«Использование устного народного творчества на занятиях по развитию речи»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Знакомство детей с временем года - зима, с народными праздниками зимы, с зимними играми и развлечениями, вспомнить потешки, заклички о зиме. Познакомить детей с крестьянской избой, её убранством. Рассказать народную сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_na_zanyatiyah_po_razvitiyu_rechi.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №10 "ЗВЕЗДОЧКА"
НОД
«Использование устного народного творчества на занятиях по развитию речи»
Подготовительная группа
Воспитатель: Ельцова С.В.
г. Дубна
Программное содержание
1.Приобщать детей к истокам национальной культуры, русского народного языка
2. Знакомить с народными обрядами и традициями
НОД
Дети стоят свободно около воспитателя. (С одной стороны группы размещены картины по теме «Зима», с другой стороны – макет крестьянской избы).
Вос-ль.: Дети, какой сегодня день недели, число, месяц? Какой это месяц по приметам народного календаря?
- Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый. Вьюги да метели, под вевраль налетели.
- Вспомните, по каким повадкам животных можно определить погоду предстоящего дня?
(Утром поют синицы – к морозу.
Приходит заяц в сады – будет ещё суровая зима.
Сорока летает близ жилья – к вьюге.
Вороны летают и кружатся – к морозу.
Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде. )
Дети подтверждают эти приметы своими наблюдениями.
Вос-ль.: У каждого времени года своя красота, свои особеннсти. Зима дарит нам пышные снега, прозрачный лёд, бодрящие морозы. Издавна смена времени года отмечалась народом праздниками. Один из таких праздников – Масленица или Проводы зимы. В эти праздничные дни люди ходили друг к другу в гости, угощали блинами, пели песни, а ребятишки выбегали на улицу, играли в хороводы, славили праздник, зиму, катались на санках. Давайте и мы пройдём по нашей улице, вспомним потешки, заклички о зиме.
- Зима, ты где была?
- В мешке стужу несла,
На землю холод трясла,
Ручки, ножки познобила,
В избы стужи напустила,
Все дороги замела и сугробы нагребла.
- За нашим амбаром
Стоит мороз с барабаном.
От стука, да в трескотни
Хоть бей в ладоши, да пляши.
- Недаром в народе говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит.» Зябко, холодно стоять, нужно подвигаться.
(Дети выполняют движения – «греются»).
- Ай да мороз – мастер,
Не работа, а игра:
За ночь мост построил ловко
Без бревна и топора
- В один зимний день
Стоит в снегу пень,
Словно стар-старичок
Надел белый колпачок,
Колпачок не мытый,
Не вязаный, не шитый.
-Гуляет вьюга на воле -
В лесу и чистом поле,
Крутит, воет, бурчит,
Навесь мир ворчит.
По сёлам, городам гуляет,
Знать никого не желает.
Вос-ль.: После такой зимней прогулки замерзнут ребятишки, заходят в чью-либо избу, усаживаются поудобнее у печки и слушают бабушкины сказки.
Я вас хочу пригласить вот в этот дом. (На столе макет крестьянской избы). Как красиво, тепло, уютно в избе.
(Рассматриваем убранство избы). «Всякий дом хозяином держится» - так говорят в народе.
А какие ещё пословицы здесь уместны?
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Какова пряха, такова и рубаха.
- Плохо тому, у кого непорядок в дому.
Вос-ль.: А теперь сядьте поудобнее, расскажу вас бабушкину сказку. Сказка начинается с присказки.
- За ступенькою – ступенька -
Станет лесенка.
Слово к слову ставь складненько -
Станет песенка.
А колечко за колечко -
Станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
(Рассказываю русскую народную сказку «Два Мороза». Из книги «Золотые серпы» - русские народные сказки. Запись, обработка и комментарий Науменко).
- Почему Морозы не заморозили воробья и зайца?
(Хоть Морозы и наделены волшебной силой, а одолеть воробья с зайцем не смогли).
А что бы вы сделали, чтобы не замерзнуть?
(Дети говорят пословицы, рассказывают о своих зимних играх).
Вос-ль.: За околицей села раздаются голоса.
Вышли девушки гулять,
Вышли молодцы плясать,
Хороводы водить,
Всех вокруг веселить.
Пойдемте и мы за околицу села хоровод водить.
Что такое околица?
Дети, околица – слово-то какое красивое по звучанию и по содержанию. Это самое красивое место за селом.
Проводим хоровод «Тень, тень, потетень».
При повторении игры приглашаем поиграть вместе с нами гостей. (В игре используем шапочки ежа, блохи, лисы, медведя, козы, зайца).
После хоровода устраивается традиционное русское чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни»
Тематический контроль является одной из форм контроля, применяемого в методической работе ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченн...
Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми раннего возраста
использование народных фольклорных форм в группе раннего возраста детского сада...
использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни с детьми раннего возраста
проведение работы с детьми в группе раннего возраста с использованием разных форм народного творчества...
Влияние устного народного творчества Южного Урала на развитие речи детей 3-4 лет
Уральское устное народное творчество имеет свои особенности, в нем раскрываются быт и национальные традиции проживающих здесь народов. Знание фольклора родного края расширяет кругозор ребенка, укрепля...
Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обраще...
Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...
Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №42" Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...