Конспект к занятию "Откуда берётся дождь?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о дожде.
Программное содержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о образовании дождя;
- Развивать речь, мышление, любознательность;
- Воспитывать экологическую культуру;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения;
- Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: банка трехлитровая, горячая вода, крышка или небольшой противень, куски льда.
Методы и приемы:
Организационный момент
Художественное слово
Уточнения, опросы
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение. Ребята, послушайте стихотворение Екатерины Каргановой.
Стих о весне.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла…… (весна).
Восп: Как вы поняли, о чем это стихотворение?
Дети: О весне.
Восп: Правильно ребята. Какое красивое и нежное слово весна. Давайте мы сделаем звуко-буквенный анализ этого слово. Назовите первый звук.
Ребенок 1: В согласный, звонкий, мягкий.
Ребенок 2: Е гласный звук,
Ребенок 3: С согласный, глухой, мягкий.
Ребенок 4: Н согласный, звонкий, твердый.
Ребенок 5: А гласный звук.
Восп: Поделите на слоги это слово.
Дети: Вес-на.
Восп: Сколько слогов получилось?
Дети: Получилось два слога.
Восп: Молодцы ребята. Назовите приметы весны.
Дети: Тает снег, солнце светит ярче, дни становятся теплее и длиннее и т. д.
Восп: Ребята, давайте отгадаем загадки о весне.
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в... (ручей)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи! (перелетные птицы)
Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор (Трава)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
- дождь -
Восп: Молодцы ребята! Какие же вы умные. Ребята вы, наверно, устали я думаю немного нужно отдохнуть. (физминутка)
Раз - подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Восп: Хорошо ребята, садитесь на свои места. Продолжим наше занятие. Вот мы с вами сказали дождь. В какое время года идет дождь?
Дети: Весной, летом, осенью.
Восп: Какие бывают дожди?
Дети: ответы детей.
Восп: Правильно ребята. Бывает первый весенний дождь. Летний теплый дождь, моросящий дождь, сильный дождь, дождь со снегом, дождь с градом, косой дождь, грибной дождь осенью бывает. А откуда берется этот дождь? И зачем нужен дождь? Можно ли жить без дождя?
(ответы детей).
Восп: Правильно ребята. Дождь очень нужен и полезен. Давайте сейчас мы с вами посмотрим и узнаем как появляется дождь. Попробуем поэкспериментировать и узнаем, откуда берется дождь.
Нальем в трехлитровую банку горячую воду (примерно 2,5 см.). Положим на крышку несколько кубиков льда и поставим его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться (сгущаться), образуя облако.
Пока проводится эксперимент зачитываются интересные факты о дожде.
В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.
По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни.
Древнерусское значение слова «дождь» - «даждь» , в переводе означает «дающий жизнь и надежду».
Если на закате солнца цвет облаков желтые, скорее всего на следующий день пойдет дождь.
Восп: Посмотрите ребята что случилось крышкой с которой мы закрыли банку? (Дети осматривают крышку и видят, что крышка стала мокрой, там появились капельки воды.)
Восп: (на доске картина круговорот воды, показав на картину воспитатель объясняет, как все происходит в природе). Ребята, этот эксперимент показывает нам, как формируются облака при охлаждении теплого воздуха. И откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Восп: Молодцы ребята. Сейчас давайте попробуем нарисовать дождь.
Дети рисуют.
Восп: Умницы какие красивые рисунки получились.
Итог занятия.
Восп: Ребята, сегодня вам понравилось наше занятие? А что именно вам понравилось? Что нового вы узнали? Какие трудности испытали на этом занятии?
(Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Откуда берётся звук?"
Занятие-исследование по предмету "Оркестр"Направленность: МузыкальнаяВозраст детей: 5 лет...
конспект НОД "Откуда берётся хлеб?"
О том, как выращивают хлеб. Сколько труда нужно вложить, чтобы хлеб попал на наши столы....
Конспект к занятию "Откуда берётся дождь?"
Опытно-экспериментальное занятие...
Конспект проведения мастер-класса нод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берётся дождь?»
Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей. Цель: подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе. Задачи:-...
Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда берётся дождь?»
Форма обучения: интегрированное занятие по исследовательской деятельности детей. Цель: подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе. За...
Конспект занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»
Конспект занятия в старшей группе «Воздух — откуда он берётся»Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира детей в процессе проведения элементарных опытов с в...
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Экспериментирование и развитие речи (ЗКР)» по теме «От куда берётся голос? Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
Задачи интегрированного занятия в средней группе "Экспериментирование и развитие речи": Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об озране органов речи.Познак...