Значение фольклора в формировании нравственных качеств ребенка
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветает всеми цветами радуги, закладываются предпосылки высоких человеческих начал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_raboty.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Значение фольклора в формировании нравственных качеств ребенка
Подготовила воспитатель Архипова О.Г.
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветает всеми цветами радуги, закладываются предпосылки высоких человеческих начал.
Однако письменные источники были доступны не всем, и даже грамотные крестьяне не всегда имели в домах необходимые для целей воспитания и самовоспитания православные книги.
Потребность в осмыслении христианского вероучения и приложении его принципов к практике семейного и общественного воспитания всегда была достаточно велика в русской крестьянской среде. Поэтому в русской народной традиции сформировался целый комплекс фольклорных произведений, способствовавших обеспечению нравственности в соответствии с христианским учением.
Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылицы, поговорки, басенки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления, которую можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народной мудрости. Не случайно слово “фольклор”, будучи английского происхождения, переводится буквально как “народная мудрость”.
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
В процессе работы, обратила внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, часто выглядят искусственно, не востребуются в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Проведя анализ своей педагогической деятельности по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражается в играх, песнях, сказка. А это позволяет воспитывать у детей образцы и нормы поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В своей работе я использую следующие виды фольклора:
- Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
- Поговорки – именно в них скрыта духовная мудрость собранная поколениями («На Бога надейся, а сам не плошай» и др.)
- Сказки, которые забавляют, успокаивают, но требуют от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Виды деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Когда дети впервые приходят ко мне в группу, я сразу начинаю знакомить их с фольклором. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.
Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыша легче проснется, даст себя умыть, и сделать любые другие действия в режимные моменты в детском саду.
Особенно много радости доставляют детям игры со сказочными персонажами. В группе имеется большой выбор кукол театра бибабо, персонажами которого являются: Маша из сказки, Зайка, Медведь, Курочка – ряба и др.
В процессе работы по ознакомлению детей с фольклором у меня накопилось много практического материала: игры – презентации, дидактические игры, а так же предметы народно – прикладного творчества, что позволило создать в группе мини–музей народного творчества. Музей представляет собой подобие русской избы, в которой главное место занимает «Красный угол».
Большую роль я уделяю играм, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. В игре воспитанники обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению православных ценностей.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, я создала накопительную папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или узнавать при встречи. Таким образом, у нас появились совершенно новые игры о Пасхе: «Катание яиц с горки», «Кто больше соберёт Пасхальных яиц», «Позвони в колокол» и др. Также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Для обыгрывания сюжетов воспитанники наперебой предлагают потешки своих дедушек и бабушек и с удовольствием играют.
Всякое искусство питает душу человека – и живопись, и музыка, но первое, с чем встречается ребенок, - это поэзия устного народного творчества: игра, прибаутка, потешка, колыбельная песня, сказка и т. д.
Воспитание на фольклорной основе дает прекрасную возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества – уважительное и бережное отношение к своей культуре, любовь к родному краю, традициям духовной культуры
Как составная часть красоты, целый комплекс фольклорных произведений, способствующих обеспечению нравственного отношения в соответствии с христианским учением, народные произведения крупной и малой формы, призваны спасти мир. Спасти от грязи, прагматизма и стяжательства, которые пытаются возвести в добродетель. Только духовность и красота способны вывести людей к свету, к будущему!
Консультация для воспитателей
Значение фольклора в формировании нравственных качеств ребенка в разных видах игр
Подготовила воспитатель Архипова О.Г.
Всем известно, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, ведущие педагоги и психологи утверждают, что игра способствует всестороннему развитию личности ребенка. Так, например, А.П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее точно активизируется их общественная жизнь».
Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.
Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.
Игра – непременный спутник жизни детей. Разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие, строительные, игры – драматизации, музыкальные – все они представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Игра формирует у детей добрые чувства к товарищам, правильное взаимоотношение.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети могли выразить свои интересы, потребности не только в индивидуальной, но и в совместной деятельности, в согласовании замыслов. Воспитатель так организует жизнь детей в своей группе, чтобы сюжетно-ролевые, строительные игры, игры с песком и водой занимали большое место: в них создаются благоприятные условия для объединения детей в небольшие группы, которые постепенно становятся более устойчивыми.
У трехлетних детей уже имеются любимые игры и игрушки. От воспитателя зависит то, чтобы он постарался помочь найти ребенку привлекательную игрушку, сумел бы занять себя игрой.
Дети II младшей группы любят играть с песком и водой, но, к сожалению, мы не в полной мере используем эту возможность. Родители пренебрежительно относятся к этой игре детей: боятся, что они промокнут, испачкаются, простудятся.
В холодное время года мы чаще с детьми играем в игровой комнате в ролевые, дидактические игры. Содержание ролевых игр разнообразно: дети изображают быт в семье, жизнь детского сада, увиденное на улице, а иногда и сюжеты сказок.
Чтобы использовать игры в целях нравственного воспитания, воспитателям и родителям необходимо усложнять содержание игры: обогащать представление детей, давать новые игрушки.
На выбор воспитателей ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Строители», «Зоопарк», «Парикмахерская» и т.д. Дети активно участвуют в играх, если воспитатель играет вместе с ними. Он не только учит, уже владеющих некоторыми навыками детей, но и расширяет и углубляет их умение и навыки. Родители тоже должны брать на себя главную роль – продавец или парикмахер и т.д. Дети не только приобретают игровые навыки и умения, но и учатся вежливости, культуре общения. Дети терпеливо, не толкаясь, ждут своей очереди, вежливо благодарят за покупку, прощаются и т.д. Проводя такие игры, воспитатели заметили, что интерес ребенка усиливается, если взрослые непосредственно учувствуют в ней. Играя вместе с детьми, взрослый учит сосредотачиваться и более интересно, содержательно действовать со знакомыми игрушками, дает советы по ходу игры. От взрослых во многом зависит развитие товарищеских чувств, добрых отношений, умений считаться с другими, проявлять находчивость и инициативу.
Чаще дети младшего дошкольного возраста играют по 2-3 человека. Задача воспитателя объединить детей на основе увлечения чьим-то замыслом, действием. Включить в игру такого ребенка, чтобы он мог оживить игру, или наоборот, принять в игру застенчивых и неразговорчивых детей. В каждой игре активные дети стараются верховодить «тихонями». Вот почему взрослым нельзя оставлять без внимания и тех и других: шутками, смехом развивать и поддерживать жизнерадостность и эмоциональность «вялых» детей, а чрезмерно «живых», активных – сдерживать, но делать это чутко и тактично, чтобы не обидеть их, не подавить их инициативу.
Воспитатель или родитель, играя с детьми, влияет непосредственно на их нравственное развитие; он всегда искренне разделяет с ними их радости, успехи, создает хорошее настроение, вызывает жизнерадостность. А когда ребенок в хорошем настроении, он легче воспринимает различные поручения взрослых и охотно их выполняет.
Для всестороннего нравственного развития широко нужно использовать игры – драматизации. Они приучат действовать детей сообща, самостоятельно, в соответствии с определенной темой, разыгрывать свою роль в нужной последовательности. Игра – драматизация дает возможность проявлять себя.
Большое значение для нравственного развития детей имеют игры с правилами: подвижные, дидактические, музыкальные. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определят, что надо, что нельзя говорить, делать. Воспитатель учит соблюдать, пользоваться этими правилами. Это позволяет формировать поведение каждого ребенка и всей группы детей. Играют дети с игрушками на площадке или в группе всегда нужно оценивать их поведение в игре. Такие оценки поведения детей в игре показывают им, как следует поступать друг к другу, что нравится товарищам, а что нет, представить к чему они должны стремиться в совместной деятельности.
Таким образом, мы видим, что участие детей в играх облегчает сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение игры для формирования нравственных качеств
консультация для родителей...
Игры на формирование нравственных качеств ребенка
Данный материал будет полезен педагогам при работе по нравственному воспитанию дошкольников....
Проект : Формирование нравственных качеств ребенка через экологическое воспитание.
Проект направлен на воспитание в детях дошкольного возраста чувства любви к природе, заботу об окружающем мире, чувства доброты, а также сохранение и укрепление здоровья....
Игры на формирование нравственных качеств ребенка
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо поздн...
Игры на формирование нравственных качеств ребенка.
Игры на формирование нравственных качеств ребенка.Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельност...
Игры на формирование нравственных качеств ребенка
Сборник игр на формирование нравственных качеств ребенка Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей,...
Консультация для родителей "Роль семьи в формировании нравственных качеств ребенка"
Полезная информация для родителей....