"Звук Т. Предложение."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема «Звук Т . Предложение.»
Программные задачи:
- Совершенствовать умение определять место звука Т в слове
(начало, середина, конец), называть его акустические признаки
- Упражнять в придумывании слова со звуком Т
- Формировать умение выполнять звуковой анализ слова
Материал : игрушка кот , набор картинок с изображением разных предметов со звуком Т, набор фишек для звукового анализа
Ход занятия:
I. Психогимнастика
Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? К нам в гости сегодня пришел кот Том из мультфильма «Том и Джерри». Он очень любит играть в «Дразнилки».
Давайте поиграем вместе с ним: покажите, как он крадется за мышонком, как пугается собак, как лакает молоко…
II .
Сегодня мы вместе с Томом будем изучать новый звук, а какой, вы угадайте сами.
Этот звук услышишь в стуке вагонных колес
Дятел в лесу по стволу так стучит
Или стучит молоток
Этот звук есть и имени нашего гостя кота Тома. Вы уже догадались - это звук Т.
III.
Произнесите звук Т. Похоже на стук молотка(т-т-т). Подставьте ладошку - воздух вырывается маленькими порциями. Можно ли пропеть звук Т, есть ли преграда ? (нельзя пропеть, есть преграда - зубы)
Значит звук Т – согласный . Мы произносим Т твердо, значит звук Т твердый .
Приложите ладошку к горлышку и произнесите звук Т , дрожит ли горлышко? (нет) значит звук глухой. Как мы его обозначим? (синим кружком).
IV.
Кот Том любит мастерить из дерева разные предметы, он стучит молотком
Так - тук - так, так - тук - так. (Детям предлагается повторить индивидуально)
Гвоздь не забивается , Том сердится
Тук - так- тук, тук - так - тук
Вдруг молоток упал и покатился с лестницы вниз
Утк –атк – отк , утк – атк – отк
V.
Давайте поиграем с Томом в игру «Ушки – слушки» (дети садятся за столы – на столах конверты для занятий по грамоте)
Том будет произносить слоги, а вы поднимите синий кружок, если услышите звук Т в слогах
Ат, ак, ик, ит, ут.
А теперь Том будет произносить слова, а вы поднимите синий кружок, если услышите звук Т в словах
Стол, работа, цветок, каша, телефон, машина, молоток
Воспитатель: А теперь придумайте сами слова со звуком Т
(дети называют слова)
(Воспитатель спрашивает, где находится звук Т в придуманном ребенком слове.)
Разберем слово КОТ . Сколько звуков в слове?
Какой звук стоит в начале слова (К), какой это звук? (согласный, твердый, глухой)
Каким цветом мы его обозначим (синим), какой звук стоит вторым ( О) , какой это звук ( гласный) каким цветом мы его обозначим? (красным).
Какой звук стоит в конце слова? (Т) Мы уже знаем какой он (согласный, твердый, глухой) .Обозначаем его синим цветом.
Один ребенок на доске выставляет цветовая схему слова
Упражнение «Оживи звуки» (2-4 чел)
(Дети нажимают на фишки и озвучивают их)
А теперь вы сами разберите по звукам слово ТОМ у себя на столах, а я сделаю это на доске (воспитатель намеренно делает ошибку и просит детей исправить её)
VI. Физминутка
Вышел кот погулять
Хочет с вами поплясать
Вы скорее выходите
Вместе с Томом попляшите
1 подняться, потянуться
2 согнуться, ног коснуться
3 присесть
4 прыгнуть
5 тихонько спинку выгнуть
6 на место тихо сесть
VII.
Воспитатель: Том очень любит играть в игру «Подружи слова»
Он вырезает из газет и журналов разные слова, а потом составляет из разных слов предложения. Давайте поможем ему подружить слова в предложениях .
(разбор схем предложений, подбор слов из 3-х вариантов)
.
.
1 машина, ехать
2 купить, мама, конфеты
3 дорога, идет, кот, по
VIII.
Воспитатель: Том большой фантазер, он любит придумывать о себе разные истории. Давайте и мы попробуем придумать про него историю «Как Том плавать научился» Послушайте начало истории, а продолжение придумайте сами. В продолжении вы должны будете рассказать о том , кто помог Тому.
Этим летом Том приехал со своим хозяином в деревню .Утром он вышел со двора и увидел как утка с утятами шагают по тропинке к пруду. Том решил посмотреть, как они будут плавать. Утята так резвились в воде, что и Тому захотелось поплавать…..
Что же могло случиться дальше придумайте сами ..
(дети придумывают продолжение и конец истории)
Какие чудесные истории у нас получились (оценка работы каждого ребенка)
Практическая деятельность: давайте нарисуем и подарим Тому
предметы со звуком Т (дети рисуют )
Итог занятия.
С каким звуком нас познакомил сегодня кот Том? (повторение характеристики звука)
Дети дарят Тому рисунки и прощаются с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Звук, слово, предложение"
Логопедический досуг в подготовительной группе для детей с ОНР...
Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»
Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...
Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»
Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...
Карточки для автоматизации звуков в предложениях
Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....
"Звук, слово, предложение"
Консультация для родителей "Звук, слово, предложение"...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Как нужно беречь уши. Звук. Слово. Предложение."
Конспект занятия по валеологии и обучению грамоте...
Наглядное пособие "Собираем предложение" (автоматизация сонорных звуков в предложении)
Наглядное пособие "Собираем предложение" на автоматизацию сонорных звуков "Р" , "Л" в предложении. Рекомендовано учтелям -логопедам, педагогам, родителям в работе с...