Игры на развитие словарного запаса
картотека по развитию речи на тему
Игры помогут пополнить словарный запас у Вашего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_slovarnogo_zapasa.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
УГАДАЙ ИГРУШКУ Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Логопед показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно, называть предмет: "Это... (заяц, лиса, утенок)". Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек. | НАЗОВИ ЧАСТИ ЦЕЛОГО Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. Возможны два варианта: по картинке, по представлению. Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет Дом - ..., дерево- ..., корова - ... |
ОТГДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЕГО ЧАСТЕЙ Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета Детям предлагается следующий речевой материал: Ствол, ветки, листья, кора, корни - дерево Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище - корова Кабина, крылья, мотор, хвост - самолет и пр. | ПРО КОГО Я ГОВОРЮ Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Педагог описываете сидящего перед ней ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: "Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней". «Кто это?». Дети угадывает кого описывал педагог. |
СКАЖИ КАКОЙ Цель: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша"), а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он... продолговатый, зеленый, хрустящий"). | ИСПРАВЬ ОШИБКУ Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Логопед показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка. |
КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. Логопед с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинноухий (длинноухий). А хвост у зайца (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки). | ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: "У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит "мяу!". "У зайца маленькие ушки, он зеленый". "У кошки колючая шубка". Ребенок исправляет неточности. |
КАКАЯ КУКЛА Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Логопед говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая. | СРАВНИ КУКОЛ Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками. Логопед предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати - черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда. |
СРАВНИ МЕДВЕЖАТ Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам. Логопед предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой - коричневый и маленький. | СРАВНИ ЗВЕРЕЙ Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Логопед предлагает рассмотреть мишку и мышку. |
КУКЛА: ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый - грустный. Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.) | КТО БОЛЬШЕ СЛОВ СКАЖЕТ Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. Логопед показывает картинку - например, белочку - и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. |
КОГО И ЧТО МОЖНО ГЛАДИТЬ Цель: познакомить детей с многозначным глаголом "гладить". - Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.) Глажу платье утюгом, А кота и кошку, Что гуляют под окном, Глажу я ладошкой. - Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана... | РУЧКА-НОЖКА Цель: познакомить с разными значениями слов "ручка", "ножка". - Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.) - У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? - Нарисуй предметы, у которых есть ручка. - Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно... - А какие предметы мы называем словом "ножка"? - Нарисуй предметы, у которых есть ножка. |
КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях. - Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет). Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а... | ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактиеская игра по развитию словарного запаса детей с ОНР
Представлена дидактическая игра, с целью обучения детей с ОНР словам действиям....
Консультация для родителей "Игры для развития словарного запаса"
Родители хотят чтобы речь их детей была образной, выразительной и красивой. Они же сетуют на то, что в современном жизненном ритме очень трудно выделить время для занятий с ребёнком. Для ро...
Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста
К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....
Игры для развития словарного запаса
Представлены игры для детей в домашних условиях, не требующих дополнительной подготовки...
Игры на развитие словарного запаса
Игры на развитие словарного запаса (картотека)...
Игры на развитие словарного запаса
Очень часто родители спрашивают о том, как расширить словарный запас детей. Ответов множество, представляю наиболее популярный способ среди детей - игра. Представляю несколько игр, с помощью которых в...
"Игры на развитие словарного запаса"
В статье предложены речевые игры для расширения и обогащения словарного запаса. Эти игры можно использовать в свободное время, они просты и не займут много времени....