эксперементальная деятельность
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

ИЛЬЕНКО ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы — «Волшебница-Вода» 20.03.2015

Воспитатель Ильенко И.В.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.

• Образовательные: 

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, текучесть)

Активизировать и расширять словарь по темам «Вода»,

Учить детей: рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете;

 Отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного;

 сосредоточенно слушать пояснения воспитателя.

 Связать сюжет картины с текущим временем года. Обращая внимание малышей на признаки весны.

 Приучать слушать небольшой описательный рассказ по картине.

 Продолжать учить подбирать слова-признаки и слова-действия к слову «лед»;

 Познакомить с элементарным представлением о круговороте воды в природе;
• Развивающие: 

Развивать речь, мышление и любознательность детей.

Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать  словарь детей.

Развивать наблюдательность.

Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
- корригировать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
- развивать познавательные способности, сообразительность.
• Воспитательные:
- воспитывать сочувствие, сопереживание, бережное отношение к водному ресурсу.

Интеграция областей:  познание, социализация, художественное творчество, здоровье

Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, безвкусная.

Материал и оборудование: картинки с изображением воды, пустые стаканчики, стакан с водой, камешки, две чаши с холодной и  теплой водой; цветная бумага, картина «Весна» из серии «Времена года» наглядно- дидактическое пособие, лед, подносы.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Под музыку падающих капель заходит воспитатель. Загадка о воде.

-Здравствуйте мои друзья!

В гости к вам спешила я

Все на свете я полью,

Всех от жажды я спасу

Пароходам без меня,

Ни туда и ни сюда

Угадайте, кто же я?

Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

Догадались вы, друзья,

Как зовут меня? (вода)

Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о воде, да не просто о воде, а о волшебнице-воде. Какая она, мы сейчас посмотрим!  

Опыты

Педагог: Я полью из лейки воду, а вы посмотрите, наша водичка льётся! А почему?

 Д.- (ответы) 

Педагог: Правильно, потому, что вода  жидкая! 

А сейчас возьмите в одну руку  пустой стакан, а в другую стакан с водой.

Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).

Правильно он тяжелый, а пустой легкий. 

Вода имеет вес, она тяжелая.

- Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Давайте мы с вами поиграем в прятки.

Я, спрячу камушки в воде .А вы мне скажете, я спрятала, или не получилось. (Ответы детей). 

 Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Вода прозрачная, бесцветная. 

Педагог: -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (Воспитатель показывает льдинки на тарелочке) почему они волшебные?  Д. -Ответы детей.

Педагог: -Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.    А если лед опустим в воду, что с ним произойдет?

Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!


Педагог:  Вода бывает очень-очень разной - она может быстро бежать ручейком, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная!

Сказка -  игра о путешествии капельки в природе.
Я мама тучка, а вы мои капельки, собирайтесь все вместе, им стало тесно. Тогда мама-тучка посылает капельки на землю, наказывает им пролиться теплым дождиком, напоить землю, растения, животных, пополнить водоемы, а затем возвратиться!
И вот летят капельки из тучки на землю. Попрыгают, поиграют, но скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.  
Игра :"Ручеек"
Встретились ручейки и стали большой широкой рекой. Плывут капельки в широкой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в глубокое море, а из моря перетекла в огромный океан.
Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.
Стали капельки легкими-легкими и потянулись вверх, и вернулись к маме-тучке. Она без них соскучилась, через некоторое время она их опять отпустит погулять на землю.
Давайте представим, что наш язычок превратился в капельку, и сейчас мы покажем язычком, как путешествует вода в природе.

Речевой фитнес: " Путешествие капельки "
1. Надувание щек поочередно, обеих сразу (капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше).
2. Выпускание воздуха изо рта постепенно (из тучки проливается дождь).
3. «Качели» (капельки капают из тучки на землю).
4. «Змейка» (капельки сливаются в тонкие ручейки, затем образуется широкая река).
5. «Лопатка» (из реки капельки попадают в море).
6. «Чашечка» (из моря капельки попадают в глубокий океан).
7. «Грибок» (подул сильный ветер, и в океане появились высокие волны).
8. «Горка» (в океане капельки катались по высоким волнам).
9. «Оближи верхнюю губу» (над океаном выглянуло яркое солнце).
10. «Качели» (капельки стали легкими и потянулись к маме-тучке).

Педагог:  Капельки воды в природе ходят, «движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Капельки любят играть и , а вы дети любите, давайте поиграем в игру: " Дождик и зонтик"

" Дождик и зонтик"

В дождик можно поиграть только надо зонтик взять.

У папы черный зонт большой, у мамы поменьше зонт цветной.

А у ребяток зонтики маленькие, разные:

желтые, зеленые, голубые, красные.

Если дождь польет ручьем, спрячемся мы под дождем.

В небе солнышко опять, будем мы опять играть.

Педагог:  я принесла вам картину!!! Рассматривание картины

Что на ней нарисовано? Давайте посмотрим внимательно.

Что делают дети?

Как они одеты? Почему?

- А что еще мы видим на картине, ребята? (Показывает  на ручеек и выслушивает ответы детей.)

- Растаял снег, побежали, ручьи, дети пустили кораблик  по воде.

(Педагог обобщает ответы детей.)

- На картине еще мы видим птиц. Их много. Как поют птички?

(Звукоподражание пению птиц: «Чик-чирик». Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

Что это за птички?

-Появилась травка, распустились первые весенние цветы - подснежники, показались листочки на деревьях

Педагог: обобщает ответы детей. В заключение малыши слушают такой рассказ по картине:

«Наступила весна. Тает снег, бегут ручьи. Распустились первые цветы - подснежники. Дети весело играют, пускают кораблик по воде. Ребята одеты в шапочки, курточки, а на ногах резиновые сапожки. Дети радостно встречают весну».

Конструирование из бумаги с родителями: "Бумажная лодочка"

Как вырезать ангелочков из бумаги

Выставка работ:"Лодочка плыви"

Итог занятия: построение схемы D:\ИРЭН\распечатать 2027\2027\2 младшая группа 14 - 15\DSCN1089.JPG 

Подарите на память родителям памятку: "Речевой фитнес"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно - эксперементальная деятельность "Поиграем с песком" во второй младшей группе

конспект опытно - эксперементальной деятельности во второй младшей группе "Играем с песком"...

"Лаборатория Горелкина" (опытно - эксперементальная деятельность по пожарной безопасности)

Формирование представлений у детей о пожароопасных предметах, показат детям, как быстро загораются предметы из различных материалов, какие средства можно использовать при тушении. Наглядный показ, как...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Музыкально одаренные дети»

Целью создания эксперементальной программы является - выявление и поддержка творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитие оптимальной образовательной среды, способствующей самоопреде...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, с использование опытно-эксперементальной деятельности"Этот удивительный песок"

Цель: Продолжать знакомить детей со свойстами сухого и мокрого песка, что песок состоит из мелких песчинок. Развивать умение путем эксперементальной деятельности устанавливать причинно-следственные св...

ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

В статье рассматриваются вопросы интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими образовательными областями в связи с внедрением ФГОС.  Отмечаются достоинства применения о...

Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность)

Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность)...

Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность) и "Художественное творчество" (лепка)

Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность) и "Художественное творчество" (лепка)...