Интегрированное занятие по развитию коммуникативных навыков в процессе ознакомления со сказкой "По-щучьему велению"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Задачи:
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей;
- закрепить знания о жанровых особенностях сказки;
- формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;
- расширять словарный запас детей;
- учить детей понимать заложенный сказкой смысл;
- воспитывать в детях чувство прекрасного, красоту родного языка, гордость за народное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_po_shchuchemu_veleniyu.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Северо - Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
Детский сад №2662
Интегрированное занятие по развитию коммуникативных навыков в процессе ознакомления со сказкой "По-щучьему велению"
в подготовительной группе
Провела:
Урбан О.А.
Москва, 2013г.
Задачи:
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей;
- закрепить знания о жанровых особенностях сказки;
- формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;
- расширять словарный запас детей;
- учить детей понимать заложенный сказкой смысл;
- воспитывать в детях чувство прекрасного, красоту родного языка, гордость за народное творчество.
Демонстрационный материал:
- иллюстрации к сказке;
- детские работы сделанные по сказке;
- сундук с волшебными предметами;
- конверты с заданиями;
- карточки со словами;
- блоки Дьенеша;
- мешочек с фруктами и овощами;
Ход занятия
Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)
Правильно, можно найти дорогу на карте, на ковре-самолете, с помощью волшебного клубочка, волшебной палочки, волшебного зверя, говорящего «человеческим» голосом. Я вам предлагаю перенестись в сказку с помощью волшебной щуки. Я держу её в руках, говорю волшебные слова «сим-салабим-ахалай-махалай» и под музыку мы с вами переносимся в страну сказок.
Ребята, а кто может сказать, какие ещё волшебные предметы встречаются в русских народных сказках? (Ответы детей.)
Ну вот, мы и в стране сказок. Оглянитесь вокруг и постарайтесь угадать, в какой сказке мы очутились? Дети замечают щуку, печку, вёдра. Дети определяют сказку, к которой они пришли в гости. Молодцы, ребята, вы отгадали, это сказка «По щучьему велению». Назовите автора этой сказки. Правильно, это русская народная сказка, ее сочинил народ и передавал друг другу из уст в уста.
Какие еще русские народные сказки вы знаете?
Дети усаживаются на стульчики, воспитатель предлагает вспомнить сказку. С помощью картинок Таня, Варя, Андрей Е., Соня Л. пересказывают сказку.
Далее работа идет по следующему плану:
Дети работают в командах - команда «Мальчики» и команда «Девочки».
1. Сказка и развитие речи.
Игра с волшебными предметами. Воспитатель достает из сундука волшебные предметы, команды угадывают, из какой они сказки.
Вопросы к детям:
1) как обычно начинаются сказки? С каких слов?
(жили-были, в некотором царстве)
2) Какими словами заканчиваются сказки?
(и стали они жить поживать, да добра наживать; вот и сказки конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед-пиво пил)
3) О чем обычно рассказывается в сказках?
4) Есть ли в этой сказке волшебные слова, какие? В каких еще сказках встречаются волшебные слова?
5) Ребята, а какие пословицы про труд вы знаете, назовите их.
(Какие труды, такие и плоды.
Уменье и труд все перетрут.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Маленькое дело лучше всякого безделья.
Дело мастера боится.
За всякое дело берись умело.
Не одежда красит человека, а добрые дела.)
2. Сказка и обучение грамоте.
Задание в конвертах для 2 команд, работа на мольбертах.
Вопросы к детям:
1) как звали главного героя? (Емеля)
- разбор слова «Емеля»;
- сколько слогов в слове «Емеля»?
- С какого звука, гласного или согласного начинается это слово?
- Сколько гласных звуков и сколько согласных звуков в этом слове?
2) Кто помогал Емеле?
- Благодаря кому у Емели все получалось? (Щука);
- разбор слова «щука»;
- сколько слогов в слове «щука»?
- С какого звука, гласного или согласного начинается это слово?
- Сколько гласных звуков и сколько согласных звуков в этом слове?
3) Придумайте предложение:
команда «Девочки» - со словом «щука»
команда «Мальчики» - со словом «Емеля»
Каждая команда считает количество слов в предложении.
3. Игра «Угадай по запаху, что привезли братья с базара?» (в мешочке будет лежать: лимон, мандарин, яблоко, банан, грейпфрут, огурец, морковь).
Нужно определить по запаху, что лежит в мешочке и назвать.
4. Игра с карточками «Объясни слово».
На карточках написаны слова, ребенок должен объяснить значение слова.
Слова:
для команды «Девочки» - базар, невестки, гостинцы прорубь;
для команды «Мальчики» - уха, коромысло, офицер, набольший вельможа.
(Базар - место, где много людей. Одни люди продают овощи, фрукты, другие продукты, вещи - это продавцы. Другие люди покупают - это покупатели. Чаще бывает под открытым небом, или под крышей.
Невестки - жены братьев.
Гостинцы - подарки.
Прорубь - отверстие, прорубленное в ледовом покрытии водоема (реки, озера).
Уха - суп из рыбы и овощей.
Коромысло - деревянное приспособление для ручного ношения двух ведер или других грузов. Коромысло кладется на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально (равномерно) по всей поверхности спины.
Офицер - военный, ему подчиняются солдаты.
Набольший вельможа - самый богатый человек, в подчинении у царя.)
5. Конструирование из блоков Дьенеша
Команда «Девочки» выкладывает из блоков Марью-царевну, команда «Мальчики» - Емелю.
Вопросы к детям:
- какие фигуры они использовали для поделки?
- сколько потребовалось геометрических фигур?
Ребята, пора нам из страны сказок возвращаться, сейчас я скажу волшебные слова «сим-салабим-ахалай-махалай», махну щукой и мы вернемся в детский сад. Звучит музыка.
Вот мы и вернулись в группу.
Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали.
(1.Сколько слогов в словах «Емеля», «Щука», с каких звуков начинаются эти слова, сколько в них гласных и согласных звуков.
2. Узнали, что привезли братья с базара.
3. Вспомнили, значение слов из сказки.
4. Узнали, как из блоков Дьенеша можно выложить Марью-царевну и Емелю.
Ребята, вы оказались настоящими знатоками сказок. За то, что вы путешествовали в сказку «По щучьему велению», и справились со всеми заданиями, щука передала для вас подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по проекту " Развитие коммуникативных навыков в процессе игры".
Отчет о реализации проекта. Название: « Развитие коммуникативных навыков в процессе игры». Автор: воспитатель Бабкина Ирина Юрьевна. Цель: развитие коммуникативных навыков у детей...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию коммуникативных навыков в старшей группе №5 дошкольного отделения.
Занятие разработано и проведено Чвиковой(Абраменковой) И.В. и Захаровой Т.Н....
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию коммуникативных навыков в старшей группе №5 дошкольного отделения.
ГБОУ СОШ №1375 (дошкольное отделение здание №3) Конспект открытого интегрированного занятия по развитию коммуникативных навыков в старшей группе №5 дошкольного отдел...
Развитие коммуникативных навыков в процессе игры.
Развитие коммуникативных навыков в процессе игры....
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и коммуникативных способностей в процессе ознакомления с художественной литературой. Материал будет полезен воспитателям детского са...
выступление на педагогическом совете "Развитие коммуникативных навыков в процессе игры"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №4 детский сад «Звёздочка» Развит...
Развитие коммуникативных навыков в процессе игры.
Актуальность. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Очень часто в...