Конспект НОД "Нам интересно сочинять"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кирюхина Надежда Александровна

В конспекте представлены игры с использованием ТРИЗ технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_triz.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

К СОВЕТУ ПЕДАГОГОВ

Конспект НОД

с использованием технологии ТРИЗ

« Нам интересно сочинять»

в подготовительной к школе группе №11

МАДОУ « Детский сад № 53»

для детей с нарушением зрения

Подготовили:

Учитель – логопед:

Кирюхина Надежда Александровна

Воспитатель: Самсонова

Татьяна Леонидовна

Энгельс

2015

Тема: «Нам интересно сочинять».

Форма:  групповое.

Вид: игра – путешествие.

Задачи:

Упражнять в умении задавать вопросы, сужающие поле поиска загаданного объекта.

Формировать умение выявлять основные признаки объекта и на этой основе составлять загадки.

Подбирать определения, синонимы, образные характеристики объекту.

Упражнять в умении сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам).

Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы (и в этом их сходство), а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам (и в этом их различие).

Формировать умению составлять рифмовки и записывать их схемами.

          Упражнять в умении рифмовать слова,  составлять стихотворный текст (полуактивный этап).

Воспитание уверенности в своих силах, чувства радости, успеха:

слушать до конца не перебивая, оказывать помощь, радоваться за успехи товарищей.

Приемы технологии ТРИЗ:

Поставленные задачи решались через игровые приемы:

Игры « Да – нет»

Игра « Человек + природа = Удивительные вещи»

Игра “Сочиним стишок и его запишем”.

Игра «Рифму сочиняем – речь развиваем».

Игра “Кто больше подберет красивых слов”.

Характеристики

Цвет

Форма

Размер

Материал

Объект

Зайка, лягушка

Предварительная работа:

Беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций серии картин, знакомство со схемой составления загадок,

Демонстрационный материал:

Наглядное пособие стрекоза, игрушка -  лягушка, наборы предметных картинок,  картинок , сюжетные картины.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная , познавательно – исследовательская.

        I. Организационный момент.

        ХОД  ЗАНЯТИЯ.

     Ребята, сейчас каждый из Вас подумает, чем  вам больше всего  нравилось заниматься в детском саду? Вы любили играть в необычные игры, которые нас чему – то учили. А ещё мы с Вами учились придумывать рифмы, сочинять  интересные стихи. Хотите отправиться в страну « Сочиняй  - ка»? Отправиться в эту страну нам поможет объект, который вы сейчас попробуете отгадать. Дети отгадывают объект, находящийся в группе при помощи игры “Да – нет” (на загаданный объект). От детей принимаются вопросы, на которые воспитатель отвечает “да” или “нет”.

Дети:

Это находиться слева от нас?

Это находиться на шкафу?

Это рукотворный  объект?

Это летает?

У неё есть лапы?

У неё есть хвост?

У неё есть глаза?

Это зелёная стрекоза”.

Воспитатель: “Вы отгадали – это стрекоза.

Она очень  любит отгадывать  загадки. Давайте  придумаем  загадку   о стрекозе !”

Дети составляют вместе с воспитателем загадку по модели:

КАКАЯ?

НО НЕ,       КАК

В. “Послушай, стрекоза, нашу загадку и отгадай про кого она”.

Ребенок загадывает загадку:

Зелёная, но не лягушка,

Хвостатая, но не птица,

Глазастая ,но не сова.

Молодцы, красивая получилась загадка, её можно загадать своим друзьям.

Воспитатель предлагает  детям сравнить предметы живого и рукотворного мира (стрекоза – вертолет).

Игра «« Человек + природа = Удивительные вещи»

 - Какой рукотворный объект придумал  человек, глядя на строение и полёт стрекозы? Чем похожи и чем отличаются  эти объекты?

Похожи: туловище, хвост, умеют приземляться, издают звуки

Отличаются: живое, неживое, шасси – лапки, едят – заправляются горючим, управляет человек, сама летает)

Стрекоза, как вертолёт

В Сочиняйку нас везёт

Физминутка « Полёт»

Стоп! Полянка впереди-

Кто сидит здесь , посмотри!

 - Посмотрите нас встречают… , продолжите загадку:

Летом серый,

а зимой белый. _        

Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".

Воспитатель:

Мы рады вас видеть Зайка и лягушонок!  Почему вы такие грустные?

Зайка:

От того мы грустим, что красивые слова услышать хотим,

Очень редко нам их говорят, и  попросим об этом ребят!

Игра « Кто больше скажет красивых слов».

Характеристики

Цвет

Размер

Материал

Рельеф

Эмоции

Объект

Зайка, лягушка

Зайка :

За красивые слова благодарим

 И картинки подарить мы вам  хотим

На картинки посмотрите

Быстро рифму сочините!

Воспитатель: Я рада вас приветствовать в стране «Сочиняй – кА»

Приглашаю поиграть в игру «Рифму сочиняем – речь развиваем».

Показывает картинки, дети придумывают к картинке слова – рифмы.

Скворец – певец, молодец, удалец;

Арбуз – карапуз, туз;

Лягушка – квакушка, подушка, пирушка, подружка, кадушка.

Воспитатель:

Стрекоза зовёт нас в путь

На эти картины нам надо взглянуть

В картинах  спрятались стихи

А ну попробуй их найти!

Педагог предлагает взять бинокли и назвать объекты на картине. Выяснить основной сюжет, поведение и характер героев. Когда закончится обсуждение картины, воспитатель говорит первую строку стихотворения, дети придумывают следующую. Сочинённые строки схематически записываются на бумаге.

Вы здорово сочиняете рифмованные строки по картинам.

Мы вас приглашаем посмотреть фильм , в котором  вы услышите замечательные стихи  по одной картине  о наших знакомых  зайце и лягушонке .

Просмотр видеозаписи.

Итог. Ребята, где мы сегодня побывали?  Для чего люди сочиняют стихи?  

“Чтобы их рассказывать мамам, папам, друзьям”.

                         “Для красоты слова”.

                         “Чтобы не скучать”.

Нам пора прощаться – жалко расставаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Интересное знакомство" средняя группа

Конспект открытого занятия для воспитателей "Интересное знакомство" (образовательная область "Познание") средняя группа...

Конспект занятия тема: "Сочиняем сказку про Деда Мороза"

Тема: «Сочиняем сказку про Деда Мороза».Цель: Учить детей сочинять сказки, на задуманную тему.Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.Поощрять попытки детей высказывать разные точки...

Конспект интегрированного занятия "Сочиняем сказку сами"

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи....

Конспект занятия тема: "Сочиняем сказку про Деда Мороза"

Конспект занятия тема: "Сочиняем сказку про Деда Мороза"...

Конспект игрового тренинга «Сочиняем сказку с «Монстриками чувств» для детей старшей группы

Цель: знакомство детей дошкольного возраста с метафорическими ассоциативными картами «Монстрики чувств»....

Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.Одной ...

Конспект игрового упражнения - Сочиняем сказку Старшая группа

Конспект игрового упражнения - Сочиняем сказку Старшая группа...