сказка Морозко
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Коннова Наталья Михайловна

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_morozko.docx768.69 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова Саратовской области».

НОД  по речевому развитию в логопедической группе

(компьютерные технологии в коррекции речевого развития)

 Сказка «Морозко».

                         

                         Составитель :воспитатель Коннова Наталья Михайловна

                                               учитель-логопед Юшкова Ольга Вячеславовна  

2015 уч. год.

Тема: Сказка «Морозко»

Задачи:

Формировать умение  различать жанры художественной литературы.

Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать ее, используя алгоритм.

Развивать фонематическое восприятие, формировать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение отстаивать свое мнение в обсуждении, мелкую моторику.

Активизировать словарь по теме «Зима»; добиваться правильного произношения и дифференциации звуков , «З»; проводить звуко – буквенный анализ слова.

D:\Наташа\день рождение 2015 г\P1000311.JPGПредварительная работа: чтение сказки «Морозко», рассматривание иллюстраций, беседы, проведение игр на развитие логического мышления, артикуляционная гимнастика.

Содержание организованной деятельности

1.Организационный момент (Воспитатель)

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят? 

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

2. Отгадывание загадок.

- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает (мороз)

Не огонь, а жжётся (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады (мороз)

Кто без брёвен мосты строит? (мороз)

– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. Скажите ласково. (Морозко). И сказка наша называется «Морозко».

Логопед.  Перед началом работы по сказке  мы сделаем артикуляционную гимнастику.

3. Беседа по сказке (Воспитатель)

- Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились со сказкой Морозко.

- Понравилась вам сказка? (Да)

- Почему это произведение относится к жанру сказка? (Сказка начинается словами жили-были. Как во всех русских народных сказках. Потому что в ней есть сказочные персонажи: Морозко, говорящая собачка, волшебная дорога).

D:\Наташа\день рождение 2015 г\P1000315.JPG– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим) .

– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим) .

– На кого бы вы хотели быть похожими? И почему? (На Настеньку)

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

– Как жилось дочке старика? И почему? (Плохо)

– Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)

– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением) .

– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра) .

– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть, вы согласны?

4.Физминутка

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке,

А по этой по дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

D:\Наташа\фото нов год\P1000318.JPGДо лужайки добежим. 

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем

Сказку продолжать пойдем. (Выполняют движения по тексту) .

5.Работа со звуками.(Логопед)

 Логопед. Какое время года описывается в сказке?

 Дети. В сказке описывается зима.

Логопед. Как мы говорим о зиме, если холодно, много снега, мало снега, нет снега, тепло?

Дети. Холодна, снежная, малоснежная, бесснежная, теплая.

Логопед. Дети, подберите слова, похожие на слово зима.

Дети. Зимушка, зимуют, озимые, зимний, перезимовать.

Логопед. Какой слышим первый звук, какой он?

Дети. Звук «З»- согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Сколько слогов в слове «Зима». 

Дети: В слове ЗИ – МА  два слога.

Логопед. Возьмите столько льдинок сколько слогов. Посмотрите на две звуковые схемы. Чем отличаются первые звуки?

Сколько звуков живет в слове Зима?

Дети. В слове зима четыре звука, согласные -«З», «М»,гласные «И», «А».

6. Проблемная ситуация (Воспитатель)

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть, 

Сказку нужно не забыть.

- Я  приготовила картинки-подсказки для того чтобы мы могли посмотреть их и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, Баба Яга все картинки украла. Как же теперь быть, что делать? (Можно нарисовать) .

- Можно, но это займет много времени.

D:\Наташа\фото нов год\P1000319.JPG- Чем можно заменить рисунки? (Их можно заменить моделями из геометрических фигур) . 

6. Сговор на моделирование сказки. 

- Для моделирования сказки мы будем использовать геометрические фигуры из клейкой бумаги: круг, треугольник, квадрат.

- Ребята, в нашей сказке есть и положительные герои и отрицательные. Давайте это тоже обозначим. Кто знает, как это можно сделать?

- Давайте вспомним и назовем положительных персонажей. (Настенька, Морозко) .

- Отрицательных персонажей. (Мачеха, Марфуша, старик) .

- Отрицательных героев из сказки мы обозначим геометрическими фигурами черного цвета, а положительных героев красным или синим цветом.

8. Пальчиковая гимнастика

 Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.  

Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,    

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи,  

Скользить по столу ладонями вперед-назад

Санки  

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

И коньки

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед по столу.

Мчатся на перегонки.

9. Моделирование сказки (Самостоятельная работа детей) .

 Пересказ сказки с опорой на алгоритм.

- Ребята, все ли у вас получилось, что вы задумали?

- Сложно было с помощью моделей составить сюжет сказки?

- Сейчас мы это проверим. Давайте выложим сказку на нашей доске. (Пересказ сказки детьми с опорой на алгоритм) .

10.Логопедическая игра (Логопед).«Разгадать кроссворд».Цель: Развивать фонематический слух, внимание и память.

   По первым звукам предметов изображенных на картинке отгадать слово (карандаш, ножницы, иголка, груша, автобус)книга.

11.Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

(Закрывают оба глаза) 

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

D:\Наташа\фото нов год\P1000327.JPGА теперь мы их откроем, через речку мост построим,

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву О, получается легко,

(Глаза рисуют букву О)

Вправо, влево повернем,

(Глаза смотрят вправо-влево) 

Заниматься вновь начнем.

12Рефлексия (Воспитатель)

Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все ребята хороши!

- Какую сказку сегодня вспомнили?

- Что было самым запоминающимся в этой сказке?

- Чему же нас учат нас русские народные сказки? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам)

- Ребята, подумайте и оцените себя, а лично вам нужно чему ни будь научиться из этой сказки? Если да то возьмите желтый кружок, если нет, то розовый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

новогодний сценарий по сказке "Морозко" для разновозрастной группы

новогодний праздник,по мотивам сказки в стихах "Морозко"...

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Новогодние приключения". по мотивам русской народной сказки "Морозко"

Новогодние приключения.по мотивам сказки«Морозко»(Подготовительная группа, начальная школа.)...

"Новогодняя сказка" 2017. Праздник для детей 6-7 лет по мотивам сказки "Морозко".

Театрализованное сказочное новогоднее представление для детей 6-7 лет по мотивам сказки "Морозко"....

Сценарий новогодней сказки "Морозко" (по мотивам одноименной русской народной сказки)

Сценарий новогоднего праздника по мотивам русской народной волшебной сказки "Морозко"...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «В гостях у сказки…» по мотивам сказки «Морозко»

Цель:  Создать праздничную атмосферу, доставить радость детям. Раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.  Задачи:-Воспитывать в детях интерес к миру ...

Конспект творческой гостиной с родителями и детьми старшей логопедической группы; "Снежная сказка" по мотивам сказки "Морозко"

Целью данного занятия является совершенствование у детей и родителей интереса к совместной деятельности, к речевым и музыкальным занятиям....

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у сказки» по мотивам сказки «Морозко»для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Сюжет новогоднего утренника «В гостях у сказки» по мотивам сказки «Морозко»для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Погружает детей в сказочную атмосферу, где дети стан...