Развиваем речь ребенка (для родителей).
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме
Рождаясь, ребенок попадает в совершенно незнакомый ему мир. И начиная говорить, этот окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. От взрослых – родителей, воспитателей, родственников – в значительной степени зависит, чтобы те отчетливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в столь же прочно усвоенных словах.
Расширяя представление детей о природе на занятиях по развитию речи, воспитываю у детей гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаю следующие задачи:
1. Обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
2. Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова;
3. Формировать умения правильно употреблять в речи слова;
4. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
5. Воспитывать эстетические чувства к родной природе;
6. Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
7. Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений. Передача знаний о природе требует обязательного использования сложных предложений. Поэтому я поставила перед собой цель научить детей свободно пользоваться ими. И уже дети подготовительной к школе группы почти все при раскрытии причины используют в речи сложноподчиненное предложение, а при описании предмета – простые распространенные: «Зимой становится холодно, поэтому появляется снег и лед» или «В лесу прошел дождь, поэтому трава мокрая и блестящая» и др.
Заботясь о расширении запаса слов детей, стремилась к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Так, с детьми старшего дошкольного возраста использовала ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей.
Например:
1. Подбор эпитетов к предмету. Например: Какие бывают кошки? (Большие, маленькие, пушистые, ласковые, разноцветные....)
2. Узнавание по эпитетам предмета. (Например, я предлагаю детям отгадать: «Что это? Острая, колкая».
3. Подбор к предмету действий (глаголов). Солнце весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает, согревает.
4. Подбор к действиям предмета. (Например, на небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? – Солнце.)
5. Подбор к действию объектов. (Например: Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п.)
6. Подбор обстоятельств. (Солнце светит как? – Ярко, неохотно, несмело….)
7. Вставление детьми пропущенных слов. (Педагог читает предложения, дети – вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д.) Давая детям такие предложения, стараюсь хорошо обдумать их содержание; чтобы были не слишком элементарными и не затрудняли детей.
8. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). (Я читаю главное предложение, а дети доканчивают придаточное). Например, в лесу будет много ягод, если будет… (хорошая погода).
9. Составление предложения с несколькими данными словами. И др.
Все эти упражнения помогли не только расширить словарь ребенка, но и сделать его более активным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча с родителями "Развиваем речь ребенка"
Встреча с родителями во 2 младшей группе на тему "Развиваем речь ребенка"...
Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"
Консультация для родителей как развивать речь детей...
Памятка для родителей: «Развиваем речь ребенка: дома, на прогулке, на даче…»
буклет для родителей...
Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".
Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....
Опрос для родителей «Любите ли вы театр?» и анкета для родителей «Как Вы развиваете речь ребенка?» по проекту развитие речи через театрализованную деятельность во 2 младшей группе «В гостях у сказки»
Цель: привлекать родителей к активному участию в проектной деятельности детей....
Опрос для родителей «Любите ли вы театр?» и анкетирование для родителей «Как Вы развиваете речь ребенка?», по проекту развитию речи через театрализованную деятельность во 2 младшей группе «В гостях у сказки»
Цель: привлекать родителей к активному участию в проектной деятельности детей....
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью профилактики задержки речевого развития "Инструкция развития речи или как правильно развивать речь ребенка дома"
Инструкция развития речи, или как правильно развивать речь ребенка дома. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста для профилактики ЗРР...