Интегрированное занятие по развитию коммуникативных навыков в процессе ознакомления со сказкой "По-щучьему велению"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Задачи:

- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей;

- закрепить знания о жанровых особенностях сказки;

- формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;

- расширять словарный запас детей;

- учить детей понимать заложенный сказкой смысл;

- воспитывать в детях чувство прекрасного, красоту родного языка, гордость за народное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_po_shchuchemu_veleniyu.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Северо - Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

Центр развития ребенка

Детский сад №2662

Интегрированное занятие по развитию коммуникативных навыков в процессе ознакомления со сказкой "По-щучьему велению"

в подготовительной группе

Провела:

Урбан О.А.

Москва, 2013г.

Задачи:

 - учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей;

 - закрепить знания о жанровых особенностях сказки;

 - формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;

 - расширять словарный запас детей;

 - учить детей понимать заложенный сказкой смысл;

 - воспитывать в детях чувство прекрасного, красоту родного языка, гордость за народное творчество.

Демонстрационный материал:

 - иллюстрации к сказке;

 - детские работы сделанные по сказке;

 - сундук с волшебными предметами;

 - конверты с заданиями;

 - карточки со словами;

 - блоки Дьенеша;

 - мешочек с фруктами и овощами;

Ход занятия

Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

Правильно, можно найти дорогу на карте, на ковре-самолете, с помощью волшебного клубочка, волшебной палочки, волшебного зверя, говорящего «человеческим» голосом. Я вам предлагаю перенестись в сказку с помощью волшебной щуки. Я держу её в руках, говорю волшебные слова «сим-салабим-ахалай-махалай» и под музыку мы с вами переносимся в страну сказок.

Ребята, а кто может сказать, какие ещё волшебные предметы встречаются в русских народных сказках? (Ответы детей.)

Ну вот, мы и в стране сказок. Оглянитесь вокруг и постарайтесь угадать, в какой сказке мы очутились? Дети замечают щуку, печку, вёдра. Дети определяют сказку, к которой они пришли в гости. Молодцы, ребята, вы отгадали, это сказка «По щучьему велению». Назовите автора этой сказки. Правильно, это русская народная сказка, ее сочинил народ и передавал друг другу из уст в уста.

Какие еще русские народные сказки вы знаете?

Дети усаживаются на стульчики, воспитатель предлагает вспомнить сказку. С помощью картинок Таня, Варя, Андрей Е., Соня Л. пересказывают сказку.

Далее работа идет по следующему плану:

Дети работают в командах - команда «Мальчики» и команда «Девочки».

1. Сказка и развитие речи.

Игра с волшебными предметами. Воспитатель достает из сундука волшебные предметы, команды угадывают, из какой они сказки.

Вопросы к детям:

1) как обычно начинаются сказки? С каких слов?

(жили-были, в некотором царстве)

2) Какими словами заканчиваются сказки?

(и стали они жить поживать, да добра наживать; вот и сказки конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед-пиво пил)

3) О чем обычно рассказывается в сказках?

4) Есть ли в этой сказке волшебные слова, какие? В каких еще сказках встречаются волшебные слова?

5) Ребята, а какие пословицы про труд вы знаете, назовите их.

(Какие труды, такие и плоды.

Уменье и труд все перетрут.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Маленькое дело лучше всякого безделья.

Дело мастера боится.

За всякое дело берись умело.

Не одежда красит человека, а добрые дела.)

2. Сказка и обучение грамоте.

Задание в конвертах для 2 команд, работа на мольбертах.

Вопросы к детям:

1) как звали главного героя? (Емеля)

 - разбор слова «Емеля»;

 - сколько слогов в слове «Емеля»?

 - С какого звука, гласного или согласного начинается это слово?

 - Сколько гласных звуков и сколько согласных звуков в этом слове?

2) Кто помогал Емеле?

 - Благодаря кому у Емели все получалось? (Щука);

 - разбор слова «щука»;

 - сколько слогов в слове «щука»?

 - С какого звука, гласного или согласного начинается это слово?

 - Сколько гласных звуков и сколько согласных звуков в этом слове?

3) Придумайте предложение:

команда «Девочки» - со словом «щука»

команда «Мальчики» - со словом «Емеля»

Каждая команда считает количество слов в предложении.

3. Игра «Угадай по запаху, что привезли братья с базара?» (в мешочке будет лежать: лимон, мандарин, яблоко, банан, грейпфрут, огурец, морковь).

Нужно определить по запаху, что лежит в мешочке и назвать.

4. Игра с карточками «Объясни слово».

На карточках написаны слова, ребенок должен объяснить значение слова.

Слова:

для команды «Девочки» - базар, невестки, гостинцы прорубь;

для команды «Мальчики» - уха, коромысло, офицер, набольший вельможа.

(Базар - место, где много людей. Одни люди продают овощи, фрукты, другие продукты, вещи - это продавцы. Другие люди покупают - это покупатели. Чаще бывает под открытым небом, или под крышей.

Невестки - жены братьев.

Гостинцы - подарки.

Прорубь - отверстие, прорубленное в ледовом покрытии водоема (реки, озера).

Уха - суп из рыбы и овощей.

Коромысло - деревянное приспособление для ручного ношения двух ведер или других грузов. Коромысло кладется на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально (равномерно) по всей поверхности спины.

Офицер - военный, ему подчиняются солдаты.

Набольший вельможа - самый богатый человек, в подчинении у царя.)

5. Конструирование из блоков Дьенеша

Команда «Девочки» выкладывает из блоков Марью-царевну, команда «Мальчики» - Емелю.

Вопросы к детям:

 - какие фигуры они использовали для поделки?

 - сколько потребовалось геометрических фигур?

Ребята, пора нам из страны сказок возвращаться, сейчас я скажу волшебные слова «сим-салабим-ахалай-махалай», махну щукой и мы вернемся в детский сад. Звучит музыка.

Вот мы и вернулись в группу.

Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали.

(1.Сколько слогов в словах «Емеля», «Щука», с каких звуков начинаются эти слова, сколько в них гласных и согласных звуков.

2. Узнали, что привезли братья с базара.

3. Вспомнили, значение слов из сказки.

4. Узнали, как из блоков Дьенеша можно выложить Марью-царевну и Емелю.

Ребята, вы оказались настоящими знатоками сказок. За то, что вы путешествовали в сказку «По щучьему велению», и справились со всеми заданиями, щука передала для вас подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по проекту " Развитие коммуникативных навыков в процессе игры".

Отчет о реализации проекта. Название: « Развитие коммуникативных навыков в процессе игры». Автор: воспитатель Бабкина  Ирина Юрьевна. Цель: развитие коммуникативных навыков у детей...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию коммуникативных навыков в старшей группе №5 дошкольного отделения.

ГБОУ СОШ №1375 (дошкольное отделение здание №3)      Конспект открытого интегрированного занятия по развитию коммуникативных навыков в старшей группе №5 дошкольного отдел...

Развитие коммуникативных навыков в процессе игры.

Развитие коммуникативных навыков в процессе игры....

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и коммуникативных способностей в процессе ознакомления с художественной литературой. Материал будет полезен воспитателям детского са...

выступление на педагогическом совете "Развитие коммуникативных навыков в процессе игры"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №4  детский сад «Звёздочка»              Развит...

Развитие коммуникативных навыков в процессе игры.

Актуальность. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Очень часто в...