"Мир народных образов"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с историей народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.
2. Рассказать о семье как форме объединения людей, родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи.
3. Рассказать о народном костюме, его значении в жизни людей.
4. Приобщать детей к народной культуре и образцам народного искусства.
5. Познакомить с деталями-оберегами в костюме прошлых лет в современном платье.
6. Словарная работа: ввести в словарь детей новые слова: “панева”, “кокошник”, “оберег”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия "Мир народных образов"
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с историей народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.
- Рассказать о семье как форме объединения людей, родных по крови. Показать связь поколений и функциональные обязанности каждого члена семьи.
- Рассказать о народном костюме, его значении в жизни людей.
- Приобщать детей к народной культуре и образцам народного искусства.
- Познакомить с деталями-оберегами в костюме прошлых лет в современном платье.
- Словарная работа: ввести в словарь детей новые слова: “панева”, “кокошник”, “оберег”.
Демонстрационный материал:
- кукла Аленушка, интерьер русской избы, образцы одежды девушек в русских сарафанах.
Раздаточный материал: кисточки, ватные палочки, трафареты русских сарафанов по количеству детей в группе.
Ход занятия
Воспитатель входит в комнату сказок с детьми
Воспитатель: “Посмотрите, дети, куда это Алёнушка нас пригласила?
Воспитатель: “На что похоже все, что здесь находится?”
Дети: на русскую избу
Воспитатель: “Проходите, пожалуйста, гости дороги, усаживайтесь поудобнее”. Как вы думаете, кто раньше жил в избе?
Дети: В избе жили люди.
Воспитатель: Сегодня мы побываем в прошлом и узнаем, как люди жили в старину. Как же люди жили: по одному или вместе, семьями?
Дети: Вместе семьей.
Воспитатель: А что такое семья? (ответы детей)
Перечислите, кто живет в семье. (ответы детей)
Все, кого вы назвали, - это родственники, которые живут вместе, и есть семья.
Аленушка “В те прошлые времена семьи были большими. Под одной крышей, в одной избе жили папы, мамы с детьми и бабушки с дедушками А чем же они занимались?”
Дети: Работали, пахали землю, ходили на охоту, ловили рыбу, вели хозяйство, растили детей, ухаживали за животными.
Аленушка : Старшие учили молодых “уму-разуму”. В семье все подчинялись старшему.
Посмотрите на эти картинки и скажите, какие обязанности выполняют члены семьи?
Кого так внимательно слушают дети?
Дети: Дети слушают бабушку.
Аленушка : Что же им рассказывает бабушка?
Дети: Сказку, историю.
Аленушка : А кто думает по-другому?
Что делает дедушка?
Дети: Учит детей.
Аленушка : Кто дополнит?
Чем занимается эта бабушка?
Дети: Готовит кушать.
Аленушка: А что она может готовить кушать?
Дети: Дети, поднимите руки, у кого в семьях живут бабушки и дедушки!
Аленушка: Как хорошо жить в семье, где есть бабушки и дедушки: это воспитывает друг друга.
Аленушка: “Ведь люди в прошлые времена не только работали. В праздники и выходные дни то, кто хорошо работал, тот хорошо и отдыхал. Не зря есть пословица: “Кончил дело - гуляй смело”. Очень любили девушки и парни водить хороводы.
(Дети стоят, а воспитатель берет Аленушка).
Аленушка: “Ребята, а в чем же ходили люди, когда жили в избах?”
Воспитатель:. Рассмотрите девушек, которые здесь изображены. Во что они одеты?
Дети: “Одеты в сарафаны, кофты, шапки”.
Воспитатель: Кто дополнит? (вопрос по ходу)
Посмотрите, сарафаны широкие, кофты просторные. Так было принято на Руси: не показывать свое тело. У всех девушек сарафаны и кофты.
Вот эта красивая кофта называется понева. Повторим вместе это новое слово. Головной убор - это кокошник.
Когда девушки надевали кокошник, то волосы прятали под него. Давайте вместе повторим это незнакомое слово.
Одежда имела большое значение в жизни людей. Шили одежду из разных тканей: холста, атласа, парчи.
Чем же украшали одежду?
Дети: Тесьмой, лентами, полосками, оборками, пуговицами, вышивкой, бусами, блестками.
Воспитатель: Все, что мы с вами перечислили, и называлось оберегами. Повторим это новое слово вместе.
Обереги, как считалось, оберегали человека от болезней и дурного глаза. Посмотрите, а у кого на одежде есть обереги? А может, у наших гостей есть они на одежде?
Посмотрите, какой из этих нарядов праздничный, а какой - повседневный?
Синий - праздничный, а красный - повседневный.
Почему вы так думаете? (заслушивает ответы детей).
Послушайте слова: красивый, красный. Они похожи по звучанию. В праздник всегда старались надеть что-то красное. Не зря говорят “Красны девицы”. Это значит - красивые.
Чем же эти наряды отличаются друг от друга?
Дети: Цветом, отделкой.
Воспитатель: Обратите внимание, как по-разному украшены сарафаны: повседневный скромно, а праздничный - нарядно и расписан по груди и по подолу. Рисунок ритмичный; состоит из повторяющихся элементов. Перечислите детали рисунка.
Дети: Листья, ягоды, геометрические фигуры.
Воспитатель: Как же называется украшение отделки сарафана?
Дети: Орнамент.
Воспитатель: Там, где листья и цветы, - это какой орнамент?
Дети: Растительный.
Воспитатель: Как можно назвать орнамент из элементов геометрических фигур?
Дети: Геометрический орнамент.
Аленушка “Мне нравятся узоры на этих сарафанах. А вы хотите украсить по-своему, красиво сарафаны?”
Дети: “Да”.
(Воспитатель предлагает детям вернуться в группу выбрать трафареты сарафанов. Дети садятся).
Воспитатель: “Закройте глаза и превратитесь в художников. Раз, два, три! Начинайте рисовать”
Практическая часть.
Аленушка по ходу занятия задает вопросы: Из каких деталей ты рисуешь орнамент?
Как будут чередоваться элементы орнамента? (Растительного? Геометрического?)
Оценка:
Воспитатель: “Каждый нарисовал свой сарафан. Все они получились красивые и разные. И уточняет:
А это чей сарафан?
Как ты его украшал? ....
Итог: далее воспитатель обращает внимание на внешний вид выполненной работы, аккуратность, проявление творчества, интересные решения.
Выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания средствами познания и отражения образов изделий народно-прикладного искусства в детском творчестве».
В консультации говорится о хохломской росписи, дымковской игрушке, городецкой росписи, гжель и др....
«Образ родной природы в народном творчестве". Проектная деятельность в ДОУ
«Ценность природы – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников»Лосик Инна СтепановнаСтарший воспитатель д/ с № 1776...
Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....
«Подвижные и народные игры в воспитании здорового образа жизни у участников образовательного процесса».
Доклад на педсовете....
Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»
Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных способностей, умен...
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики....
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...