"Ложка точеная" конспект занятия в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тюленева Татьяна Владимировна

ПРиобщение детей к народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lozhka_tochenaya.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для средней группы

« Приобщение детей к истокам народной культуры»

Тема : « Ложка точеная – ручка золоченая»

ОО «Познание»                                                              

Подготовила: воспитатель

МДОБУ д.с.№3КВ

Тюленева Т.В

Март 2013 год

    Интеграции ОО: «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие  худ. Лит., музыкально-художественная.

Программное содержание: Закрепить знания детей о предметах (в избе у  Кузи), сделанных из дерева, умение находить и называть их. Познакомить детей с изготовлением деревянных ложек.

     Закрепить знания детей о русских народных сказках. Формировать умение рассказывать о сказке по иллюстрации. Продолжать учить согласовывать в речи детей существительные и прилагательные. Развивать интонационную выразительность речи, память.

       Расширять и активизировать в речи детей словарный запас: деревянная, расписная, легкая, красивая, большая, поменьше, маленькая, заготовка, резать, расписная.

Материал к занятию: «Волшебная книга сказок»,  предметы, сделанные из дерева(в избе у Кузи),деревянные ложки(разные по размеру, простые и расписные), деревянные заготовки для ложек, магнитофон, записи русских народных мелодий.

      Предварительная работа: Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; посещение избы и знакомство с предметами сделанными из дерева (стол, лавка, прялка, коромысло, скалка, разделочная доска, расческа, ложка), слушание русских мелодий; разучивание упражнений для язычка.

Содержание деятельности

Организационный момент: Гимнастика для язычка «Здравствуй, язычок!»

Жил на свете язычок!   Вот такой!

(дети высовывают язычок)

У язычка был домик-это рот. Вот такой!

(дети широко раскрывают рот)

У дома была дверь-зубы.

(дети показывают зубы)

Каждое утро дверь открывалась.

(дети открывают рты и высовывают язычки)

Язычок выходил на улицу и говорил:

«Здравствуй утро»-а потом делал зарядку

Язычок поворачивался вправо, влево, вверх, вниз.

(дети делают зарядку вместе с язычком, в соответствии с его движениями).

        Воспитатель хвалит детей и говорит:

«А теперь мы пойдем в гости к Кузе и опять узнаем что-то интересное». (дети проходят в избу и рассаживаются по лавкам)        

     -Кузя хочет узнать, знают ли дети сказки и смогут ли они узнать их по иллюстрациям. Кузя приготовил для нас подарок (достает «Волшебную книгу сказок», демонстрирует иллюстрации в ней).

        Вопросы к иллюстрациям сказок:

  1. «Волк и семеро козлят»: какую песенку пела коза козлятам?
  2. «Маша и медведь»:что Маша говорила медведю из короба?
  3. «Колобок»: кого встретил колобок в лесу, когда катился по дороге?
  4. «Гуси-лебеди»: кого спасала Машенька?
  5. «Теремок»: кто пришел стучаться в теремок? Кто уже жил в теремке?
  6. «Заюшкина избушка»: кто помог зайке выгнать лису?

-Молодцы, вы знаете сказки и на все вопросы «Волшебной книги» вы ответили.

Физкультминутка:

В гости сказку позовем: «Приходи с друзьями!»

(дети руками зовут сказку)

Встретим всех перед крыльцом : «Поиграйте с нами!»

(дети кланяются)

Мишка косолапый

(шагают в перевалочку)

Заинька усатый

(прыгают как зайки)

Серенький  мышонок

(кружатся вокруг себя на носочках)

Колюченький ежонок

(дети приседают, прячут голову в колени)

       В прошлое  посещение  избы Кузи мы с вами  познакомились с  изделиями, сделанными из дерева. Как называются предметы   сделанные из дерева? (деревянные) Найдите и назовите деревянные предметы в избе у Кузи. (дети выполняют задание. Воспитатель уточняет из чего сделана лавка?  Какой  стол, если он сделан из дерева? И т.д.)

         Воспитатель: среди предметов,  сделанных из дерева, вы назвали ложки. Сегодня я расскажу вам о том, как изготовляли деревянные ложки в давние времена.

       Рассказ воспитателя об изготовлении деревянных  ложек.

- Раньше железные ложки дорогие были. И простые русские люди с незапямятных  времен ели щи и кашу деревянными ложками. В каждой деревне был свой мастер- Ложечник. Мастер ложку  из чурочек делал. Чурочки заготовлял из липы. Ложка получалась  легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. В старину русские люди  ложку носили при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же пришел гость, то хозяин ему ложки не давал, а ждал, когда тот свою достанет из-за пояса. Сначала мастер вырезал вот такую простую ложку, а  затем ложку расписывали разноцветными красками. Ложки делали с выдумкой.  Были ложки большие, поменьше и совсем маленькие; с короткими и длинными  ручками, загнутая вниз ручка украшалась резьбой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. На ложках рисивали красными, черными и золотистыми красками диковенные цветы и веточки с ягодами. Глаз не оторвешь от таких ложек.

   

      Вопросы после рассказа:

  1. Из чего сделаны вот такие ложки? (воспитатель показывает  ложки) (из дерева, из липы).
  2. Что делали сначала из  деревянных брусочков? (вырезали ложки),А потом? (расписывали ложки).
  3. Какие были деревянные ложки? (большие, поменьше, маленькие, с короткой ручкой и с длинной). Воспитатель хвалит детей.

 - Есть сказки в которых тоже говорится о ложках. Давайте вспомним эти сказки. В сказке «Три медведя»,  какие  ложки были у медведей? (у Михайлы Ивановича-большая, у Анастасии Петровны-поменьше, у Мишутки-маленькая).   В сказке «Жихарка» Жихарка  раскладывает ложки и приговаривает:»Эта ложка простая-Котова, эта простая- Петина, а эта не простая, эта точеная, ручка золоченая- Жихаркина».

     -Для чего нужны ложки? (чтобы ими есть).

     -А еще на ложках можно играть. Воспитатель предлагает послушать, как  можно   играть на ложках; приглашает детей в общую  пляску.

     После игры на ложках и общей пляски воспитатель подводит итог занятия.

-О чем мы сегодня говорили?

-Что вам понравилось?

-Из чего  делали ложки?

-Какие были ложки?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Ложки"

Закрепить знания детей о столовых приборах (ложка) разных временных эпох. Формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей о...

Конспект НОД на тему: «Каша масленая, ложка крашеная» ( Литературное чтение). Средняя группа.

Конспект НОД на тему: «Каша масленая, ложка крашеная» ( Литературное чтение). Средняя группа....

методическая разработка занятий в средней группе дошкольного возраста "Ложки удалые"

Даю цикл музыкальных занятий, которые можно проводить во время досуговых вечеров, или как открытые занятия....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в прошлое ложки»

Виды деятельности : познавательная, игровая, художественно- эстетическая Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари- ложке, истории возникновения и использовании ложки.  З...

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Ложки"

Закрепить знания детей о столовых приборах (ложка) разных временных эпох. Формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей о...

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Ложки"

Закрепить знания детей о столовых приборах (ложка) разных временных эпох. Формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению...

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Роспись деревянной ложки. Хохлома»

Данный конспект поможет воспитателю научить детей расписывать ложку по мотивам хохломской росписи....