Перспективный план формирования лексико-грамматических категорий в старшей и подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) по теме
Планирование составлено в соответствии с лексическими темами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_lgsr.doc | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по формированию лексико – грамматического строя речи в подготовительной группе |
ВЕСНА
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, капель, начало, конец, проталина, лужи, ручьи, скворечник, перелетные птицы, гнездо, почки, листочки, трава, поля, огороды, клумбы, солнце, лучи, погода, сосульки, гроза, рассада, семена, сок. Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, радостная, дождливая, звонкая, веселый, журчащий, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, проворные, березовый, нежные. Действия: наступила, пришла, трещит, ломается, грохочет, набухают, журчит, кричат, вьют гнезда, греет, светит, сеют, зеленеет, цветет, радует, бурлит. | 1.Образование сравнительной степени прилагательных (дни стали длиннее, ночи короче). 2.Многозначность слов (весна идёт, время идёт, дождь идёт). 3.Распространение предложений путём ввода однородных подлежащих, сказуемых, определений, дополнений. | 1. «Подбери признаки»: весна – ранняя, долгожданная, звонкая, поющая, звенящая. 2. «Подбери действия к предмету»: трава – пробивается, зеленеет, растет, вянет, сохнет. 3. весна – весенний март – мартовский птица – птичий 4. «Подбери предметы к признаку»: весенний – день, дождь, гром весенняя – гроза, погода, капель весеннее – солнце, небо, поле весенние – цветы, дни 5. «Подбери родственные слова». 6. «Образуй признаки» (от предмета): весна – весенний, весной – веснушки трава – травушка, травяной, травинка. | 1.«Когда это бывает?» 2.«Что сначала, что потом?» 3.«Собери картинку и расскажи по ней» 4.«Подбери признаки, действия, предметы» 5.«Нелепицы» 6.. «Путаница» 7.Объясни значение слова: проталина, оттепель, ледоход, капель. 8. «Наоборот» 9. «Отгадай загадку» |
ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: Уборка, огород, мусор, грядки, семена, рассада, деревья, лопата, грабли, ведро, лейка. Признаки: черная, прошлогодняя, теплая, холодная, мелкая, глубокая, рыхлая, сырая, чистый, убранный, трудолюбивый, посаженный, разрыхлённый, молодой, ранний. Действия: копать, чистить, возить, носить, сажать, сеять, пахать, поливать, рыхлить, убирать, растить, подметать, ухаживать | 1.Спряжение глагола «хотеть» 2.Практическое употребление существительных Р.п., Д.п., Т.п. мн. числа 3.Составление предложений по деформированным фразам | 1. «Подбери действия»: человек – копает, выращивает, сажает семена 2. «Образуй признаки» (от предмета): огород – огородный дача – дачный 3. «Назови ласково»: земля – земелька грядка – грядочка 4. «Подбери семейку слов»: поле – полюшко, полевой 5. «Друзья» (спряжение глаголов) 6.Образуй слова по образцу: трактор – тракторист – трактористка; - скот -…, - птица - …. | 1. «Живые слова» 2. «Кто что делает?» 3. «Кто где работает?» 4. «Кому что нужно?» 5. «Скажи дальше» 6.«Телеграф» 7. «Семейка слов» 9. «Назовите крестьянские профессии» 10.«Назовите сельскохозяйственные машины» |
ЗИМА
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: времена года, декабрь, январь, февраль, зима, мороз, лед, иней, гололед, узор, бахрома, метель, вьюга, буран, хлопья, поземка, холод, лед, сугроб, стужа, снегопад. Признаки: морозная, холодная, вьюжная, легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, чистый, белый, мокрый, колючий, рыхлый, скользкий, гладкий, ветреный, студёный. Действия: метет, дует, падает, летит. Кружится, морозит, засыпает, чистят, сгребают, скользит, скрипит, сверкает, ложится, трещит, замерзать, разгребать, лепить, метёт, завывает, трещит. | 1.Образование временных форм глаголов и возвратных глаголов: кататься, буду кататься. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. 3.Распространение предложений путём ввода однородных членов. 4.Согласование количественных числительных 1, 2, 3, 5 с существительными. | 1. «Подбери признаки»: зима – холодная, снежная, морозная, теплая, вьюжная снег – пушистый, белый, хрустящий, холодный, липкий, сухой, 2. «Подбери родственные слова»: мороз – морозная, морозит, замораживать, морозилка, мороженое 3. «Подбери действия»: снег – падает, летит, кружится, лежит, таит, скрипит, хрустит. 4. «Образуй признаки» (от предмета): январь – январский мороз – морозный 5. Расскажи о зиме по плану, схеме: 1. Какое время года? 2. Назови первые приметы зимы. 3. Зимние месяцы. 4. Поведение зверей и птиц | 1. «Времена года» 2. «Подбери картинку» 3. «4 – лишний» 4. «Угадай по описанию» 5. «Живое предложение» 6. «Живое слово» 7. «Писатель» 8. «Исправь ошибку» |
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: название комнатных растений, предметов ухода за ними, части растения, свет, вода, тепло. Признаки: зеленый, красивый, пахнущий, цветущий, вьющийся, светолюбивый, экзотический.
Действия: ухаживать, поливать, рыхлить, называть, протирать, растут, цветут, пахнет, подкормить, рассаживать, размножать. | .1.Составление сложноподчинённых предложений (Я поливаю цветок потому, что он не может жить без воды). 2. Составление предложений по деформированным фразам. 3.Образование сложных прилагательных (жёлто-красный, светолюбивый). | 1. «Назови ласково». 2. «Один - много». 3. Рассказы детей о комнатных растениях по плану: 1. Какое это растение? 2. Как называется? 3. Что имеет растение? (стебель, листья, бутон) 4. Для чего нужны комнатные растения | 1. «Запомни – повтори» 2. «4 – лишний» 3. «Узнай по описанию» 4. «Ботаническое лото» 5. «Телефон» 6. «Эхо» 7. «Подбери признак» 8. «Что изменилось?» 9. «Я знаю 5 названий» 10. «Магазин цветов» 11.«Как я ухаживаю за комнатными растениями, что мне нужно?» 12. «Живые слова» 13. «Живое предложение» |
Звери Юга и Севера
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: Название животных, их детёнышей, частей тела, Африка, пустыня, джунгли, север, льды, тундра, океан. Признаки: Южные, северные, дикие, хищные, травоядные, млекопитающие, ловкий, грациозный, неповоротливый, прожорливый, неуклюжий, красивый. Действия: Жить, охотиться, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять, трубить, рычать, злиться, извиваться, ползти, плыть, ловить, цепляться. | 1. Образование притяжательных, сложных прилагательных. 2. Употребление существительных в Т.п. ед.ч. и мн.ч. (питаться чем?) 3.Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными. 4. Использование предложно – падежных конструкций (на лиане, в норе, между деревьями). | 1. «Подбери признаки»: лев – сильный, быстрый, ловкий, хищный 2. «Подбери действия»: Лев – ходит, бегает, прыгает, охотится 3. «Подбери родственные слова»: лев – львица, львенок, львиная 4. «Звериная семья» 5.Кто чем питается? Защищается? 6. «Чей, чья, чьё?» 7. «Скажи одним словом» 8. «Кто где?» (предлоги) 9. «Наоборот» 10. «Слоги слово загадали» | 1. «Кто где живет?» 2. «4 – лишний» 3. «Кто чем питается?» 4. «У кого кто?» 5. «Назови ласково» 6. «Найди пару» 7. «Составь целое» 8. «Летает – не летает» 9. «Хищное – травоядное» 10. «Большой – маленький» |
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: название домашних животных и птиц, их детёнышей, птенцов, частей тела, шерсть, оперение, щетина, рога, вымя, дом, человек, польза, мясо, молоко, яйца, насест. Признаки: травоядные, млекопитающие, нужный, полезный, большой, крупный, мелкий. Ушастый, упрямый, домашний, водоплавающий, быстрый, неповоротливый. Действия: кормить, клевать, выращивать, оберегать, высиживать, лакать, жевать, мычать, гоготать, ржать, блеять, крякать, болбочет, кудахчет, кукарекает. |
3. Образование сложных прилагательных (черноглазый, остророгий). | 1.подбери признаки и действия: корова, лошадь, собака, гусь. 2. Назови семью животных: бык, корова, телята, телёнок. 3.Чья голова? Чей хвост? 4. Кто где живёт? 5. Кто чем питается? 6.Кто какую пользу приносит? 7. Весёлый счёт: - 1 пушистая кошка, -1 верный пёс, -1 лошадиное копыто. 8.скажи одним словом: чёрная грива – чёрногривая, 9.Семейка слов: собака, собачка, собачонка, собачий, собаководство, собачница. | 1. «Кто где живет?» 2. «4 – лишний» 3. «Кто чем питается?» 4. «У кого кто?» 5. «Назови ласково» 6. «Найди пару» 7. «Составь целое» 8. «Загадай загадку» 9. «Угадай по описанию» |
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: воробей, голубь, сорока, ворона, синица, снегирь, дятел, гнездо, корм, зимовка, кормушка, голод, холод, перо, клюв, птенцы. Признаки: зимующие, холодные, голодные, веселые, летающие, нахохлившиеся, чирикающие, красногрудый, серенький, черная, полезные, беспомощные, голосистые. Действия: летать, прыгать, зимовать, клевать, каркать, чирикать, ворковать, кормить, голодать, разгребать, ухать, нахохлиться, мёрзнуть, подкармливать. | 1. Подбор прилагательных с суффиксами уменьшительно – ласкательного значения –онок, -енок, к существительным 2.Образование приставочных глаголов: -под, -в, -у, -с, -пере, -при. 3.Подбор антонимов к наречиям. 4.Образование сложных прилагательных (красногрудый). | 1. «Назови ласково». 2. «Подбери признаки»: воробей – серенький, веселый, голодный, нахохлившийся, чирикающий 3. «Подбери родственные слова»: снегирь – снег, снежок, снеговик, снегириный 4. «Один–много». 5. «Подбери действия»: ворона – летает, добывает корм, прилетает, каркает 6. «Назови детенышей»: ворона – вороненок 7. Расскажи о птице по плану: 1. Кто это? 2. Внешний вид (размер, строение, окраска). 3. Чем питается? 4. Как поет? 5.Как зимует? 6. Птенцы. 7. Чем мы можем помочь птице зимой? | 1. «Телефон» 2. «Улетают – не улетают» 3. «4 – лишний» 4. «Узнай по описанию» 5. «У кого кто?» 6. «Чей дом?» 7. «Кого не стало?» 8. «Назови ласково» 9. «Семейка слов» (снегирь) 10. Составление описательных загадок |
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (классификация)
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: одежда, шуба, пальто, плащ, куртка, брюки, блузка, рубашка, футболка, сарафан, шорты, костюм, юбка, платье, свитер, халат, колготки, перчатки, варежки, сапоги, туфли, ботинки, тапки, кроссовки, рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, обувь. Признаки: осенняя, зимняя, летняя, удобная, красивая, нарядная, праздничная, повседневная, спортивная, домашняя, резиновая, меховая, вязаная. Действие: надевать, одевать, носить, снимать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, чистить, стирать, покупать, гладить, зашивать, шнуровать | 1.Образование относительных прилагательных . 2.Образование приставочных глаголов: -о, -на, -при, -пере, -в, -под, -за. 3.Употребление существительных в В.п. ед.ч., мн.ч. (Я надену платье, туфли). 4.Использование сложносочинённых предложений с союзом – а. | 1. «Подбери признаки»: платье – новое, нарядное, праздничное, летнее, красивое 2. «Подбери действия». 3. Посчитай от 1 до 10. 4. «Один – много». 5. «Подбери родственные слова»: обувь – обувной, обуваться, обутый 6. «Назови ласково» 7.Подбери предметы к признакам: шёлковый -…. шёлковая, шёлковое… 8. «1-2-5-9» 9. «Наоборот» 10. Семейка слов» (обувь –обувной, обуваться, обувщик). | 1. «Эхо» 2. «Что из чего какое?» 3. «4 – лишний» 4. «Узнай по описанию» 5. «Живые слова» 6. «Назови ласково» 8. «Семейка слов» 9. Составление описательных загадок 10. «Обувной магазин» |
ПЕРЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: ласточка, грач, соловей, скворец, журавль, цапля, кукушка, сорока, голубь, воробей, воробей, галка, сова, скворечник, гнездо, перелет, перо, пух, клюв. Признаки: быстрые, проворные, перелетные, дикие, хищные, веселые, заботливые, насекомоядные, зимующие, дружные, заботливые, звонкие. Действия: летать, возвращаться, перелетать, зимовать, клевать, куковать, порхать, чирикать, крякать, курлыкать, гоготать, уничтожать. | 1.Образование приставочных глаголов: под, в, у, за, пере, до, с. при. 2.Существительные с суффиксами уменьшительно – ласкательного значения. 3.практическое употребление синонимов. 4.Образование сложных прилагательных (длинноногий). | 1. «Назови ласково»: соловей – соловушка скворец – скворушка 2. «Подбери признак»: ласточка – проворная, быстрая, заботливая, красивая 3. «Назови птенцов»: ворона – вороненок 4. «Подбери родственные слова»: гусь – гусенок, гусиный 5. Расскажи о птице по плану: 1. Кто это? 2. Какая это птица? 3. Внешний вид. 4. Чем питается? 5. Как поет? 6. Как зимует? | 1. «Улетают – не улетают» 2. «Кто как кричит?» 3. «Скажи иначе» 4. «4 – лишний» 5. «Где, чей дом?» 6. «Узнай по описанию» 7. «Исправь ошибку» |
ЦВЕТЫ. НАСЕКОМЫЕ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: названия цветов, насекомых, частей растения, кокон, запах, аромат, подарок, мёд, польза, лекарство, куколка. Улей, муравейник
Признаки: полевые, садовые, душистые, высокие, низкие, ранние, поздние, сушённые, редкие, исчезающие, дикие, полезные, лекарственные. Действия: растут, цветут, пахнут, вянут, зеленеют, радуют, срезать, распускаться, рвать. Сушить, заваривать, лечиться, охранять, летать, собирать, опылять. | 1.Образование сложных прилагательных (желто-красный). 2.Образование прилагательных от существительных. 3.Согласование существительных с числительными 1, 2, 3, 4, 5, (два усика, пять лапок) | 1. Подбор признаков: цветы - красивые, душистые, яркие, необычные… насекомые - … 2. «Подбери действие»: цветы растут, цветут, украшают, вянут, радуют. насекомые летают, собирают, опыляют, кусают. 3. «Скажи по другому»: цветы прекрасные, восхитительные, чудесные, превосходные. 4. «Назови улицу. Если на ней растёт много ромашек, роз и т.д.»: 5. Образуй признак от действия: Цветёт – цветущий, пахнет – пахнущий и т. д. 6. Скажи одним словом: цветок цветёт много лет – многолетний. 7. «Весёлый счёт» | 1. «Собери букет» 2. «Что, где растёт?» 3. «Отгадай по звуку, слогу» 4. «4 – лишний» 5. «Я знаю семь названий цветов, насекомых» 6. «Узнай по описанию» 7. «Исправь ошибку» 8. Лото, домино «Цветы» |
СПОРТ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: названия видов спорта, снарядов, инвентаря, спортивной одежды, обуви, спортсмен, форма, снаряд, зал, дорожка, бассейн, соревнование, очки, судья, Место, победа, старт, финиш, чемпион. Признаки: быстрый, гибкий, сильный, стремительный, ловкий, знаменитый. Действия: бежать, прыгать, плыть, поднимать, играть, выигрывать, побеждать, проигрывать, стартовать, финишировать, награждать, прославлять. | 1. Составление предложений по деформированным фразам. 2.Подбор однокоренных слов (спорт, игра). 3.Образование приставочных глаголов. 4.Образование прилагательных от существительных. | 1. «Назови ласково»: соловей – соловушка скворец – скворушка 2. «Подбери признаки, действия»: спортсмен какой? Что делает? 3. «Назови спортсмена, спортсменку» 4. «Семейка слов»: спорт -… игра -…. 5. «Наоборот» 6. «Скажи по другому»: соревнование -… быстрый - … 7. «1-5» 8. «Нелепицы» 9. «Путаница» 10. « 4 - й лишний» | 1. «Подбери признаки, действия, предметы»» 2. «Узнай по описанию» 3. «Отгадай по звуку, слогу» 4. «4 – лишний» 5. «Я знаю семь названий видов спорта» 6. «Что изменилось?» 7. «Исправь ошибку» |
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: названия военных специальностей, салют, ракета, пушка, тягач, пулемёт, танк, самолёт. Граница, тельняшка, шинель, бескозырка, командир, солдат, офицер, армия, враг. Признаки: Защитный, доблестный, отважный, храбрый, смелый, мирный, военный. Действия: Защищать, сражаться, идти в атаку, победить, беречь, охранять, заряжать, летать, маршировать, стрелять. | 1. Согласовывать числительные с существительными. 2.Подбор однокоренных слов 3.Подбор синонимов к прилагательным, глаголам. 4.Распространение предложений путём ввода однородных сказуемых, определений. | 1. «Один, много, нет»: 2. «Подбери признаки, действия»: солдат какой? Что делает? 3. «Кто служит в нашей армии». (-чик, - ист). 4. «Семейка слов»: война – воин, воевать, военный, воинственный, воинский… 5. «Наоборот» 6. «Скажи по другому»: солдат -… смелый - … воевать -… враг - …. 7. «1-5» 8. «Волшебная цепочка» 9. «Путаница» 10. « 4 - й лишний» | 1. «Подбери признаки, действия, предметы»» 2. «Слушай команду» 3. «Отгадай по звуку, слогу» 4. «Кто служит в нашей армии» 5. «Я знаю семь родов войск» 6. «4 - й лишний» 7. «Кому что нужно?» |
ПРОФЕССИИ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: названия профессий сферы обслуживания, искусства, сельского хозяйства, строительства, инструментов, одежды, работа, труд, профессия. Признаки: внимательный, заботливый, начитанный, нужный, трудолюбивый, старательный, исполнительный. Действия: Воспитывать, учить, тренировать, ухаживать, шить, кроить, пахать, сеять, собирать. Продавать, подстригать, готовить, пасти, творить. Трудиться, работать. | 1. Образование сложных существительных (рыболов, сталевар). 2.Употребление существительных в Т.п. (гвоздь забивают молотком). 3.Образование существительных с суффиксами – щик, - щиц. 4.Подбор однокоренных слов, синонимов. | 1. «Один, много, нет»: 2. «Подбери признаки, действия»: Учитель, врач какой? Что делает? 3. «Он – она». 4. «Семейка слов»: труд.-… строить -… учить -…. 5. «Назови одним словом» 6. «Скажи по другому»: профессия – дело, работа, занятие; работать – делать, трудиться 7. «1-5» 8. «Назови профессию по действию»: Точит – точильщик, точильщица 9. «Путаница» (деформированная фраза) 10. « Что чем делает?» 11. «Кому это нужно? | 1. «Запомни и повтори» 2. «Кто где работает?» 3. «Исправь ошибку» 4. «Кому что нужно?» 5. «Я знаю семь названий строительных профессий» 6. «4 - й лишний» 7. «Кому что нужно?» 8. «И я тоже» 9. «Скажи по другому» |
ТРАНСПОРТ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: Названия городского, грузового, водного, воздушного, железнодорожного видов транспорта, дорога, путь, шоссе, рельсы, вода, воздух. Признаки: Воздушный, водный, наземный, подземный, легковой, грузовой, пассажирский, гужевой, морской, речной, железнодорожный, электрический, служебный, комфортабельный, удобный. Действия: Ездить, летать, плыть, перевозить, ждать, садиться, заводить, рулить, тормозить, сигналить, причаливать, ремонтировать. | 1. Практическое употребление существительных в косвенных падежах. 2.Образование приставочных глаголов. 3.Практическое употребление простых и сложных предлогов к, через, из-за, между, по, под, в. 4.Работа с деформированными фразами и текстами. 5.Образование сложных существительных (лесовоз, хлебовоз). | 1. «Чего много в гараже?» 2. «Подбери действия»: (что делает корабль, самолёт?) 3. Образуй признаки от предметов: самолёт – самолётный, парус - парусный. 4. Образуй признаки от действий: Плывёт – плывущий, летит – летящий. 5. «Скажи одним словом»: сам летит, сам сваливает. 6. «Скажи по другому»: едет – мчится, несётся) 7. «1- 2 – 5 - 9» 8. «Наоборот»: 9.«Путаница» (деформированная фраза) 10. « Что делает машина?» 11. «Для чего нужна эта машина?» | 1. «Что изменилось?» 2. «Отгадай, запомни, расставь по порядку» 3. «Исправь ошибку» 4. «Кто на чём едет?» 5. «Я знаю семь названий транспорта» 6. «4 - й лишний» 7. «Кому что нужно?» |
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: название зверей, частей их тела, детёнышей, лес, поле, нора, дупло, берлога, логово, зверь, хищник, клыки, колючки, припасы. Признаки: хищный, травоядный, злой, опасный, беззащитный, гордый, спокойный, сильный, слабый, голодный, мохнатый, колючий, хитрый, косолапый, неуклюжий, грациозный, рогатый. Действия: прыгать, петлять, линять, рыскать, выть, грызть, прятать, реветь, жить, охотиться, спасаться, жевать, нападать, убегать, догонять, мышковать, разгребать. | 1. Практическое употребление существительных в Т.п. множ. числа. 2.Образование сложных прилагательных (закрепить). 3. Использование предлогов – в, - на, -под, - над, -из. 4.Подбор синонимов к прилагательным. 5.Образовывать существительное при помощи суффиксов со значением преувеличения (волчище). | 1. «Семейка слов»: (медведь, заяц) 2. «Подбери действия, признаки к существительным» 3. «Назови ласково» 4. Подбери предметы к признакам: олений, оленья, оленье. 5. «Звериная семья» 6. «Скажи по другому»: лиса хитрая, умная, плутоватая 7. «1- 2 – 5 - 9» 8. «Скажи одним словом»: 9.«Кто, чем защищается?» 10. « Назови огромного зверя» 11. «Где находится зверь?» (предлоги) 12.Кого в лесу много? (Р.п. мн. число) | 1. «Кто у кого?» 2. «Отгадай, запомни, расставь по порядку» 3. «Что перепутал художник?» 4. «Кто, где живёт?» 5. «Я знаю семь названий диких животных» 6. «4 - й лишний» 7. «Кто, чем питается?» 8. «Сравни зверей» 9. «Назови ласково» 10. «Кто как зимует?» |
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: Лёд, коньки, каток, лыжи, лыжня, горка, санки, салазки, снежки, ледянка, мороз, снежинки, ледок, льдина, снеговик. Признаки: Скользкий, гладкий, блестящий, ледяной, быстрый, крутой, сверкающий. Действия: Скользить, кататься, играть, бросать, кидаться, лепить, заливать, съезжать, строить, чистить. | 1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. 2. подбор родственных слов к словам: снег, мороз, зима, лёд. 3. образование существительных с помощью суффиксов со значением преувеличения (снежище, морозище). | 1. «Семейка слов»: (снег, мороз, зима, лёд) 2. «Маленький – огромный»: Мороз – морозец – морозище, ветер, сугроб, снег, дом, гора, лёд. 3. «Назови ласково» 4. Что делают дети зимой? (подбери действия). 5. Скажи дальше. 6. Почемучка. 7. Подбери предметы к признакам: зимний -…, зимняя -…, зимнее -…. | 1. Отгадай сказку 2. «Что мы видели не скажем» 3. «Узнай по описанию» 4. Лото «Логические цепочки» |
НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: Ёлка, праздник, хоровод, утренник, пляска, загадка, сюрприз, танец. Выступление, сценка, шутка, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гирлянда, украшение. Признаки: Добрый, бородатый, щедрый, колючая, стройная, пахучая, душистая, блестящая, радостный, семейный, долгожданный. Действия: Наряжать, украшать, развешивать, встречать, сиять, блестеть, переливаться, выступать, показывать, получать, дарить, шутить, поздравлять. | 1.Согласование глаголов с существительными в П.п. 2.Практическое употребление предлогов – на, - под. 3.Согласование количественных числительных с существительными. 4.Распространение предложений путём ввода однородных членов предложения. | 1. «Подбор признаков и действий к предмету» (ёлка, Дед Мороз, праздник) 2. «Чем украсим ёлку?» (шишкой, шишками) 3. «Что, где висит, лежит?» 4. «Волшебная цепочка». (Нарядная и красивая ёлка стоит в украшенном зале и сверкает разноцветными огоньками). 5. «Скажи, какой» (образование относительных прилагательных) 6. «1- 2 – 5» (один блестящий шар…; одна весёлая песня…; одно ёлочное украшение). | 1. «Собери целое» 2. «Четвёртый лишний» 3. «Расскажи любимую сказку» 4. «Чудесный мешочек» - что принёс Дед Мороз? 5. «Что перепутал художник?» 6. «Слоги слово загадали» |
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ, МЕБЕЛЬ
Лексика | Грамматический строй речи | Лексико – грамматические упражнения | Дидактические игры |
Предметы: название предметов мебели и её частей, название электроприборов, обстановка, электричество, Признаки: Действия: | 1.Согласование глаголов с существительными в П.п. 2.Практическое употребление предлогов – на, - под. 3.Согласование количественных числительных с существительными. 4.Распространение предложений путём ввода однородных членов предложения. | 1. «Подбор признаков и действий к предмету» (ёлка, Дед Мороз, праздник) 2. «Чем украсим ёлку?» (шишкой, шишками) 3. «Что, где висит, лежит?» 4. «Волшебная цепочка». (Нарядная и красивая ёлка стоит в украшенном зале и сверкает разноцветными огоньками). 5. «Скажи, какой» (образование относительных прилагательных) 6. «1- 2 – 5» (один блестящий шар…; одна весёлая песня…; одно ёлочное украшение). | 1. «Собери целое» 2. «Четвёртый лишний» 3. «Расскажи любимую сказку» 4. «Чудесный мешочек» - что принёс Дед Мороз? 5. «Что перепутал художник?» 6. «Слоги слово загадали» |
Перспективный план по формированию лексико – грамматического строя речи в старшей группе |
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (жарких стран)
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: лев, тигр, жираф, кенгуру, слон, обезьяна, леопард, антилопа, пантера. Признаки: лохматый, пушистый, зубастый, острые, полосатый, хищный, осторожный, ловкий. Действия: добывать, прыгать, охотиться, рычать, выть, учить, охранять, подкрадываться. | 1. «Подбери признаки»: лев – сильный, быстрый, ловкий, хищный 2. «Подбери действия»: Лев – ходит, бегает, прыгает, охотится 3. «Подбери родственные слова»: лев – львица, львенок, львиная 4. «Назови детенышей»: лев – львята, слон – слонята 5. Опиши любого зверя по плану: 1. Название. 2. Где живет? 3. Жилище. 4. Внешний вид, повадки. 5. Чем питается? 6.Враги. 7. Как защищается? 8. Детеныши. | 1. Киплинг Р. Книга джунглей (рассказы) 2. Житков Б.С. Про слона 3. Крылов И.А. Басни 4.Маршак С.Я Детки в клетке 5. Загадки про животных 6. Энциклопедия о животных | 1. «Кто где живет?» 2. «4 – лишний» 3. «Кто чем питается?» 4. «У кого кто?» 5. «Назови ласково» 6. «Найди пару» |
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: курица, утка, гусь, петух, индюк, наседка, цыплята, гребень, бородка, перо, пух, клюв, крыло. Признаки: домашние, заботливые, быстрые, звонкие, пестрые, пушистые. Действия: летать, кормить, выводить, клевать, гоготать, шипеть, крякать, кудахтать. | 1. «Назови ласково»: курица – курочка; клюв – клювик 2. «Подбери признак»: крыло – гусиное, куриное 3. «Назови детенышей»: курица – цыпленок утка – утенок; гусь – гусенок 4 Расскажи о птице по плану: 1. Кто это? 2. Какая птица? 3. Внешний вид (размер, окраска оперение). 4. Чем питается? 5. Как поет? 6. Птенцы. 5. «Подбери предметы к признаку»: куриная – стая, голова; гусиный – клюв, гогот; гусиное – яйцо, крыло, перо 6. Повтори и выучи о домашних птицах: Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух) Желтые комочки ходят возле мамы- квочки (Цыплята) | 1. Русская народная сказка «Бабушкина внучка да курочка » 2. Нанайская народная сказка «Айога» 3. Сербская народная сказка «У солнышка в гостях» 4. Загадки о птицах 5. Андерсен Х.-К. Гадкий утенок 6. Ушинский К.Д Гуси 7. Ушинский К.Д. Петушок с семьей 8. Толстой А. Петушок – золотой гребешок | 1. «4 – лишний» 2. «Кто как кричит? 3. «Узнай по описанию» 4. «Подбери признак» 5. «Путаница» (деформация фраз) 6. «Телефон» 7. «Подбери действие» |
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: животные (названия), их детеныши, стадо, ферма, конюшня, свинарник, коровник, хлев, сено, трава, овес, рога, копыта, грива, хвост, шерсть. Признаки: лохматая, пушистая, домашняя, бодливая, бородатый, ласковый, рогатая, заботливая. Действия: пасутся, щиплют, жуют, ржет, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, прыгает, сторожит, ловит, кусает, бодает, царапает, охраняет. | 1. «Подбери признаки»: кошка – пушистая, серая, белая, ласковая, умная, ловкая 2. «Подбери действия»: собака – лает, кусает, охраняет, грызет, прыгает, бегает 3. «Образуй признаки» (от предмета): собака – собачий, собачья 4. «Подбери предметы к признаку»: собачий – хвост, голова 5. «Назови ласково». 6. «Подбери родственные слова»: собака – собачий, собачка, собачонка, собачья. 7. «Один–много». 8. сосчитай от 1 до 10. 9. «Назови детенышей»: собака – щенок, щенки, щенята 10. Опиши домашнее животное (по плану): 1. Кто это? 2. Внешний вид. 3. Повадки 4. Чем питается? 5. Детеныши. 6. Какую приносит пользу? | 1. Толстой Л.Н. Котенок 2. Толстой Л.Н. Лев и собачка 3. Толстой Л.Н. Пожарные собаки 4. Гарин-Михайловский Г. Тема и Жучка 5. Братья Гримм Бременские музыканты 6. Чуковский К.И. Путаница 7. Загадки | 1. «Отгадай по описанию» 2. «4 – лишний» 3. «У кого кто?» 4. «Что изменилось?» 5. «Кто в домике живет?» 6. «Путаница» (деформированная фраза) 7. «Сельский двор» |
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: воробей, голубь, сорока, ворона, синица, снегирь, дятел, гнездо, корм, зимовка, кормушка, голод, холод, перо, клюв. Признаки: зимующие, холодные, голодные, веселые, летающие, нахохлившиеся, чирикающие, красногрудый, серенький, черная. Действия: летать, прыгать, зимовать, клевать, каркать, чирикать, ворковать, кормить, голодать | 1. «Назови ласково». 2. «Подбери признаки»: воробей – серенький, веселый, голодный, нахохлившийся, чирикающий 3. «Подбери родственные слова»: снегирь – снег, снежок, снеговик, снегириный 4. «Один–много». 5. «Подбери действия»: ворона – летает, добывает корм, прилетает, каркает 6. «Назови детенышей»: ворона – вороненок 7. Расскажи о птице по плану: 1. Кто это? 2. Внешний вид (размер, строение, окраска). 3. Чем питается? 4. Как поет? 5.Как зимует? 6. Птенцы. 7. Чем мы можем помочь птице зимой? | Бианки В.В. Синичкин календарь 2. Пришвин М.М. Птицы под снегом 3. Скребицкий Г. На лесной полянке 4. Скребицкий Г, Появились синички 5. Суриков И.З. Зима 6. Барто А.Л. Снегирь 7. Стихи, загадки | 1. «Телефон» 2. «Улетают – не улетают» 3. «4 – лишний» 4. «Узнай по описанию» 5. «У кого кто?» 6. «Чей дом?» 7. «Кого не стало?» |
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: одежда, шуба, пальто, плащ, куртка, брюки, блузка, рубашка, футболка, сарафан, шорты, костюм, юбка, платье, свитер, халат, колготки, перчатки, варежки, сапоги, туфли, ботинки, тапки, кроссовки, рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, обувь. Признаки: осенняя, зимняя, летняя, удобная, красивая, нарядная, праздничная, повседневная, спортивная, домашняя, резиновая, меховая, вязаная. Действие: надевать, одевать, носить, снимать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, чистить, стирать, покупать, гладить, зашивать, шнуровать. | 1. «Подбери признаки»: платье – новое, нарядное, праздничное, летнее, красивое 2. «Подбери действия». 3. Посчитай от 1 до 10. 4. «Один – много». 5. «Подбери родственные слова»: обувь – обувной, обуваться, обутый 6. «Назови ласково». | 1. Андерсен Х.-К. Новый наряд для короля 2. Перро Ш. Кот в сапогах 3. Перро Ш. Красная шапочка 4. Снегирев Г.Я. Верблюжья варежка 5. Харм Д. Заяц – портной | 1. «Что из чего, какое?» 2. «Эхо» 3. «Кто это делает?» 4. «4 – лишний» 5. «Обувь – это…» 6. «Одежда – это…» 7. «Головные уборы – это…» 8. «Универсальный магазин» («Обувь», «Одежда», «Головные уборы») |
ПЕРЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: ласточка, грач, соловей, скворец, журавль, цапля, кукушка, сорока, голубь, воробей, воробей, галка, сова, скворечник, гнездо, перелет, перо, пух, клюв. Признаки: быстрые, проворные, перелетные, зимующие, веселые, заботливые. Действия: летать, возвращаться, зимовать, клевать, куковать, порхать, чирикать, крякать. | 1. «Назови ласково»: соловей – соловушка скворец – скворушка 2. «Подбери признак»: ласточка – проворная, быстрая, заботливая, красивая 3. «Назови детенышей»: ворона – вороненок 4. «Подбери родственные слова»: гусь – гусенок, гусиный 5. Расскажи о птице по плану: 1. Кто это? 2. Какая это птица? 3. Внешний вид. 4. Чем питается? 5. Как поет? 6. Как зимует? | 1. Бианки В.В. Ласточки 2. Майков А.Н. Лесные домики 3. Толстой Л.Н. Воробей и ласточки 4. Толстой Л.Н. Лебеди 5. Мамин-Сибиряк Д. Н. Серая шейка 6. Плещеев А.Н. Сельская песенка 7. Андерсен Х.-К. Гадкий утенок | 1. «Улетают – не улетают» 2. «Кто кА кричит?» 3. «Скажи иначе» 4. «4 – лишний» 5. «Где чей дом?» |
ТРАНСПОРТ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: самолет, вертолет, корабль, лодка, паровоз, автомобиль, грузовик, автобус, трамвай, троллейбус, такси, кабина, кузов, салон, мотор, вагон, якорь, палуба, крыло, винт, бензин, водитель, машинист, пилот, капитан, матрос, дорога, рельсы, переход, светофор, остановка, знак. Признаки: быстрый, дорожный, пассажирский, грузовой, легковой. Действия: летит, едет, плывет, заходят, останавливается, выходят, ремонтирует, управляет, перевозит, тормозить, заводить. | 1. «Подбери признак»: автобус – новый, красивый, пассажирский. 2. «Подбери действия»: автобус – едет, перевозит, останавливается, тормозит, стоит. 3. «Назови ласково»: корабль – кораблик самолет – самолетик 4. «Образуй признак» (от предмета): грузовик – грузовой лодка – лодочный 5. Посчитай от 1 до 10. 6. «Один – много» 7. Расскажи о транспорте по плану: 1. Название. 2. Из каких деталей сделан? 3. Для чего используется? 4. Кто управляет? | 1. Коршунов М. Едет, спешит мальчик 2. Житков Б.С. Железная дорога 3. Ильин М. Машина на нашей улице 4. Клинина И. Как ребята переходили улицу 5. Сахаров С. Самый лучший пароход 6. Туригин И. Человек заболел 7. Загадки о транспорте | 1. «Выставки машин» 2. «Что изменилось» 3. «4 - лишний» 4. «Кто на чем ездит» 5. «Запомни – положи» 6. «Светофор» |
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: названия продуктов питания. Признаки: вкусный, свежий, сочный, молочный, овощной, мясной, кондитерский, фруктовый. Действия: варить, жарить, чистить, печь, резать, крошить. | 1. «Назови ласково»: булка – булочка молоко – молочко творог – творожок 2. «Подбери признак»: молоко – белое, свежее, вкусное, полезное булка – свежая, мягкая, ароматная, сладкая 3. «Подбери родственные слова»: молоко – молочный, молочник сахар – сахарница, сахарный 4. Посчитай от 1 до 10. 5. «Образуй признак» (от предмета): творог – творожный мясо – мясной хлеб – хлебный 6. Опиши по схеме, плану: 1. Что это? 2. Внешний вид. 3. Форма, цвет. 4. Вкус. 5. Что из него можно приготовить | Загадки о продуктах питания | 1. «4 - лишний» 2. «Чего не стало» 3. «Что изменилось» 4. «Магазин» |
МЕБЕЛЬ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: кровать, стол, стул, кресло, диван, шкаф, этажерка. Признаки: папина, мамина, большая, низкая, высокий, кухонный, спальный, мебельный. Действия: покупать, ставить, собирать, ремонтировать, протирать, переставлять. | 1. «Подбери действия»: шкаф – привезли, поставили, собрали 2. «Образуй признаки» (от предмета): из дерева – деревянная из пластмассы – пластмассовая 3. «Назови ласково» стул – стульчик стол – столик 4. Посчитай от 1 до 10 | 1. Русская народна сказка «Три медведя» 2. Маршак С. Я. Откуда стол пришел | 1. «4 – лишний» 2. «Чего не стало?» 3. «Мебельный магазин» 4. «Угадай из чего сделана?» |
ПРАЗДНИК 8 МАРТА
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: семья, родители, профессии мам, букет, мимоза, подарок, подснежник. Признаки: родная, любимая, ласковая, молодая, трудолюбивая, умная, добрая. Действия: заботиться, стирать, любить, помогать, готовить, стирать, отдыхать. | 1. «Подбери признаки»: бабушка – добрая, ласковая, старая мама – молодая, умная, заботливая 2. «Подбери действия»: мама – заботится, готовит, стирает, работает 3. «Образуй признаки» (от предмета): бабушка – бабушкин мама – мамин 4 «Назови ласково»: мама – мамочка 5. Составь рассказ о своей маме по плану: 1. Мою маму зовут...(имя, отчество) 2.Она работает...(где, кем) 3. У нее...(внешний вид) 4. Я люблю свою маму. | 1. Мошковская Э. Обида 2. Сегель Я. Как я был мамой 3. Виеру Г. Мамин день 4. Благинина Е.А. Посидим в тишине 5. Михалков С.В. А что у вас? | 1. «Собери букет» 2. «Назови ласково» 3. «Закончи предложение» |
ПРАЗДНИК ВЕСНЫ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: праздник, лес, весна, луч, трава, верба, апрель, сад, ветка, солнце, небо, лужи, ручьи, погода, птицы, клумбы, почки. Признаки: яркое, голубое, пушистая, зеленый, долгожданная, теплое, цветущее, ранняя, распустившаяся, поздняя, звонкая. Действия: набухают, лопаются, идет, цветет, растет, пахнет, светит, распускается, преображается, журчит, щебечет, ласкает, бурлит, вьют. | 1. «Один – много» 2. «Назови, какое, какая?» 3. «Назови ласково» 4. «Что делает, что делают?» 5. «Посчитай» 6. «Скажи со словом весенний». | 1. Пришвин М. Золотой лук 2. Никитин И.С. Полюбуйся, весна наступает... 3. Некрасов Н.А. Зеленый шум 4. Блок А. На лугу 5. Маршак С.Я. Апрель 6. Фет А.А. Уж верба вся пушистая... | 1. «До – между - за» 2. «Вчера – сегодня- завтра» 3. «Эхо» 4. «Узнай дерево по листку» 5. «Волшебная цепочка» 6. «4 – лишний» 7. «Что где растет?» 8. «Какой, какая (ветка, лист?)» |
НАСЕКОМЫЕ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, пчела, комар, крылья, лапки, божья коровка, гусеница. Признаки: красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, вредные, полезные. Действия: летать, порхать, жужжать, ловить, ползать, откладывать. | 1. «Подбери признаки»: бабочка – красивая, разноцветная, белая, узорчатая. 2. «Подбери действия»: бабочка – летает, порхает, садится. 3. «Образуй признаки от предмета»: пчела – пчелиный комар – комариный 4. «Назови ласково»: комар – комарик пчела – пчелка 5. «Подбери родственные слова»: муравей – муравьишка, муравейник 6. «Составь рассказ по плану»: 1. Как называется насекомое? 2. Внешний вид. 3. Какую пользу приносят? | 1. Квитко Л. Жучок 2. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказочка про козявочку 3. Бианки В.В. Приключения муравьишки 4. Крылов И.А. Стрекоза и муравей 5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказка про Комара – Комаровича 6. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказка о том, как жила-была последняя муха | 1. «4 – лишний» 2. «Я знаю» 3. «Кто ушел» 4. «Собери картинку» |
НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: ель, сосна, хвоя, украшения, бусы, мишура, гирлянда, карнавал, хоровод, новый год, праздник. Признаки: пушистая, зеленая, нарядная, радостная, пластмассовая, хвойная, стройная, веселый, праздничный, бумажный, стеклянная, блестящая. Действия: украшать, веселиться, водить (хоровод), петь, танцевать, играть, встречать, дарить, приглашать, угощать, радоваться. | 1. «Назови ласково» 2. «Подбери признак»: елка – зеленая, пушистая, стройная, нарядная, красивая, украшенная игрушка – стеклянная, бумажная, пластмассовая, блестящая, новая, красивая, хрупкая. 3. «Подбери родственные слова»: ель – елка, елочная, еловый, ельник, елочка 4. Посчитай от 1 до 10. 5. «Один - много». 6. «Подбери действия»: дети – веселятся, поют, танцуют, приглашают, радуются, хлопают. 7. Составь рассказ по плану: 1. Какой праздник? 2. Как мы готовимся к нему? 3. Как и чем мы украшали елку, группу? 4. Как мы веселились у елки? 5. Что больше всего понравилось на празднике? | 1. Токмакова И.П. Ели 2. Токмакова И.П. Живи, елочка 3. Русская народная сказка «Снегурочка» 4. Пушкин А.С. Ель растет перед дворцом... 5. Воронкова Л.Ф. Снег идет 6. Стихи на новогодний утренник | 1. «Собери бусы» 2. «Отгадай сказку по началу, продолжи» 3. «Узнай по описанию» |
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЧЕСТВА
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: танкисты, пехотинцы, пограничники, летчики, моряки, ракетчик, защитник, армия, отечество, солдат, офицер, граница. Признаки: смелые, сильные, ловкие, выносливые, храбрые. Действия: защищать, служить, охранять, стрелять. | 1. «Подбери признаки»: солдат – смелый, храбрый, выносливый 2. «Подбери действия»: солдат – охраняет, защищает, шагает 3. Сосчитай от 1 до 10. 4. «Один - много» пограничник – пограничники 5. Заучить стихотворение: Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. Над кремлевскою стеной Самолетов звенья. Слава Армии родной, В день ее рождения! | 1. Барто А.Л. На заставе 2. Александрова З.Н. Дозор 3. Митяев А.В. Мешок овсянки 4 Кассиль Л.А. Твои защитники | 1. «Разведчики» 2. «4 – лишний» |
ИГРУШКИ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: названия игрушек, игра, забава, развлечение, интерес. Признаки: красивый, резиновый, пластмассовый, любимый, плюшевый, мягкий, железный, забавный, заводной, интересный. Действия: подбрасывать, заводить, ловить, строить, возить, укладывать, давать, делиться, убирать. | 1. «Подбери признаки»: мяч – большой, красивый, резиновый, игрушечный, футбольный 2. «Подбери действия»: мяч – летает, прыгает, падает, подскакивает 3. «Назови ласково»: мяч – мячик 4. «Подбери родственные слова»: кукла – кукольный, куколка, кукольник 5. «Подбери предметы к признакам»: плюшевый – мишка, зайка 6. «Образуй признаки от действия»: играть – играющий 7. «Наоборот» (подбор антонимов) | 1. Барто А. Игрушки 2. Серов Е. Нехорошая история 3. Маршак С.Я. Мяч 4. Катаев В. Цветик – семицветик 5. Ушинский К. Сила не права 6. Загадки об игрушках | 1. «Что изменилось?» 2. «Чего не стало?» 3. «Запомни, положи» 4. «Отгадай по описанию» 5. «Магазин игрушек» 6. «1-2-5» (согласование количественных числительных и существительных – кот, котик, котенок, кубик) 7. «Узнай на ощупь» 8. «Какой по счету?» 9. «Чей, чья, чье?» 10. «Бюро находок» |
ДОМ, ЕГО ЧАСТИ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки. Признаки: каменный, деревянный, белый, серый, жёлтый, красивый, одноэтажный, многоэтажный, высокий-низкий, новый-старый, современный, светлый, удобный, нарядный, крепкий, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный. Действия: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибывать, укладывать, жить. | 1. Поиск соответствующего понятия «Дома бывают»: для людей – жилой дом, для машин – гараж, для собак – конура, будка. 2. «Скажи наоборот»: высокий – низкий, далёкий – близкий, широкий – узкий. 3. «Измени слова с помощью приставок: по-, за-, пере-: строить- построить, застроить, перестроить; красить-.... клеить-.... класть-.... 4. «Назови, какой?» Дом из соломы- соломенный, ... из кирпича-..., из камня-... . | 1.Б.Заходер «Строители» 2.Г.Ладонщиков «Новый дом». 3.С.Маршак «Кошкин дом». 4. «Зимовье зверей». 5.Загадки. | 1. «У кого какой дом» 2. «Что у нас дома?» 3. «Четвёртый лишний». 4. «Обставим квартиру». 5. «Где чей дом?» Инсценировка сказки «Зимовье зверей». |
ЧАСТИ ТЕЛА
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: туловище, виски, затылок, брови, ресницы, ноготь, колено, плечо, веки, ноздри, запястье, ступня, пятка, бедро, предплечье, грудь, размер, мужчина, женщина, зрение, вкус, слух, голос, речь. Признаки: высокий, низкий, худой, толстый, карие, голубые, зелёные, серые (глаза), густые, кудрявые вьющиеся (волосы), полный, смешной, грустный, весёлый, печальный, довольный. Действия: слышать, думать, дышать, трогать, поднимать, бегать, поднимать, опускать, прыгать, носить, расти, поворачивать, чувствовать. | 1. «Назови ласково»: лицо-личико, ладонь-ладошка, нога-ножка, ноженька. 2. «Один - много»: колено- два колена- колен, локоть- два локтя, локтей, щека- две щеки, щёк. 3. «Назови по образцу»: плечо (а они?) плечи, язык (а они?)- языки, локоть и т.д. 4. «Я начну, а ты закончи»: головой мы (что делаем?)- думаем, ушами- слушаем, глазами- смотрим, носом- дышим. 5. «Скажи наоборот»: большой- маленький, высокий- низкий, говорить- молчать, поднимать- опускать. | 1.Игровой фольклор «Федул, что губы надул?», «Братцы, братцы!». 2. Ш.Перро «Мальчик с пальчик». 3. Д.Хармс «Весёлый старичок». 4. Г-Х.Андерсен «Дюймовочка» | «Пойми меня». «Угадай по описанию». «Человек». Творческие игры: «Моя внешность», «Гости с другой планеты». Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Больница». |
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата, лось, лосиха, лосёнок, лосята, ёж, ежиха, ежёнок, ежата, кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята, белка, бельчонок, бельчата, мышь, мышонок, мышата, волк, волчица, волчонок, волчата, лис, лиса, лисёнок, лисята, медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лес, берлога, нора, дупло, логово. Признаки: травоядный, хищный, опасный, беззащитный, сильный, гордый, слабый, млекопитающее. Действия: добывать, рыскать, выть, рычать, реветь, охотиться, прятаться, сосать, охранять. | 1. «Чей, чья, чьё?»: след(чей?) – лисий, волчий; уши (чьи?) –лисьи, волчьи; голова (чья?) – лисья, волчья. 2. «Подбери предметы к признакам»: медвежий – нос, хвост, рот; медвежья – лапа, шкура, шерсть, берлога; медвежье – ухо, рычание, жилище. 3. «Скажи иначе»: (синонимы): лиса хитрая – плутовка, сообразительная, плутовка, предприимчивая. 4. «Подбери родственные слова»: медведь – медвежонок, медведица, медвежий, медведушка, медведище, медвежатина, медвежатник, медведка. | Русские народные сказки: «Заяц – хваста», «Хвосты», «Лиса и козёл». А.Ремизов «У лисы бал», Н.Рубцов «Про зайца», К.Коровин «Белка», Д.Мамин-Сибиряк «Медведко».Ю.Коваль «Русачок-травник»,И.Соколов-Микитов «Волк и лиса», Л.Толстой «Волк и лиса». Энциклопедия о животных». Загадки про животных. | «Зоологическое лото», «Кто где живёт», «Чей хвост красивее?», «Назови признаки», «Назови действия», «Кто чем питается?», «Зверинец», «Кто как зимует», «Как звери к зиме готовятся» «Чей хвост, чья лапа, чьё ухо?». |
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: лёд, коньки, каток, лыжи, лыжня, горка, санки, салазки, снежки, ледянка, мороз, снежки, салазки, ледок, льдина, ком, снеговик, развлечение, забавы. Признаки: скользкий, гладкий, блестящий, ледяной, снежный, быстрый, крутой. Действия: скользить, кататься, бросать, кидать, лепить, заливать, съезжать, строить, чистить. | «Назови ласково»: лёд- ледок, санки- саночки, снеговик - снеговичок. «Составь предложение по опорным словам»: Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. «Кому что нужно: клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки - ..., лыжи - ... , шайба - ... . «Почему он так назван?» конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на лыжах), фигурист (занимается фигурным катанием), лыжник (катается на лыжах). | А.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя...» И.Суриков «Детство» С.Чёрный «Мчусь, как ветер, на коньках...». В.Одоевский «Мороз Иванович» (сказка). А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...». К.Бальмонт «К зиме». Д.Хармс «Что это было?» Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». | «Отгадай сказку по действующим лицам». «Отгадай сказку по иллюстрации». «Отгадай сказку по началу, продолжи». «Скажи дальше». «Волшебная цепочка».»Что мы видели, не скажем...». «Узнай по описанию». |
СПОРТ
Лексика | Лексико-грамматические упражнения | Художественная литература | Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Предметы: тренер, физкультурник, зал, стадион, спортсмен, зарядка, корт, упражнения, форма, соревнования, чемпион, победитель, свисток, судья, флажок, лыжник(ца), конькобежец((ка), стрелок, лучник(ца), теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист(ка), турист(ка), хоккеист(ка) прыгун(ья),. гимнаст(ка). Признаки: легкоатлетический, сильный, ловкий гимнастический, утренняя, здоровый, быстрый крепкий, умелый, мужественный, гибкий, уверенный, стройный, настойчивый,. Действия: заниматься, расти, бегать, ездить, прыгать, плавать, стрелять, играть, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать. | «Кто что делает?» ходит на лыжах – лыжник, лыжница, бегает на коньках – конькобежец, конькобежка, стреляет из винтовок – стрелок, занимается боксом – боксёр. «Один – много»6 спортсмен – много спортсменов, упражнение – упражнений, победитель – победителей, чемпион – чемпионов. «Закончи предложение»: Маша бегает быстро, а Саша ещё быстрее. Маша прыгает высоко, Саша ещё....(выше). Маша точно попадает в цель, а Саша ещё....(точнее). | А.Барто «Верёвочка», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Ю.Гагарин «Вижу Землю», Русская народная сказка «Лиса и рак», Немецкая сказка «Заяц и ёж». | «Мы спортсмены» «Что мы видели – не скажем, а что делали, покажем» «Кто это?» «Скажи иначе» «Живые слова» «Подбери признаки» «Закончи слово». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
Перспективный план «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
Перспективный план формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы
перспективное планирование (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ в старшей логопедической группе ФФНР
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ ...
План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД.
План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД....
План работы на год группы по теме «формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников».
план включает в себя: лексические темы, игры, работу с родителями, литервтуру по данной теме на год....