«Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Закреплять интерес к сказкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestviya_po_skazkam_dlya_attestatsii.docx | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 60
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие по сказкам»
Приоритетные области:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- художественно-эстетическое развитие
Использованные технологии:
- здоровьесберегающая
- социо-игровая
Разработала: воспитатель
Завьялова Жанна Валерьевна
Санкт-Петербург
2013
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Путешествие в страну сказок»
Программное содержание
Цель:
развитие у детей навыков конструктивного общения;
развитие умения сотрудничать со сверстниками в совместной деятельности.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- воспитывать коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу в подгруппе;
- развивать диалогическое общение: закреплять умение задавать вопросы и отвечать;
- развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим;
- воспитывать партнёрские отношения: умение договариваться, приходить к единому мнению, согласовывать свои действия, руководствуясь общей целью.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
- закреплять интерес к сказкам;
- активизировать и обогатить словарный запас детей;
- развивать связную, грамматически правильную речь.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
- закреплять представления о целостном образе предмета;
- продолжать формировать пространственные представления;
- способствовать развитию воображения и творческой активности;
- развивать познавательную активность.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
- расширять представления о художественной литературе, фольклоре;
- стимулировать сопереживание сказочным персонажам;
- воспитывать позитивные установки к различным видам творчества.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику.
Материал: книга сказок, клубок ниток, волшебная палочка (для работы в кругу), чудесный колокольчик, бумажный ковер-самолет (для работы « в командах»), пособие «пирожки», заготовки для аппликаций (для работы «в парах»), разрезные картинки с изображением сказочных персонажей (для работы « в командах»), веточки дерева, лента.
Методология
Основные приемы и техники работы:
Социои-игровая технология, интерактивные игры, ритмические упражнения, игры-приветствия, совместные игры, вопросы, чтение сказки, сюрпризные моменты, творческие задания, упражнения.
Методы: наглядные, речевые, практические, игровые.
В качестве педагогического инструментария выступает сказка, которая является природосообразным материалом для воспитания ребенка.
Возрастной диапазон использования 5 – 6 лет. Сюжет занятия может быть модифицирован с учетом возрастных и личностных особенностей детей.
Показатели успешности педагогической работы:
- повышение активности детей, их эмоциональной открытости;
- повышение комфортности, восприимчивости к инициативе сверстников;
- проявление сочувствия детей к сверстникам, стремление к установлению контактов с разными детьми;
- соблюдение правил взаимоотношений со сверстниками;
- проявление самоконтроля за выполнением алгоритма совместных действий;
- осознание детьми своего членства в группе.
Этапы непосредственно образовательной деятельности
- Мотивационно-побудительный
Цель:
- развивать чувство принадлежности к группе;
- настроить группу на совместную работу;
- установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятий;
- выработать позитивное восприятие участниками группы друг друга.
Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. Группа - это ваш второй дом. Здесь вы проводите целый день, здесь ваши друзья, вы все друг друга знаете.
И мне бы хотелось с вами познакомиться.
Игровое упражнение «Ласковое имя»
Цель: создать положительный эмоциональный фон для работы в группе.
У меня есть волшебный клубочек, и мы сейчас будем передавать его друг другу и ласково называть соседа.
- Меня зовут Жанна Валерьевна. А тебя как зовут?
- Костя, а ласково - Костенька... Передавай клубочек дальше...
- Посмотрите, как ниточка нас связала. У меня появились новые друзья.
- А вам приятно было, когда вас ласково называли?
- Какое сейчас у вас настроение?
- Ну, вот мы и познакомились!
- Давайте ниточку оставим на полу.
- Организационно-поисковый
Цель:
- вызвать интерес к сказкам;
- способствовать развитию познавательной активности, речи детей;
- формировать навыки позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- развивать навыки совместной деятельности: развивать умение сотрудничать со сверстниками; умение договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других детей.
- Сегодня мы вместе совершим увлекательное путешествие в Волшебную Страну.
Беседа о сказках
Цель:
повысить речевую активность детей;
поощрить желание детей высказать свое мнение.
- Ребята, а вы любите сказки?
- Много их знаете?
- Как обычно начинается сказка? С каких слов? (жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и т.д.). Все так…
- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях).
- А какими словами заканчивается сказка? (стали они жить-поживать, вот и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.)
- Вы так много знаете, значит правильно, что я взяла с собой волшебную книгу «Путешествие по сказкам». Эта книга мне досталась ещё от моей прабабушки, я читаю её своей дочке, а сейчас хочу прочитать и вам, Пожалуйста, садитесь поудобнее.
- Почитаем всё по порядку, с самого начала.
- Итак, открываю первую страничку сказки.
Чтение начала сказки
Цель:
сформировать интерес к книге;
активизировать сопереживание героям сказки.
Включается музыкальное сопровождение.
«В некотором царстве, волшебном государстве жили-были сказки. Жили они, не тужили, герои все дружили».
Рассматривание сказочной страны.
Переворачиваем страницу.
«Но вот однажды в волшебную страну прилетел страшный, чёрный колдун. Он любил делать всякие гадости. Но больше всего ему нравилось ломать и портить волшебные предметы. Раз – и сломал волшебную палочку, дунул – и улетела скатерть-самобранка, топнул – и порвал ковёр-самолёт».
Обсуждение сказки и социальных взаимодействий между героями
Цель:
повысить речевую активность детей;
поощрить желание высказать свое мнение;
закрепить уверенные формы поведения.
- Ребята, посмотрите, что натворил колдун! Что же теперь делать, как же помочь сказочным героям?
Ответы детей.
- Молодцы, здорово, надо же, как интересно, я даже бы не догадалась! Но всё это исполнить мы можем только в сказке. Я предлагаю вам отправиться туда. Ну что, дорогие мои сказочники, вы готовы?
Для того чтобы попасть в сказку нам надо потренироваться.
Разделимся на команды
Инструктирование и деление на группы по считалочке
1,2, 3,4, 5.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Игра «Сказочная эстафета»
Цель:
развивать произвольное внимание, умение максимально концентрироваться на происходящем;
закреплять имеющиеся знания о сказках.
- Я буду по очереди каждой команде задавать вопросы, а вы отвечать, держа эту волшебную палочку.
1 задание (поочередно)
Назовите добрых, положительных героев сказок.
2 задание (поочередно)
Назовите злых, отрицательных героев сказок.
3 задание (все вместе)
В сказках встречаются разные волшебные предметы, с помощью их происходят чудеса, попробуйте их назвать.
А кто на них летал, какие герои?
(Шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, серебряное блюдечко и наливное яблочко).
- Ребята, давайте вспомним, а в каких сказках встречается ковер-самолет?
- Вот и нам, чтобы быстро передвигаться и попасть в волшебную сказку, было бы здорово починить (заштопать) испорченный Колдуном ковер-самолет.
- И тут нам на помощь придёт волшебный мешочек. Подходите ко мне.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель:
- инструктирование с целью деления на группы по выбранной форме;
- развивать мелкую моторику, речь, навыки абстрактного мышления.
В чудесном мешочке лежат предметы, кто достанет круглый предмет, становиться в команду круга и заплатки будет выбирать только формы без углов,
а вторая команда квадрата – заплатки выбирает с углами.
Совместная игра-задание «Почини ковер-самолет»
Цель:
расширять навыки командной работы;
развивать мелкую моторику;
упражнять наблюдательность, внимание.
- Перед нами два одинаковых ковра с отверстиями.
- За работу!
- Дело сделано, Ковер-самолет починили!
- А вот и наш ковёр-самолёт: проходим, встаем.
Давайте и книгу возьмём с собой, она поможет в нашем путешествии и подскажет, куда держать путь.
Итак, в путь дорогу!
А чтобы в пути не скучать предлагаю поиграть.
Я буду вам показывать движение, а вы повторять.
Игра «Японская машинка»
Цель:
снятие психоэмоционального напряжения;
развитие координации и крупной моторики.
Объяснение игры лучше всего проводить одновременно с тренировкой.
Представьте себе, что все путешественники выполняют одинаковые движения (как мотор самолета):
1) хлопают перед собой в ладоши,
2) двумя руками хлопают по коленям – правая – по правому, левая – по левому,
3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, щелкая при этом пальцами,
4) то же самое делают левой;
далее повторяют
1) — опять хлопок перед собой,
2)… и т. д.
Замечательно! В волшебной стране очень любят веселых, внимательных и ловких детей.
Звон колокольчика
- Ребята, послушайте, мне кажется, кто-то зовет на помощь, кто-то попал в беду. Давайте приземляться, выходите!
- Заглянем в волшебную книгу и посмотрим, куда мы попали. В какой сказке оказались?
- Ребята, как вы думаете, что с печкой случилось? Посмотрите, пироги торчат и даже уже падают!
- Конечно, надо пироги достать!
- Книга приготовила для нас задание.
«Упражнение с пирожками»
Цель:
закреплять навыки образования прилагательных от существительных.
- Ребята, выбирайте себе по пирожку и посмотрите, кому с какой начинкой достался пирожок? (У кого какая начинка).
С чем у тебя пирожок? Значит, какая начинка?
Давайте, уберём их в книгу, чтобы сказка продолжалась.
- Посмотрим, как там наша печка?
Переворачиваем страницу. Обсуждаем.
- А нам пора в путь! Наше путешествие продолжается! Проходим на ковер-самолет. И включаем двигатель.
Игра «Японская машинка»
Звон колокольчика
- Книга нас зовёт. Давайте посмотрим, где мы оказались!
- Ребята, посмотрите, что это за герои, из каких они сказок.
- Что у них произошло?
- Да, злой колдун всю обувь испортил и перепутал, посмотрите, как она разбросана.
- И опять книга приготовила для нас задание.
Творческое задание «Подбери и укрась сказочную обувь»
Цель:
- активизировать воображение;
- обучать навыкам работы в паре;
- развивать ручные умения.
Здесь заготовки разной обуви.
Постарайтесь найти свою пару. Договорится с товарищем, для какого героя и как вы будите украшать вашу пару обуви!
Материал для украшений можете выбрать здесь.
- За работу.
- Вернём героям их сказочную обувь.
Переворачиваем страницу. Обсуждаем.
- А нам пора в путь! Наше путешествие продолжается! Проходим на ковер-самолет. И включаем двигатель.
Игра «Японская машинка»
Звон колокольчика
Я слышу звон чудесного колокольчика. Заглянем в книгу. И что же мы видим?
«Сидит Баба Яга, пригорюнилась. Были у нее помощники: Кот-Баюн и Мудрая, веселая Сова. Были да куда-то подевались. Была метла. Была да сломал ее Колдун, рассыпалась она на прутики-веточки».
Посмотрите на картинку, на ней стоит избушка на куриных ножках, рядом сидит старушка.
Помощники превратились в картинки. Колдун их порвал, ветер унес далеко-далеко. А прутики от метлы кругом валяются.
- И здесь наша работа нужна!
- Сначала вернем помощников для Старушки.
Игра «Разрезные картинки»
Цель:
- формировать у детей представления о целостном образе предмета;
- закреплять умение соотносить образ представления с целостным образом реального предмета;
- учить складывать картинку, разрезанную на 4 - 6 частей.
Предлагаем детям собрать картинки, в которые превратились помощники Бабы Яги, и которые разрезал злой Колдун. На столах положить образец (целую картинку).
Инструктирование с учетом деления на группы по цвету картинки и сюжету.
Каждая картинка разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Задача – собрать 2 картинки. Они различаются по цвету и сюжету. Часть детей собирает картинку с изображением Мудрой Совы, другие – с изображением Кота-Баюна.
- А теперь время пришло прутики-веточки собрать, да метлу починить.
- Прутики мы собрали. А как же их соединить?
Находим ленточку. Связываем прутики.
Переворачиваем страницу. Обсуждаем.
- Ребята, помните, на картинке было много сломанных веток, а теперь давайте попробуем, легко ли их сейчас переломить.
- Одну ветку легко переломить, а когда все ветки вместе, их ни одна злая сила не может сломать.
- Мы с вами действовали все вместе, дружно, помогали сказочной стране, и дело наше спорилось.
- А теперь пора возвращаться.
- Проходим на ковер-самолет. И включаем двигатель.
Игра «Японская машинка»
- Рефлексивно – корригирующий
Цель:
развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение.
- Вот мы ребята, благополучно вернулись в наш любимый детский сад. Но на этом чудеса ещё не закончились. Посмотрите, на волшебную палочку. Это подарок от сказочных героев.
- И мне очень хочется, чтобы каждый из вас подержал её в руках и сказал:
- В сегодняшнем путешествии, что вам запомнилось больше всего?
- А что понравилось?
- Я вижу, вам интересно было путешествовать!
- Как вы думаете, почему?
- А можно ли было эти задания выполнить одному?
- Значит, вместе играть веселее и интереснее.
Проговариваем ответы детей, обобщаем, подводим итог.
- И мне понравилось путешествовать с вами! Понравилось, что вы с желанием помогали сказочной стране, её героям, а самое главное, что мы были вместе.
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться».
- Пусть в ваших сердцах всегда найдется место для доброты и улыбок.
- До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя "Путешествие в сказку" по мотивам русской народной сказки "Колобок"
конспект совместной деятельности логопеда и воспитателя...
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...
Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»м
НОД для детей старшей группы. Форма - путешествие.Групповое....
КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»
Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...
Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа
Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...