Образовательная деятельность "Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Все знают, что в августе месяце отмечается всеми любимый праздник - Яблочный Спас. Поэтому мы совместили познавательно-речевую деятельность с этим замечательным праздником. Это было познавательно и интересно. В игровой форме дети помогали Яблоньке и развивали лексико-грамматический строй речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность «Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого»
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи.
Задачи:
Формировать умение образовывать родственные слова.
Совершенствовать умение подбирать однородные прилагательные к существительному; слова-действия.
Развивать выразительность речи, внимание, память.
Расширять словарный запас.
Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: большой конверт с кусочками яблок (плоскостные изображения), каждому ребенку конверт с кусочками яблок, обруч, мяч, панно с большим бесцветным яблоком, ежик, корзинка, картинка яблоньки.
Ход образовательной деятельности
Логопед:
Сегодня утром к нам под дверь,
Прибыл необычный зверь.
На спине держал письмо
Необычное оно.
Видно еле дотащил.
Как ему хватило сил?
Письмо огромно и оно
Яблоками все расписано.
Зверек немного отдышался,
А потом уж проболтался,
Что в садочке за рекой,
Яблонька стоит.
И плодами зрелыми всех она манит.
Завтра утром собиралась
В сад идти она.
Спелых яблочек для деток,
Припасла краса.
А на утро как проснулась,
Содрогнулась, ужаснулась.
Кто-то все украл плоды.
Найти их так и не смогли.
Вы ребята, помогите,
Яблоньке плоды верните. (Родионова И.В.)
Логопед: ребята, что за зверек принес письмо?
Ответы детей.
Логопед: правильно, ежик. Мы его сразу не узнали. Долго добирался, запылился. Показался нам необычным зверьком. А еще он мне пропыхтел, что конверт мы вскроем, если отгадаем загадки.
Логопед читает загадки:
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)
Загляни в осенний сад
Чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)
В саду на дереве растет
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу на букву «Я»
Он начинается, друзья. (Яблоко)
Ответы детей.
Логопед: ребята, все это неспроста, ведь приближается необычный праздник.
В августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.
Первый Спас – Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчелы начинали приносить «неправильный» мед, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным. В этот день принято дарить друг другу баночки с медом, печь медовые пряники.
Второй Спас – Яблочный. Он отмечается 19 августа, то есть сегодня. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа – Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок освещают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный Спас принято угощать яблоками всех. Яблоко – символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Впереди нас ждет еще один праздник – Ореховый Спас. Мы его будем праздновать 29 августа.
Логопед вместе с детьми вскрывает конверт.
А в конверте пустота.
Лишь огрызки яблока.
Вынимают из конверта яблочные огрызки (плоскостные фигурки). Посмотрите – это необычные огрызки.
Вы огрызок поверните
И задание прочтите.
Выполнив все до конца,
Вернёте яблоки тогда.
Логопед: дети, попробуем помочь яблоньке?
Ответы детей.
Первое задание.
Обо мне стихи прочтете
Много яблочек вернете.
Дети читают стихи.
Яблоко спелое,
Яблоко сладкое,
Яблоко хрусткое
С кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю. (Л. Турьева)
Мне сказали:
«Яблоко – полезно.
Потому что много в нем железа!»
Ну, не знаю…
Я три штуки съела –
Ничего внутри не загремело! (Д. Сиротин)
Логопед: замечательные стихи. И первый кусочек яблока у нас в руках. Если все задания мы выполним правильно, то сможем собрать целое яблоко. Может оно поможет вернуть нам все плоды.
После выполнения первого задания, первый кусочек яблока прикрепляется на панно, а затем и последующие.
Второе задание.
Поиграй со мной дружок,
Получишь яблок кузовок.
Игра с обручем.
Логопед предлагает детям придумать новые слова, которые похожи на слово «яблоко». Дети в кругу перекатывают обруч, по сигналу бубна они делают остановку. Тот, у кого в этот момент оказывается обруч, говорит слово родственное слову яблоко.
Ответы детей: яблочки, яблоня, яблоневый, яблочный.
Логопед: молодцы. Трудное задание, но вы справились с ним. И поэтому мы можем выложить еще один кусочек яблока.
Третье задание.
Логопед: будь внимателен смотри.
Фразу вовремя скажи.
Педагог говорит половину пословицы или поговорки, а ребенок, который знает вторую половину, дополняет её. Затем все вместе проговаривают пословицу или поговорку.
Логопед: будет пчела на цветке…
Ребенок: будет и яблоко на столе.
Логопед: кто яблоко в день съедает…
Ребенок: у врача не бывает.
Логопед: яблоки ешь по утрам…
Ребенок: не будешь ходить к докторам.
Логопед: умницы, дети. И с этим заданием вы справились. Ещё один кусочек яблока мы с вами выкладываем на панно.
Физкультминутка
Руки поднимаем, яблоки срываем.
(Дети повторяют движения)
Руки опускаем. В корзину собираем.
(Дети садятся)
Руки поднимаем и в корзину убираем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
(Дети повторяют движения).
Четвертое задание.
Логопед:
Вот еще заданье вам,
Подберите-ка слова.
Игра «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительному.
Яблоко, какое?
Ответы детей: круглое, сладкое, гладкое, кислое, красное, желтое, ароматное, душистое, вкусное, твердое, крупное, мелкое, спелое, полезное, зрелое, красивое, сочное, созревшее, зеленое.
Логопед: молодцы, ребята. Ещё один кусочек яблока мы с вами заработали.
Пятое задание.
Логопед: ты похлопай-ка в ладошки,
Да подумай-ка немножко.
Только мячик добежит,
Слово-действие скажи.
Игра с мячом. Дети в кругу передают друг другу мяч. По сигналу логопеда они делают остановку. Тот, у кого в этот момент оказывается мяч, говорит слово-действие к слову яблоня.
Ответы детей: растет, цветет, плодоносит, качается, сбрасывает (листья или плоды), радует, сажать, поливать, ухаживать, собирать, окапывать,
Логопед: и еще один кусочек яблока в нашей копилке.
Задание шестое.
Логопед:
Вы ребята, не шалите,
А внимательно следите.
Здесь письмо вам от Топтыжки.
В тексте этом есть ошибки.
Их исправить должен ты
И получишь яблоки.
Игра «Исправь ошибки»
Логопед зачитывает письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.
«Здравствуйте, дети!
Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Топтыжка».
Ответы детей.
Логопед: правильно ребята вы исправили ошибки. И еще один кусочек яблока мы крепим на панно.
Задание седьмое.
Логопед:
Развалилось яблоко
На разные кусочки.
Помоги собрать их
Миленький дружочек.
Игра «Собери яблочко».
У каждого ребенка конверт с разными кусочками яблок. Кусочки разного цвета и формы. Надо подобрать и правильно сложить яблочко.
Дети выполняют задание.
Логопед: молодцы, дети. С заданием справились и собрали большое яблоко. Осталось волшебные слова сказать, чтобы оно превратилось в настоящее. Произносят слова: «Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого». Эти слова говорят хором. В это время появляется корзина с яблоками.
Логопед: вот видите ребята, вы своими делами, помогли яблоньке.
А это, (показывает на корзину),
Яблонька вам шлет привет,
Гору яблочек в ответ.
Вам спасибо говорит
И за все благодарит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по формированию звукопроизношению с подгруппой детей подготовительной группы (дети с ФФНР)
Тема: Поздняя осень. Звуки С-З...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию звукопроизношения с подгруппой детей подготовительной группы (дети с ФФНР)
Тема: Звуки Х-Х. Золотая осень....
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области музыка. Тема:«Музыка осени» для детей подготовительной группы
Тема:«Музыка осени» для детей подготовительной группы...
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....
Конкурсная программа к Дню пожилого человека для детей подготовительной группы " Супер-бабушки"
Цель мероприятия: Воспитание любви и уважения к пожилым людям (бабушкам и дедушкам)...
Конспект непосредственно -образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) для детей подготовительной группы на тему «Космические ракеты»
Конспект НОД по аппликации "Космические ракеты"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для подгруппы детей подготовительной группы с использованием пособия Круги Луллия тема: «Как дети Весну спасали»
Цель:создать условия для формирования связной речи посредством обобщения представлений о времени года ВеснаЗадачи:1. Образовательные: формировать представления детей...