Литературная викторина «По дорогам сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дуванова Любовь Рюриковна

    Важное место в жизни детей занимает сказка: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли,  она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Роль сказки в развитии ребенка многогранна она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить, главный язык детства, мудрую и очень интересную сказку.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._viktor.po_dorogam_skazok.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«По дорогам сказок»

(старший возраст)

Дуванова Любовь Рюриковна,

               воспитатель филиала  «Детский сад № 2 « Сказка»

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Няндома

Вступительное слово:

 — Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети!

2015 год объявлен в России годом литературы, главная цель года - привлечение внимания общества к литературе и чтению.      

Проблема приобщения ребенка к книге, чтению в современном обществе стоит очень остро. Всем известно, что современные дети все чаще проводят большую часть времени у телевизора и компьютера и все реже общаются с книгой. Поэтому в настоящее время перед педагогами и родителями остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитание интереса к книге, формирование будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в семье, а затем в первом для ребенка «социальном  институте» детском саду.

    Важное место в жизни детей занимает сказка: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли,  она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Роль сказки в развитии ребенка многогранна она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить, главный язык детства, мудрую и очень интересную сказку.  

   Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. С помощью сказки можно не только приятно провести время,  но и расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь.

Сегодня 2 апреля – Международный день детской книги, и день рождения великому сказочнику – Гансу Христиану Андерсену.  

Мы рады вас приветствовать на литературной викторине

 «По дорогам  сказок».

  Сегодня в нашей викторине участвуют две команды: «Кот учёный», и «Умная сова», а так же болельщики – родители, для которых тоже будут интересные задания.

Наши ребята  умные, добрые, сообразительные, знают много сказок, помогут нам наши  эрудированные родители.

  А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:

- вопросы надо слушать внимательно;

- не перебивать друг друга;

- дружно работать в командах;

- соблюдать тишину.

А сейчас вы разделитесь.

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать.

Будем в сказки мы играть.

 Ход  викторины:

(Команды: участники викторины получают  символы «Умная  сова» и  «Кот ученый») – делятся на команды.

Итак, отправляемся в путешествие, а поможет нам путешествовать по дорогам сказок цветик – семицветик.

                         

 

Разминка

Для начала я хочу узнать, какие  сказки вам знакомы?

 № 1 красный лепесток:  «О какой сказке идёт речь?»

Команда «Умная сова»

 1. И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. (Мойдодыр).  

 2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. (Репка)

 3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит)

 4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…(Гуси – лебеди)

 5.Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)

 6.Сяду на пенёк, съем пирожок. (Маша и медведь)

 7.Колотил, колотил по тарелке носом. (Журавль и лисица)

 8. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли. (Три медведя)

Команда «Кот учёный»

 1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.( Муха-Цокотуха)

 2.Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная  (Морзко)

 3.Не пей из копытца, козлёночком станешь. (Аленушка и братец Иванушка)

 4.Ещё пуще злится злая старуха…(Сказка о рыбаке и рыбки)

 5.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…(Колобок)

 6.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!» (Мойдодыр)

 7.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется. (Красная шапочка)

 8. Не ходите, дети в Африку гулять. (Бармалей)

№2 зелёный лепесток: «Салат из сказок» или

 «Сказочная путаница»

 Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

 1. “... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

 2. “... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – Хаврошечка”)

 3. “... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

 4. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них  из окна глядят да про свое горе думают. «А что, старуха, - говорит старик,- давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает: «Не тужи, Иван – царевич! Ложись – ка, спать – почевать, утро вечера мудренее! («Снегурочка», «Царевна-лягушка»)

№ 3 оранжевый лепесток: «Песенки сказочных героев»

 Участникам команды необходимо вспомнить песенки, которые исполняются в сказках.

 - песня Красной шапочки

 -песня колобка

 -песня Буратино

 -песня Бременских музыкантов

 -песня белочки ( во саду-ли , во городе..)

 -песенка 3 поросят

 -песня Козы и козлят

 -песня Золушки

                   

 

№ 4 голубой лепесток: «Собери сказку» - составь пару из пазлов

Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки,  необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

№: 5 желтый лепесток «Книжная ярмарка»

Назвать по портрету писателей и их произведения

 Ребятам предлагается набор книг (5-6) : найти книгу названного автора, назвать его произведения

                              

№6  зеленый лепесток «Кто здесь был и что забыл?»

Узнать и назвать произведение и его автора  по показу атрибута из известных сказок

Азбука (А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Короб (русская народная сказка «Машенька и медведь»).

Репка (русская народная сказка «Репка»).

Красная шапочка (Ш.Перро «Красная шапочка»).

Туфелька (Ш.Перро «Золушка»).

Монетка, самовар (Ш.Перро «Кот в сапогах»).

Сапог (Ш.Перро «Кот в сапогах»).

Воздушный шарик (А.Милк «Винни-Пух»).

Банка с вареньем (Линдгрен «Малыш и Карлсон»).

Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»).

 «Конкурс для родителей по сказкам А. С. Пушкина»

 Вопросы для родителей:

 1. Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)

 2. Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей)

 3. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)

 4. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).

 5. Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).

 6. За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)

 7. Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты..)

 8. Назовите место встречи Балды с попом. (базар)

 9. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)

 10. Какую песню поет белочка в “Сказке о царе Салтане”? (Во саду ли…)

 11. О каком времени года идет речь в “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”? (о зиме)

 12. Какое было 1 желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)

№ 7  оранжевый лепесток: Блицтурнир.

 (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

•  Жилище Бабы-Яги.

•  Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

•  Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

•  Что потеряла Золушка?

•  Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

•  Весёлый человечек-луковка.

•  Герой сказки, путешествующий на печи.

•  Кто смастерил Буратино?

•  Кем стал гадкий утёнок?

•  Почтальон из деревни Простоквашино.

•  Друг Крокодилы Гены.

•  Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

•  Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

•  В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

•  Кого вылепили старик со старухой из снега?

 Конкурс для родителей:

По строчке прочитать стихотворение А.С Пушкина

«У Лукоморья дуб зелёный»

- Вот ребята наше путешествие подошло к концу. Вы молодцы,  знаете детских писателей, сказочников, много знаете сказок, любите их слушать, скоро научитесь сами читать, ещё больше будете знать.

Подведение итогов, награждение.

А.С. Пушкин     У лукоморья дуб зелёный

У лукоморья дуб зелёный;

 Златая цепь на дубе том:

 И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

 Идёт направо - песнь заводит,

 Налево - сказку говорит.

 Там чудеса: там леший бродит,

 Русалка на ветвях сидит;

 Там на неведомых дорожках

 Следы невиданных зверей;

 Избушка там на курьих ножках

 Стоит без окон, без дверей;

 Там лес и дол видений полны;

 Там о заре прихлынут волны

 На брег песчаный и пустой,

 И тридцать витязей прекрасных

 Чредой из вод выходят ясных,

 И с ними дядька их морской;

 Там королевич мимоходом

 Пленяет грозного царя;

 Там в облаках перед народом

 Через леса, через моря

 Колдун несёт богатыря;

 В темнице там царевна тужит,

 А бурый волк ей верно служит;

 Там ступа с Бабою Ягой

 Идёт, бредёт сама собой,

 Там царь Кащей над златом чахнет;

 Там русский дух... там Русью пахнет!

 И там я был, и мёд я пил;

 У моря видел дуб зелёный;

 Под ним сидел, и кот учёный

 Свои мне сказки говорил.

                                                     Из поэмы "Руслан и Людмила"

Лукоморье – это изгиб морского берега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "По дорогам сказок"

Совместное мероприятие с родителями по русским народным сказкам в виде викторины с использованием элементов спортивных эстафет. Викторина направлена на закрепление знаний детей по теме...

Литературная викторина "По дорогам добрых сказок"

Детские сказки – необходимый элемент воспитания ребенка, они доступным языком рассказывают ему о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Чтение сказки фо...

Литературная викторина "По дорогам сказок"

Дети в игровой форме закрепляют названия и героев русских народных сказок....

Литературная викторина «По дорогам сказок»

актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Литературная викторина " По дорогам сказок".

Воспитатель предлагает детям посоревноваться в знании русских народных сказок и других литературных произведений.Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки? А какие сказки вы любите больше всего? С...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «По дороге зимних сказок» (возраст 5 – 6 лет)

Цель:  закрепить  знание детей о зимних сказках и их героях, создать у детейрадостное, эмоциональное настроение....