Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста наиболее благоприятно использовать русский фольклор:пестушки,потешки,колыбельные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_russkogo_folklora_dlya_razvitiya_rechi_detey_ml.vozrasta.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Маленькие дети очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают всё буквально, даже не желая того. Овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее благоприятен к её усвоению.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора), редко слышит сказки и рассказы из уст родителей и воспитателей. Поэтому появляются следующие проблемы:
1. Речь ребёнка состоит из простых, нераспространённых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо).
2. Недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3. Ребёнок использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературные слова и выражения.
4. Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.
5. Неспособен построить монолог, например, рассказ на предложенную тему, не может пересказать короткий текст своими словами.
6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
7. У ребёнка отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если постоянно (систематически) заниматься развитием речи детей. Особое место здесь занимает использование художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т. д.
* Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек.
Читайте детям, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью.
Выразительно спойте или прочитайте колыбельную песню.
Ой ,люли, люли, люли,
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать.
Стали люлечку качать.
Баю, бай, баю, бай.
Спи малыш мой, засыпай.
В первый раз выразительно прочитайте детям колыбельную, сопровождая текст движениями. При повторном чтении попросите детей повторять за вами все движения. А затем, постепенно, выучите с ним колыбельную. Выучив текст песни, дети смогут ответить на следующие вопросы:
* Кто такие гуленьки?
* Что они стали делать? (ворковать)
* Что они делают возле люлечки малыша?
Выразительно прочитайте потешку « Ай, качи - качи – качи!»
- Ай, качи - качи - качи,
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.
После многократного повторения потешки можно задать детям следующие вопросы.
Задаю вопросы к детям:
* Как называется потешка? О чём в ней говорится?
* Чем отличаются калачи от баранок? Какой они формы? Где они пекутся?
* Кто украл калачи? А что нам осталось?
Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд всё в порядке.
Произнесите скороговорки, отчётливо выделяя повторяющийся звук.
Шила в мешке не утаишь.
Ошибся что ушибся.
Где щи – тут и нас ищи.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Учите ребёнка проговаривать скороговорки. Попросите нарисовать предметы, о которых в них говорится. Задавайте наводящие вопросы: «Что ты нарисовал? Как этот предмет отличается от другого? Какой он? Почему?»
* Знакомство со считалочками.
Считалка является малым жанром детского фольклора. Особые способы рифмовки и частое использование в играх делают считалки незаменимыми для развития речи.
Прочитайте наизусть считалку:
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапти плела –
Кто лапти найдёт,
Тот водить пойдёт.
После того, как дети запомнят считалку, предложите им ответить на вопросы:
* Где ходила лиса?
* Каким голосом она вопила?
* Что такое лычки?
* Что такое лапти?
* Из какого материала лиса плела лапти?
* Использование загадок в развитии речи.
В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов и явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета. Некоторые загадки обогащают словарь детей.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска, гребень)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Это что таково: в землю вросло,
Сверху толсто, снизу востро, собой красно. (Свёкла)
Маленький, серенький
По дорожке прыг, прыг. А носиком тык, тык. (Заяц)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА раздела образовательной программы «Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.Речь имеет большое значение для целостно...
Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей....
Тема проекта: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Задачи проекта:1. Формировать представления о фольклоре;2. Знакомить детей с устным народным творчеством.3. Учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, пр...
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Родительское собрание «Значение фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» ( II младшая группа)
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и сво...