Связь мелкой моторики с речью
материал по развитию речи на тему

Игры, необходимые для развития и укрепления руки, ее моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaz_melkoy_motoriki_s_rechyu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Связь мелкой моторики с речью.

Игры, необходимые для развития и укрепления руки, ее моторики

Связь мелкой моторики с речью (По Архиповой Е. Ф)

 Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

 Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.

  Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

 Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Артикуляция звуков речи, так называемая «моторная речь», заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений. Двигательная проекция органов речи находится в нижней части передней центральной извилины, процесс же координации движений осуществляется в двигательной речевой области Брока, расположенной в нижней части любой извилины.

В двигательной проекции различных частей тела в прецентральной извилине более чем 1/3 площади занимает проекция кисти руки. Кроме того, проекция движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук должна оказать большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

 В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызвало такую же активизацию в правом полушарии.

Игры, необходимые для развития и укрепления руки, ее моторики

 В этом возрасте очень важно укреплять руку, если вы хотите, чтобы ребенок красиво писал. Научите его смешивать краски на палитре, чтобы получать разные оттенки. Вначале ребенку будет очень трудно это делать, ведь необходимо брать совсем немного краски, потом хорошо мыть кисточку, но зато какой восторг, когда начнет получаться. И что обязательно надо делать практически каждый день — раскрашивать картинки, причем не красками или фломастерами, а цветными карандашами. Многие дети очень любят рисовать, но предложение что-то раскрасить воспринимают с нежеланием, но делать это необходимо. Ваша задача, постепенно приучить его раскрашивать аккуратно, не вылезая за края. В первом классе и в тетради по математике и по русскому языку очень много раскрасок, и у детей, не приученных к раскраскам, это отнимает невероятно много времени и сил. Они не успевают, нервничают, пропускают, в результате, то, что говорит учитель, отсюда неважная успеваемость, как бы хорошо ребенок ни был подготовлен во всех других отношениях.

 Мы уже говорили, что цвета бывают теплые, холодные, радостные и тревожные. Прочитайте ребенку короткую сказку и предложите нарисовать доброго и злого героя. На кого они будут похожи, неважно, главное, чтобы ребенок смог передать красками настроение. Баба Яга злая, мрачная, поэтому она темно-серая или почти черная, а Аленушка или какой-либо другой добрый герой должен быть ярким, радостным. Не забывайте про «душеньку», о которой мы говорили вначале. Вам это поможет и в дальнейшем, когда в первом классе надо будет разделить героев на хороших и плохих, и объяснить, почему это произведение доброе. Никогда не говорите ребенку: «Почему у тебя слон голубой, а земля розовая? Так не бывает». Ребенок передает свое мироощущение, а вы хотите, чтобы он запомнил шаблоны.

          Обязательно предоставьте детям возможность вырезать. Купите закругленные ножницы и пусть вырезают что угодно. Если не получаются фигурки, пусть учится просто разрезать бумагу на ровные полоски. Чтобы это занятие имело еще смысл, вырезать полоски можно из цветной бумаги по линиям, а затем сделать из полосок простейшие композиции — коврики.

          Очень важен пластилин, поскольку его необходимо предварительно разминать. В этом случае нужны сила и терпение, которыми малыш не обладает. Опять потребуется ваша помощь, но в меру, нельзя приучать ребенка к тому, что за него все сделают. Полезно выкатывание «колбасок» и шариков. Это развивает силу пальцев, точность и координацию движений, умение управлять ими. Можно расплющить большой шарик и сделать из него блюдо, а из маленьких шариков и «колбасок» получатся прекрасные овощи. Уложить их на блюдо и натюрморт готов. Вот с человеческим лицом или звериной мордой дело обстоит сложнее. Глаза, рот можно сделать спичкой, а вот нос придется делать вам.

Развивать силу пальцев и навыки мелких движений необходимо для успешного обучения письму в школе. Есть еще одно упражнения для развития силы пальцев — разрывать бумагу на мелкие кусочки. Вначале складываете лист пополам и разрываете, затем еще раз, и еще, чтобы набралось шесть слоев. Задача ребенка — сделать как можно больше обрывков. Правда, вам придется объяснить, что рвать можно только ту бумагу, которую вы даете, чтобы ребенок не увлекся

          Прекрасно развивает мелкую моторику пальцев нанизывание бус, бисера или просто пуговиц. Последние еще можно и обводить. Можно нарисовать «неваляшку» : внизу большая пуговица, сверху поменьше, а отверстия закрасить и получатся глазки, нос и рот дорисовать уже не проблема.

          Застегивание одежды и зашнуровывание, ботинок тоже хорошее упражнение для пальчиков, особенно последнее, поскольку в первом классе почти всем это делают бабушки или мамы. На какую-нибудь перекладину привяжите ряд шнурков и пусть дети тренируются.

Штриховка — развитие мускульной памяти. Приобретите всевозможные трафареты и с вырезанными геометрическими фигурами, и с различными животными, и просто всевозможные лекала. Начните с простейших геометрических фигур и научите ребенка обводить их. Когда он станет делать это уверенно, переходите к штриховке. Поставьте сразу условие: штриховать только в заданном направлении и не выходить за контуры рисунка. Штриховка — развитие мускульной памяти. Ученые установили, что мускульная память у детей 4-6 лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Именно поэтому после 4 лет надо понемногу вводить штриховку, но не спешите и не огорчайтесь, когда у малыша ничего не будет получаться. Предложите ему собирать свои рисунки, чтобы он сам мог наглядно убедиться, что с каждым разом они будут все лучше и лучше. Даже в самом первом заштрихованном рисунке найдите приличную линию и восхититесь ею. Просто дать трафарет и сказать: «Вот так штрихуй» — нельзя, ребенку сразу станет скучно, к тому же его пальчики очень быстро устанут. Пусть он обведет, например, трапецию, а вы пририсуете ей палочки ноги и скажете, что это заколдованный дом, а чтобы он был красивее, можно штриховать разноцветными карандашами, но ни в коем случае не фломастерами. Рисование и раскрашивание фломастерами почти не требует усилия руки. Вначале штрихуйте только горизонтальными и вертикальными линиями, а когда освоите это, можно штриховать петлями, завитушками, даже элементами букв. Делать это желательно до самой школы, и тогда проблема письма не будет для вас болезненной.

          Очень полезна пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на детской речи. В Японии, например, тренировку пальцев рук начинают с двух лет, что стимулирует умственные процессы и способствует выработке основных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Думаю, предложенный мною материал может пригодиться всем логопедам, работающим в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....

Связь мелкой моторики с речевыми функциями.

статья - в продолжение начатой мною темы о мелкой моторике руки....

Консультация для родителей детей с ОВЗ «Связь мелкой моторики и речи».

Статья. Консультация для родителей детей с ОВЗ "Связь мелкой моторики и речи"....

связь мелкой моторики с речевыми функциями

связь речи и мелкой моторики...

«Связь мелкой моторики и речи у дошкольников».

В статье рассматривается взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук и речи....

Связь мелкой моторики с речевым развитием

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребенка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т.п. После мытья ручки малыша вытирали полотенц...

консультация для родителей "Связь мелкой моторики с речью ребенка"

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий м...