Мы любим сказки
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Мы любим сказки»
ЦЕЛИ: Закрепить знания детей о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки;
Развивать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства: подводить детей к пониманию образных выражений: «ниже плеч голову повесил», «утро вечера мудренее», «куда глаза глядят»;
Учить образовывать прилагательные путем чистого или префиксального повтора: «добрый – предобрый», «мудрая – премудрая», веселый – превеселый»;
Учить образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (попрыгайте, похлопайте и т.д.)
Учить формировать сложноподчиненное предложение с противоположным союзом «а»;
Образовывать существительные с суффиксом – ОК
Обогатить словарь словами «смекнула», «закручинился».
ОБОРУДОВАНИЕ: сундучок, книга, стрела, волшебная палочка, конверты, картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Стук в дверь.
Ребята, кто – то к нам постучал (воспитатель вносит сундучок)
Странно, никого нет, а у двери кто – то оставил сундучок. Что же в нем? Здесь какие – то предметы и письмо.
«Примите в подарок сундучок необычный. Живут в нем предметы из сказок. Отгадайте, из каких и выполните мои задания. Желаю вам радости и веселья. Расти умными и смышлеными. Сказочник»
Достаю первый предмет. Что это? Книга. А книга ребята необычная. В ней сказки перепутались, попробуем распутать их. Слушайте внимательно!
« Жили – были дед и баба. Была у них Курочка – Ряба. Дед говорит бабе: «Испеки мне баба Колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю. Пошла баба в амбар наскребла две горсти муки и испекла репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная шапочка, я тебя съем!», а она отвечает: «Не ешь меня, брось в воду, я твои желания исполню. Только скажи по щучьему веленью, по моему хотенью, желание и исполнится. Вырос цветик – семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, а на ноге у нее хрустальная туфелька, а в руке яйцо, где смерть Кощея спрятана. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!» («Курочка – Ряба», «Колобок», «Репка». «Красная шапочка», «По щучьему велению», «Цветик – семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Царевна лягушка»)
Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, распутали все сказки. Скажите мне пожалуйста, а чем сказки отличаются от других литературных произведений? («Сказочными» словами»)
Какие «сказочные» слова вы знаете? (Жили – были, в тридевятом царстве в тридесятом государстве, в некотором царстве, скоро сказка сказывается, да не скоро делается и т.д.)
А этот, ребята предмет, из какой сказки? (достает из сундучка стрелу) Из сказки Царевна – лягушка. В этой сказке ребята много непонятных слов и выражений, что же они означают?
- «Не тужи Иван – Царевич, ложись спать, утро вечера мудренее» (ночью надо отдыхать, чтобы утром отдохнувшим, правильно принять решение).
- «Воротится Иван – Царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил» (загрустил).
- Василиса смекнула (догадалась)
- Гости диву дались (удивились)
- Пошел Иван – Царевич куда глаза глядят (сам не знает куда ноги ведут)
- Из сундука выскочил заяц и наутек во всю прыть пустился удирать (быстро побежал, помчался изо всех сил)
- Баба Яга спросила у Ивана Царевича: «Дело пытаешь или от дела лытаешь?» (по делу пришел или от дела бежишь?)
- Как по-другому можно сказать? Зачем пришел? Чего ищешь? Какое у тебя дело?
Такими, ребята словами и выражениями раньше говорили на Руси.
Здесь в сундучке есть еще сказочный предмет. Этот кузовок из какой сказки (Красная шапочка). В кузовке записка: «Ребята положите в кузовок слова, оканчивающие на – ОК» (ребята передают друг другу корзину и складывают в нее при этом произнося слово на – ОК)
- сапожок,
- носок,
- молоток
- глазок и т.д.
Молодцы, много слов положили в кузовок. В сундуке, ребята есть картинки с героями сказок. Давайте скажем, какие сказочные герои по характеру:
- Если Василиса очень, очень мудрая? Премудрая.
- Кощей злой, злой? Презлой.
- Петрушка веселый, веселый? Превеселый.
- Лиса хитрая, хитрая? Прехитрая и т.д.
Молодцы, ребята, правильно сказали о характерах сказочных героев. А как вы думаете, с какой сказки этот предмет? (Это волшебная палочка из сказки «Золушка»). Сейчас мы с вами будем загадывать желание. Я начну первая. Ребята покружитесь (дети кружатся). Малика, возьми палочку и скажи ребятам, чтобы они полетали как птицы (дети полетайте). Дети передают палочку и загадывают желание: попрыгайте, похлопайте, поулыбаться друг другу и т.д.
А сейчас, я снова превращаю вас в детей. Садитесь, ребята за столы, а я вам раздам конверты с заданиями. Письма прислали сказочные герои, вы должны сказать от кого вам пришло письмо. Например, мне письмо пришло от зайчика. Он просит, чтобы я составила предложение по картинкам. Ночью темно, а днем светло. (Дети говорят от кого пришло им письмо, и составляют предложение).
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. И осталось у нас интересное последнее задание. В сундучке лежат карточки. Что на них нарисовано? Человечки с разным настроением. Сейчас вы по очереди будете выходить ко мне, брать карточку и изображать то настроение, которое нарисовано на карточке, а ребята должны догадаться, какое настроение и кому из сказочных героев оно подходит (дети выходят по очереди и изображают настроение, а остальные дети отгадывают).
Ребята, вот мы с вами выполнили все задания Сказочника. И я хочу вам подарить сердечки. А как вы думаете за что, я вам дарю эти сердечки? (за то, что мы хорошо работали на занятии).
Да! А вам понравилось занятие? Что именно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто любит сказки Корнея Чуковского
Данный мультимедийный продукт является наглядным материалом для занятия по развитию речи в подготовительной группе, позволяет обогатить читательский опыт дошкольника...
"Мы любим сказки"
Раздел: разновозрастная группа...
Занятие "Мы любим сказки"
Занятие по ознакомлению с художественной литературой и с развитием речи. На занятие дети знакомятся со сказкой "Колобок" , потом обыгривают эту сказку в песочном дворике....
Творческий проект "Любим сказки"
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ совместной деятельности детей, воспитателя и родителей на методическом объединении воспитателей тема: «Инсценировка сказки «Колобок» Подготовили и провели:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл. группе по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Мы любим сказки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл. группе по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Мы любим сказки». В ходе...
Конспект ООД в подготовительной группе «Сказки любим, сказки знаем! »
Конспект ООД в подготовительной группе "Сказки любим, сказки знаем"...
Презентация викторины "Сказки любим - сказки знаем"
Презентацию можно использовать для закрепления знаний сказок в средней, старшей, подготовительной группе....