Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста
статья по теме
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.
Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mesto_folklora_v_emotsionalnom_razvitii_detey_rannego_vozrasta.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.
Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает ребенка, убаюкивает, что очень важно для физического развития, одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно ведущих к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка.
Учитывая психологические особенности ребенка колыбельного возраста, конкретно – образное, чувственное восприятие мира, колыбельная песня рисует этот мир не в красочной неподвижности, что любо некоторым детским писателям, а как мир стремительно движущихся существ и предметов.
Познавательной и мнемонической функциями жанра предопределена художественная структура колыбельной: ритмика напева и поэтического текста, содержание, система образов, объем, композиция, язык и манера исполнения песни.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождение словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.
Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговорки, организующие эти забавы.
Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально – мелодическая основа и педагогическое воздействие – совершенно иные. Если монотонный напев колыбельной песни успокаивает ребенка, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию и т. д.
Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем детстве, и все это закрепила в примитивных, с точки зрения взрослого человека, поэтических произведениях – потешках.
Доминирующей функции подчинена ритмика игры, а, следовательно, и организующей игру потешки. Для поддержания радостных эмоций в потешки вводятся простейшие шутки, комические мотивы, то есть предопределяется новая содержательность формы. Потешки начинают применять где–то на втором году жизни ребенка, когда ребенок, как правило, уже имеет первичный словарный фонд и даже произносит первые слова.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки – песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров (считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).
Небезынтересно проследить процесс формообразования прибауток. Пока действия ребенка ограничены стенами дома, общение с внешним миром – общением с родными и близкими, пока ребенок не вошел в коллектив равных себе и не создал свой мир «жизни – игры», внешние впечатления его предельно ограничены.Это могло бы затормозить процесс психологического развития, но к концу «колыбельного» периода (2–5 лет) ребенок уже владеет обширным словарным запасом, достаточным для введения жизненно важной информации о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно чувственного восприятия действительности, и настолько прочными первичными представлениями, что возможна игра понятиями на уровне смысла; настолько владеет речью, что возможна игра словом. Потешки не только приготовили ребенка к игре, раскрыли перед ним эстетическую суть игры, но и воспитали эстетические потребности, которые можно удовлетворить только игрой.
Возникновение жанра прибауток как игр взрослых (пестуний) с детьми на уровне слова, понятия, смысла было, таким образом, предопределено во всех своих параметрах. Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребенка превратить в «разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, поднять ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.
Прибаутка всегда эстетически действенное произведение и вполне удовлетворяет детские «требования радости». Это достигается за счет высоких художественных достоинств поэтических текстов (яркая образность, рифмы).
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Воспитательный потенциал фольклора безграничен. В последнее время в дошкольной педагогике возрос интерес к духовным ценностям народного фольклора, которые оказывают влияние на развитие эмоций детей, способствуют личностно-ориентированному подходу в обучении и воспитании. Русский народный фольклор несет в себе высокий положительный заряд эмоций, имеет коммуникативную направленность и ярко выраженную экспрессивность, что позволяет использовать его для оптимизации развития эмоциональной сферы детей раннего возраста и развития речевой активности.
Используемая литература:
- Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей //Дошкольное воспитание. - 1985. - № 11. - С.21-24.
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм //Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С.16-22.
- Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1972. –78с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. –384с.
- Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста //Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - С.8-15.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960. –348с.
- Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред.А.Д.Кошелевой. – М., 1985.
Составила Мехнина Н.Н. воспитатель
ГБДОУ детского сада № 61
Колпинского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
фольклер часть1...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста, часть 2
фольклер, часть2...
Методическая разработка на тему: "Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста"
Цели:•развитие эмоций у детей раннего возраста по средствам малых форм фольклора;•формирование нравственных качеств для установления позитивных• межличностных отношений;•создание благоприятного п...
Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."
Произведения русского фольклора начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...
Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста
К особенностям эмоционального развития детей раннего возраста относятся:- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, ...