Связь мелкой моторики с речевым развитием
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_melkoy_motoriki_s_razvitiem_rechi.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Связь мелкой моторики с речевым развитием.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Кончики пальцев рук – это «второй мозг».
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу, поэтому при стимуляции навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию внимания и воображения, связную речь.
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. То есть, чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится связной и эмоциональной.
В настоящее время в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Когда начинать развивать мелкую моторику? Специалисты рекомендуют начинать развивать мелкую моторику у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека –от 3-х до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте надо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Игра в жизни дошкольника – это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребенку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать ее в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками побуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.
При подборе игровых упражнений мы принимаем во внимание следующие принципы:
- игровые упражнения должны приносить радость детям, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
- постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
Существует множество занятий, игр, упражнений для развития мелкой моторики:
– Пальчиковая гимнастика
– Упражнения с массажным мячом
– Пальчиковый театр
– Игры с конструктором, мозаикой, пазлами
– Пластилинография
– Игры моталочки
– Игры со счетными палочками
– Ниткография
– Вырезальный тренажер
– Рисование пальчиками, ладонью
– Игры с предметами домашнего обихода:
*с макаронными изделиями, с крупой
*с прищепками
*с резинками, бусами, заколками
– Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты
– Игры с песком и водой
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к письму. Для рисования выбирают такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева на право; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур; сохранять параллельность и расстояние между штрихами.
Один из методов работы с дошкольниками – стенд по развитию мелкой моторики. Идея создания развивающей доски с замочками принадлежит известному педагогу Марии Монтессори. Основной целью такой конструкции было развить у ребенка интеллект, воображение и многие бытовые навыки, связанные с моторикой. Кстати, упражнения с развивающей доской — это и пальчиковая гимнастика, и умственное развитие малыша. В ее состав обычно входят прикрепленные на твердую основу:
- Профиль головы из пенопласта с волосами-нитками для плетения косичек
- Щетка
- Шнуровка которая на ботиночке и на дверцах
- Замочек
- Прищепки с бельевой веревкой
- Пробки с резьбой для закручивания
- Пуговицы для тренировки застегивания
- Замок с ключиком
- Выключатель
- Мебельные колесики
- Пряжки для одежды
- Брелки, лего конструктор и др.
Используются яркие цвета, чтобы привлечь детей. Также такой стенд подходит для закрепления цвета, длины, счета и геометрических фигур.
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем моторики быстро утомляется. Ему трудно рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию к учебе.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь малыша не будет достаточно развита. То есть необходимо развивать речь в комплексе: много и активно общаться в быту, и в детском саду, вызывая его на разговор, стимулируя его вопросами, просьбами. Необходимо читать ему книги, рассказывать обо всем, что его окружает.
Итак, подведем итог, если будут развиваться пальцы рук, то легче и быстрее будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей
Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, ч...
Связь мелкой моторики с речевыми функциями.
статья - в продолжение начатой мною темы о мелкой моторике руки....
Мастер- класс «Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие младшего дошкольника»
Через развитие мелкой моторики развивается и речь....
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики и речевого развития дошкольников.
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываютс...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие ребенка.
Статья о необходимости развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
связь мелкой моторики с речевыми функциями
связь речи и мелкой моторики...
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста
Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические,физиологические и психологические аспекты [37]. Одним из показателе...