И получаете последнюю букву  «А». И вместе прочитаем это слово « Весна». 

 (Звучит музыкальное сопровождение  пение птиц, весенняя капель, журчание ручейка.

Воспитатель:  Ребята вы слышите? Если птицы запели, значит весна уже близко. Птицы первыми чувствуют приближение весны. Весна совсем рядом. Злые вьюги и метели отпустили Весну и вы в этом помогли!

Появляется Весна:

 «Здравствуйте гости, ребята!

Узнали меня, я – Весна.

Долго я к вам добиралась,

 Без отдыха шла, и без сна»

Спасибо вам ребята, что прогнали  северный ветер, что ждали меня.  Я очень рада   встрече с вами и  хочу с вами поиграть .

Физминутка

Голубая речка.

Если речка голубая                                   руки через стороны вверх,

Пробудилась ото сна                                 потянулись

И бежит в полях, сверкая,                         бег на месте

Значит, к нам пришла весна                     хлопки в ладошки                    

Если снег везде растаял                           приседание

И трава в лесу видна                                помахивая руками в стороны

И поет пичужек стая                                        хлопки в ладоши

Значит, к нам пришла весна                      наклоны головы вправо-влево

Если солнце разрумянит                      потереть  щеки руками

Наши щеки до красна

Нам еще приятней станет                            бег на месте

Значит к нам пришла весна!                      Хлопки в ладоши

 Весна : Ребята , вы много рассказывали про меня, а про моих помощников, птиц, да цветов первых нечего не сказали? Знаете ли вы птиц перелетных, цветы - первоцветы? Зима, метель, северный   ветер  не хотели уходить, и чтобы навредить  мне сломали  все весенние цветы, перепутали птиц перелетных и зимующих, помогите  мне навести порядок в лесу.

Работа в группах.

 1группа: Игра: «Выбери».(2ребенка)

Выбрать только перелетных птиц, определить количество слогов в названии и поместить в соответствии со схемой.

Весна: Как одним словом назвать  птиц,  которые  возвращаются из теплых стран?  (перелетными).  Назовите их? (ласточка, кукушка, иволга, аист, лебедь).

Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами? ( зимующие птицы)

Как вы думаете почему птицы улетают от нас?

Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы? (птицы возвращаются на родину, потому что , только в родных местах выводят они свое потомство).

 2 группа «  Цветы-первоцветы » (2 ребенка)

Выбрать цветы первоцветы. Рассказать о них.

3 группа. Игра « Твердый –мягкий».

Дети определяют какой первый звук в слове мягкий или твердый, раскладывают картинки птиц и цветов (мягкий звук - подушечка, твердый звук - камень).

4 группа. Назвать народные приметы о весне.(2 ребенка)

На деревьях и крышах домов зимой длинные сосульки? Весна будет долгая!

 Весна

 Ну, спасибо, друзья,

Вы так порадовали меня.

А теперь пойду я, дети,

Много дел на белом свете!

  •  Я хочу подарить вам красивый весенний букет, и надеюсь, что с этим букетом в ваш дом придет тепло, радость и веселье. Оставайтесь такими же любознательными, добрыми и отзывчивыми.  

Итог. Рефлексия деятельности.

Воспитатель: Ребята, что вам  больше всего понравилось ? Какое задание вам было очень интересно выполнять? Какое из заданий вам показалось трудным. У вас на столе смайлики ,грустный и веселый. Если вам понравилось помогать Весне поднимите веселого смайлика, если нет –грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна - пришла Победа"

Сценарий конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста, проводимого в рамках проекта "Чтобы помнили..."...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна, пришла Победа!"

Цель: воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, уважение к старшему поколению, формирование представлений о Великой Отечественной войне, о её значении в истории нашей страны и всег...

Организация игровой программы «Пришла весна, пришла, красна»

Основными целями в организации игровой программы должно быть создание праздничного настроения, сплочение коллектива, развитие внимания, тренировка памяти.Основными задачами в организации игровой прогр...

Смотр-конкурс "Пришла весна - пришла победа!" Муниципальный уровень 2015г.

Поздравляем участников городского  смотра-конкурса чтецов - воспитанников МДОУ "Пришла весна - пришла Победа!". Наши воспитанники и музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевн...