"Ложка точеная" конспект занятия в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для средней группы
« Приобщение детей к истокам народной культуры»
Тема : « Ложка точеная – ручка золоченая»
ОО «Познание»
Подготовила: воспитатель
МДОБУ д.с.№3КВ
Тюленева Т.В
Март 2013 год
Интеграции ОО: «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация».
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие худ. Лит., музыкально-художественная.
Программное содержание: Закрепить знания детей о предметах (в избе у Кузи), сделанных из дерева, умение находить и называть их. Познакомить детей с изготовлением деревянных ложек.
Закрепить знания детей о русских народных сказках. Формировать умение рассказывать о сказке по иллюстрации. Продолжать учить согласовывать в речи детей существительные и прилагательные. Развивать интонационную выразительность речи, память.
Расширять и активизировать в речи детей словарный запас: деревянная, расписная, легкая, красивая, большая, поменьше, маленькая, заготовка, резать, расписная.
Материал к занятию: «Волшебная книга сказок», предметы, сделанные из дерева(в избе у Кузи),деревянные ложки(разные по размеру, простые и расписные), деревянные заготовки для ложек, магнитофон, записи русских народных мелодий.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; посещение избы и знакомство с предметами сделанными из дерева (стол, лавка, прялка, коромысло, скалка, разделочная доска, расческа, ложка), слушание русских мелодий; разучивание упражнений для язычка.
Содержание деятельности
Организационный момент: Гимнастика для язычка «Здравствуй, язычок!»
Жил на свете язычок! Вот такой!
(дети высовывают язычок)
У язычка был домик-это рот. Вот такой!
(дети широко раскрывают рот)
У дома была дверь-зубы.
(дети показывают зубы)
Каждое утро дверь открывалась.
(дети открывают рты и высовывают язычки)
Язычок выходил на улицу и говорил:
«Здравствуй утро»-а потом делал зарядку
Язычок поворачивался вправо, влево, вверх, вниз.
(дети делают зарядку вместе с язычком, в соответствии с его движениями).
Воспитатель хвалит детей и говорит:
«А теперь мы пойдем в гости к Кузе и опять узнаем что-то интересное». (дети проходят в избу и рассаживаются по лавкам)
-Кузя хочет узнать, знают ли дети сказки и смогут ли они узнать их по иллюстрациям. Кузя приготовил для нас подарок (достает «Волшебную книгу сказок», демонстрирует иллюстрации в ней).
Вопросы к иллюстрациям сказок:
- «Волк и семеро козлят»: какую песенку пела коза козлятам?
- «Маша и медведь»:что Маша говорила медведю из короба?
- «Колобок»: кого встретил колобок в лесу, когда катился по дороге?
- «Гуси-лебеди»: кого спасала Машенька?
- «Теремок»: кто пришел стучаться в теремок? Кто уже жил в теремке?
- «Заюшкина избушка»: кто помог зайке выгнать лису?
-Молодцы, вы знаете сказки и на все вопросы «Волшебной книги» вы ответили.
Физкультминутка:
В гости сказку позовем: «Приходи с друзьями!»
(дети руками зовут сказку)
Встретим всех перед крыльцом : «Поиграйте с нами!»
(дети кланяются)
Мишка косолапый
(шагают в перевалочку)
Заинька усатый
(прыгают как зайки)
Серенький мышонок
(кружатся вокруг себя на носочках)
Колюченький ежонок
(дети приседают, прячут голову в колени)
В прошлое посещение избы Кузи мы с вами познакомились с изделиями, сделанными из дерева. Как называются предметы сделанные из дерева? (деревянные) Найдите и назовите деревянные предметы в избе у Кузи. (дети выполняют задание. Воспитатель уточняет из чего сделана лавка? Какой стол, если он сделан из дерева? И т.д.)
Воспитатель: среди предметов, сделанных из дерева, вы назвали ложки. Сегодня я расскажу вам о том, как изготовляли деревянные ложки в давние времена.
Рассказ воспитателя об изготовлении деревянных ложек.
- Раньше железные ложки дорогие были. И простые русские люди с незапямятных времен ели щи и кашу деревянными ложками. В каждой деревне был свой мастер- Ложечник. Мастер ложку из чурочек делал. Чурочки заготовлял из липы. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же пришел гость, то хозяин ему ложки не давал, а ждал, когда тот свою достанет из-за пояса. Сначала мастер вырезал вот такую простую ложку, а затем ложку расписывали разноцветными красками. Ложки делали с выдумкой. Были ложки большие, поменьше и совсем маленькие; с короткими и длинными ручками, загнутая вниз ручка украшалась резьбой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. На ложках рисивали красными, черными и золотистыми красками диковенные цветы и веточки с ягодами. Глаз не оторвешь от таких ложек.
Вопросы после рассказа:
- Из чего сделаны вот такие ложки? (воспитатель показывает ложки) (из дерева, из липы).
- Что делали сначала из деревянных брусочков? (вырезали ложки),А потом? (расписывали ложки).
- Какие были деревянные ложки? (большие, поменьше, маленькие, с короткой ручкой и с длинной). Воспитатель хвалит детей.
- Есть сказки в которых тоже говорится о ложках. Давайте вспомним эти сказки. В сказке «Три медведя», какие ложки были у медведей? (у Михайлы Ивановича-большая, у Анастасии Петровны-поменьше, у Мишутки-маленькая). В сказке «Жихарка» Жихарка раскладывает ложки и приговаривает:»Эта ложка простая-Котова, эта простая- Петина, а эта не простая, эта точеная, ручка золоченая- Жихаркина».
-Для чего нужны ложки? (чтобы ими есть).
-А еще на ложках можно играть. Воспитатель предлагает послушать, как можно играть на ложках; приглашает детей в общую пляску.
После игры на ложках и общей пляски воспитатель подводит итог занятия.
-О чем мы сегодня говорили?
-Что вам понравилось?
-Из чего делали ложки?
-Какие были ложки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Ложки"
Закрепить знания детей о столовых приборах (ложка) разных временных эпох. Формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей о...
Конспект НОД на тему: «Каша масленая, ложка крашеная» ( Литературное чтение). Средняя группа.
Конспект НОД на тему: «Каша масленая, ложка крашеная» ( Литературное чтение). Средняя группа....
методическая разработка занятий в средней группе дошкольного возраста "Ложки удалые"
Даю цикл музыкальных занятий, которые можно проводить во время досуговых вечеров, или как открытые занятия....
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в прошлое ложки»
Виды деятельности : познавательная, игровая, художественно- эстетическая Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари- ложке, истории возникновения и использовании ложки. З...
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Ложки"
Закрепить знания детей о столовых приборах (ложка) разных временных эпох. Формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей о...
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Ложки"
Закрепить знания детей о столовых приборах (ложка) разных временных эпох. Формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению...
Конспект занятия в средней группе по рисованию «Роспись деревянной ложки. Хохлома»
Данный конспект поможет воспитателю научить детей расписывать ложку по мотивам хохломской росписи....