ПРОЕКТ «Вахта памяти»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №52 Калининского административного района
г. Санкт - Петербург
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТ
«Вахта памяти»
Воспитатель ГБДОУ №52 г. Санкт - Петербурга
Крымская Л. Н.
2014-2015 г.г.
Системная паутинка
Познавательное развитие. Беседа по теме «Блокада». «Города герои», «Женщины и дети на войне» Дидактические игры: «Фамилия», «Подбери правильно». Встреча с Ивановой Г. В. «Воспоминания о военных годах». | Речевое развитие. «Сотавление рассказа «9мая» (по картинке) Совместная работа детей и родителей «Подвиг одного героя». Дидактические игры: «Объясни пословицу», «Родственные слова», «Найди слова не приятели», «Какой солдат?» Заучивание стихотворений к празднику. Тексты для пересказа О. Алексеев «Горячие гильзы» Чтение: З. Александрова «Родина», М. Исаковский «Навек запомни»,Т. Белозёрова «День Победы», С. Маршак «Танкист», «Пограничник», «Батареи в лесу», «Санитарки». | Художественно-эстетическое развитие. Слушание: «День Победы», «Священная война» Пение: М. Блантер, И. Исаковский «Катюша» И. Шварц, В. Коростылёв «Ленинградские мальчишки» Рисование: «Давно закончилась война». Лепка: «Вечный огонь». Изонить:»Праздничный салют» |
Социально-коммуникативное развитие. Сюжетно ролевая игра: «Военные», «Моряки», «Больница». Беседа: «Родина у каждого своя», «Каким должен быть гражданин своей страны». | Тема проекта: «Вахта памяти» Продукт проекта: Выставка детского творчества «Давно закончилась война», «Праздничный салют», «Вечный огонь» Совместная работа детей и родителей «Подвиг одного героя». Праздник посвященный Дню Победы. | Изготовление бумажного голубя родителями вместе с детьми. Физическое развитие. Подвижные игры: «Вперёд к флажку», «Обойди мины», «Платочек». Физ. Минутки. «Как солдаты на параде», «Самолёт». |
Название проекта: «Вахта памяти»
Автор проекта: воспитатель Крымская Л.Н
Продолжительность проекта: 2 недели (с 05.05.2014- 16.05.2014)
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы и их родители; воспитатели и учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Актуальность темы: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление об истории Великой Отечественной войне, о Дне Победы.
Участие детей в проекте «Вахта памяти» позволит максимально углубить знания о Российской армии, научит чтить память павших бойцов и уважать ветеранов, познакомить с наградами, которые получали защитники Отечества; активизировать речь; умение составлять рассказы по плану, пересказывать содержание прочитанного рассказа о войне; творческие способности.
Образовательные области: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, чувства патриотизма в процессе разработки детского образовательного проекта «Вахта памяти».
Задачи проекта:
- Обогатить представления детей об истории Великой Отечественной войне;
- Познакомить с традициями празднования Дня Победы;
- Обогатить словарь за счет слов: ветеран, скорбь, рейхстаг, всенародный, воистину, возлагать, фронтовик, Великая Отечественная война, Парад Победы, праздник со слезами на глазах, обойти стороной, боец, доблестный, бесстрашный, транспаранты, почтить память.
- Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.
- Воспитывать любовь к Родине.
- Развивать познавательный интерес к традиции проведения праздника 9 мая.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
. Повышение уровня осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
. Пополнение .материала о Великой Отечественной войне
. Знакомство детей с символикой Российского государства. Ребята имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.
. Знакомство детей с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.
. Владение детей расширенным словарным запасом на тему «9 Мая - День Победы».
. Иметь представление об истории памятных мест родного города. Воспитание уважения к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Родители:
. активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги:
- осуществляют инновационную деятельность;
- повышают свой профессиональный уровень.
Продукт проекта:
Выставка детских рисунков «Давно закончилась война»;
Совместная работа детей и родителей рассказ «Подвиг
одного героя»;
Викторина посвященная к Дню Победы.
Этапы реализации проекта.
Этап проекта. | Действия детей. | Действия педагогов. | Действия родителей. |
Подготовитель ный. | 1 .Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач | 1 .Формулировка проблемы (цели). 2.Введение в игровую ситуацию. 3. Помочь в решении задачи. 4. Помочь спланировать 5. Способствовать 6. Подбор материалов по | Ознакомление с проблемой. |
Деятельный. | 1 .Распределение детей в рабочие группы. 2.Распределение задач по группам детей. 3 .Формирование знаний, умений и навыков. | 1 .Организовать деятельность детей. 2. Практическая помощь 3. Направлять и | Практическая помощь в реализации проекта. |
Завершающий. | 1.Подготовка к презентации продукта деятельности. 2 .Представление зрителям продукта деятельности. 3.Размышления над новыми знаниями и новым опытом. | 1 .Помощь в подготовке к презентации продукта деятельности. 2.Организация процесса рефлексии. | Помощь в подготовке к презентации продукта деятельности, участие в презентации и в процессе рефлексии. |
Список использованной литературы:
1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2012.
- Агеева И.Д. 500 загадок-обманок для детей. - 2-е изд., перераб.,дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Журнал «Дошкольная педагогика» №3, 2010г.
6. Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»: учебно-методическое пособие, 2005.
КОНСПЕКТ ПО ФОРМИРОНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
ТЕМА: «Праздник Победы, славы, отваги».
Цели:
- Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.
- Отвечать на вопросы полным предложением, употреблять в речи синонимы, прилагательные.
- Активизация слов: боец, воин, ветераны, доблестный, бесстрашный и т.д.
- Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.
Оборудование: картинки с изображением сражения Великой Отечественной войны, героев войны, празднования Дня Победы, иллюстраций с изображением медалей, запись песни «День Победы».
Ход занятия:
-Послушайте песню(песня «День Победы»).
-О чем эта песня? О ком песня?
- Ребята, вы обратили внимание на то, как красиво украшены улицы нашего города?
-А чем они украшены?
- Да, совершенно верно, флагами, иллюминацией, транспарантами.
- А когда мы украшаем улицы нашего города? К каким событиям?
- А кто мне ответит, какой праздник мы отмечаем 9 Мая? (День Победы).
- Верно, а почему он так называется " День Победы"?
-Праздник Победы - всенародный праздник России. Он проводится ежегодно 9 мая в честь победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Это была страшная и долгая война. Она длилась целых четыре года-с 1941 года по 1945 год. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Фашисты хотели захватить нашу страну. Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети.
-Когда началась война? Кто напал на нашу страну? Как называлась эта война? Почему? Кто победил в этой войне? Когда закончилась война?
В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве -столице нашей Родины. На наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами дошли до Берлина, где располагался главный штаб противники. Подписи, оставленные на советскими солдатами на стенах рейхстага -правительственное здание Германии,- сохраняются и сегодня. Это случилось 9 мая 1945 года. И тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.
«День победы» (Т. Белозёрова)
Майский праздник - день Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
День Победы - это воистину праздник со слезами на глазах. В этот день радость и скорбь - рядом. Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто налаживал мирную жизнь.
- Ребята, а кого мы поздравляем в этот день?
Конечно, поздравляют фронтовиков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и ветеранов - старых людей, заслуживших уважение своими делами, своим трудом, которые пережили и выстояли эти тяжелые годы.
В честь победы над фашистской Германией 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади перед Кремлем состоялся Парад Победы.
Проведение Парада Победы стало традиционным. В этот день ежегодно Вооруженные силы России демонстрируют свою мощь и боевую технику.
- А что еще бывает в этот день? Послушайте загадку:
- Вдруг из тёмной темноты
В небе выросли кусты.
А на них- то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты!
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми, Пунцовыми, золотыми. Разноцветными.
- Что же это такое? ( Ответы детей).
- Правильно, салют! А вы видели салют? (ответы).
На этот праздник всегда встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести. 9 мая празднуют участники войны, их дети, внуки и правнуки. На площадях и в парках устраиваются народные гулянья, играют народные духовые оркестры, в небе вспыхивают ослепительные фейерверки праздничного салюта.
Много подвигов совершили воины и простые люди в годы Великой Отечественной войны. За это правительство нашей страны награждало их боевыми орденами и медалями. Самой главной наградой была Золотая звезда, были еще Орден Красного знамени, орден «Красной звезды»; медаль «За отвагу»; орден Славы, (показ на иллюстрациях).
Много было таких людей, потому что наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы.
- Как люди помнят тех, кто защищал свою страну?
Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины, (показ иллюстрации).
В нашем родном городе тоже свято чтут и берегут память о героях войны. В центре города на горит вечный огонь в память о погибших в сражениях в годы Великой Отечественной войны. Именами героев названы школы города, улицы города.
Но мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Вы должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна.
Физкультминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой-раз, правой-раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки-
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим-
Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем-
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Мы на месте покружились, и остановились.
Назовите, что изображено на рисунках. Отгадайте, какое слово получится, если составить первые буквы каждого слова? ( Показываю иллюстрации : мака, иголки, репки): Мак+ Иголка+Репка=МИР.
- Какое это тёплое и доброе слово : МИР.
- Какие пословицы вы знаете о мире и войне?
(Дети произносят пословицы и объясняют, как они их понимают).
"Мир строит, а война разрушает", "Храбрый побеждает, трус погибает"," Смелость города берёт", "Один за всех, все за одного".
На этом наше занятие окончено. Берегите свою Родину, растите честными и мужественными, смелыми.
Приложение
Игра «Назови солдата».
Цели: Учить ребёнка называть военные профессии.
-Если солдат охраняет границу, он кто?- Пограничник
плавает на корабле - моряк ездит на танке -танкист
плавает на подводной лодке - подводник проводит связь - связист
летает на самолёте — лётчик служит в артиллерии - артиллерист
летает на вертолёте — вертолётчик стреляет из автомата - автоматчик
прыгает с парашютом — парашютист стреляет из пулемёта — пулемётчик
Игра «Образуй новое слово»
Цели: развивать грамматический строй речи (учить образовать слова). Учить образовывать прилагательные и существительные.
Если у солдата много силы, он какай?— сильный.
Словарь: храбрость—...(храбрый), смелость — ...(смелый), быстрота — ...(быстрый),ловкость — ...(ловкий), находчивость — ...(находчивый), ум — ...(умный).
Храброго солдата назовем (как?) храбрец.
Словарь: удалого— удалец, умелого—умелец.
Игра «Фамилия»
Цели: узнать историю русских фамилий.
Ход игры. Прочитать стихотворение.
Кем был твой прадед на Руси, В атаки воинов ходил,
Свою фамилию спроси... Стрельцов сражался тоже.
Ты слышишь часто: Кузнецов. Звучат кА музыка, как стих,
Кто прадед Кузнецова? Фамилии простые.
Он был из рода кузнецов- Вглядись - и ты увидишь в них
Отец отца отцова... Историю России...
С пилою Пильщиков дружил,
Предложить ребенку вслушаться и объяснить, откуда произошли такие фамилии: Хлебников, Пушкин, Стрелков, Саблин, Матросов, Воинов.
Игра «Родственные слова»
Цели: Понимать значение слов, усвоить правила словообразования, подбирать однокоренные
слова, совершенствовать слуховое внимание.
Ход игры: предложить послушать стихотворение и найти в нем слово, родственное слову «Родина».
На широком просторе С каждым годом все краше
Предрассветной порой Дорогие края...
Встали алые зори Лучше Родины нашей
Над родимой стороной. Нет на свете, друзья!
Затем предложить послушать небольшой текст и найти в нем слова, родственные слову «Родина»: «Мы зовем нашу страну Родиной потому, что ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное».
Лексический материал: Победить- победный победитель. Мирный- мировой- перемирие. Море- лукоморье- заморский- Приморье. Стрелять- стрелок- застрелить- стрелец. Смелый- смельчак- смелее- посмел.
Игра «Найди слова -неприятели».
Цели: Находить слова - анонимы.
Ход игры: предложить найти в пословицах слова, противоположные по смыслу.
Родимая сторона - мать, а чужая-...(мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины...(холодом). Собака лает на смелого, кусает...(трусливого) Худой мир лучше доброй...(ссоры). Мир строрит, а война ...(разрушает). Человек от лени болеет, а от труда...( здоровеет).
Игра «Посчитай».
Цели: правильно согласовать имена существительные с числительными, а также расширить словарный запас, уточнить значения слов.
Ход игры: воспитатель показывает ребенку картину и предлагает изменить слово по образцу.
Например: один топор - два топора - пять топоров.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы эти- все бойцы, удалые молодцы. (Сжимаем и разжимаем обе руки)
Два-больших и крепких малых, (Загибаем два больших пальца)
солдаты в боях бывалых
Два — гвардейца-храбреца, (Загибаем указательные пальцы)
Два — сметливых молодца. (Загибаем средние пальцы)
Два-героя безымянных, но в работе очень рьяных. (Загибаем безыманные пальцы)
Два мизинца – коротышки-очень славные мальчишки (Загибаем мизинец)
Один, два, три, четыре, пять-будем молодцев считать. (Хлопаем в ладоши)
«Защитники отечества»
Цель: развитие мелкой моторики.
Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)
Защитят свою страну: (руки соединить перед собой)
Загибаем по одному пальцу сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца)
Пограничник (5), вертолётчик (4),
Врач военный (3) и танкист(2)
Смена рук.
А ещё десантник (5), лётчик (4), Снайпер(З) и артиллерист(2)
Координация речи с движением
«САМОЛЕТ»
Руки в стороны — в полет (Дети бегут на носочках по кругу, рас-
Отправляем самолет. (Ставив руки в стороны.)
Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)
Игра «Наоборот».
Цели: учить подбирать анонимы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сказать наоборот,
Это солдат смелый, а этот ...(трусливый)_
Этот танк быстрый, а этот...(медленный)
Этот солдат умный, а этот...(глупый).
Этот летчик сильный, а этот ...(слабый).
Этот танк большой, а этот (маленький).
Этот окоп широкий, а этот...(узкий).
Этот пистолет тяжелый, а этот...(легкий).
Игра «Составь слово».
Цель игры: развивать навык фонематического анализа и синтеза.
Ход игры: предложить детям составить из слова БОМБАНДИРОВЩИК как можно больше слов.
Игра «Отгадай, какое слово получится»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навык фонематического анализа и
синтеза.
Ход игры: Отгадайте, какое слово получится, если составить первые буквы каждого слова. ПАРАД+ОБОРОНА+БОЙ+ЕДА+ДРУГ+АТАКА= ПОБЕДА
Координация речи с движением
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой-раз, правой-раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей!
Застучали наши ножки - Громче и быстрей!
По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки. Снова опустились.
Мы на месте покружились, и остановились.
Загадки.
Кто, ребята, на границе Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться Мог спокойно наш народ? (Пограничник)
Он готов в огонь и бой, Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град, Не покинет пост... (Солдат)
Снова в бой машина мчится, Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом Управляется ... (Танкистом)
Гусеницы две ползут, Башню с пушкою везут (Танк)
Петушок без глаз, а метко клюет. (Ружье)
Стоят три старушки: Вздохнут они да охнут,
Вблизи все люди глохнут (Пушки)
Хоть зовут меня ручная,
Но характер колкий. Помнит враг мои осколки! (Граната)
Самолет парит, как птица, Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью Наш солдат - военный ... (Летчик)
Стихотворение М.Исаковского «Навек запомни».
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись, Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, -
Навек запомни - здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог.
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
Стихотворение З.Александровой «Родина».
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверное, помнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини - проект "Вахта памяти"
В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Но в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание....
ПРОЕКТ «ВАХТА ПАМЯТИ»
ПРОЕКТ «ВАХТА ПАМЯТИ»...
Проект " Вахта памяти"
Познавательно-исследовательский проект с детьми средней группы...
Презентация проекта "Вахта памяти"
Воспитание души ребёнка средствами искусства, в частности музыкой, - одна из важнейших задач художественного образования. Переживая содержание музыки, ребёнок становится более отзывчивым и этот тренин...
Проект "Вахта памяти"
Проектная деятельность совместно с детьми.родителями и педагогами...
Проект "Вахта памяти"
Проектная деятельность...
Проект "Вахта Памяти"
Педагогический проект к празднованию Дня Победы...