Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Приемы и методы работы по развитию навыков общения и взаимодействию дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belka_dolka.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками 

Общение - одна из форм взаимодействия людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом.

Общение - это прежде всего взаимопонимание. Никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого - воспитание личности.

Существует несколько заповедей, которые обеспечивают правильное взаимодействие с детьми:

1. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле "Взрослый всегда прав, потому что взрослый". Задача взрослого - показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать требование - объяснение.

2. Важно уметь выслушивать ребенка. Задача взрослого: убедить, если ребенок был не прав; согласиться, если вы были не правы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. Нужно обязательно по-хорошему учить их доказывать, отстаивать своё мнение и развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

3. Не угрожать и не обещать наград! Любой разговор с детьми требует деликатности. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требования.

4. Необходимо учить детей общаться. В детском саду создаются благоприятные условия для формирования представлений о правилах взаимодействия: умение слушать партнера по общению, не перебивать его; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений.

5. Главное во взаимопонимании - уровень знаний и понимания ребенка воспитателем; условия жизни семьи, статус ребенка в ней; уровень взаимоотношений членов семьи между собой и ребенком; отношения сверстников; оценку поведения ребенка.

Выпускник детского сада (по ФГОС) должен уметь:

1.  Проявлять чувство собственного достоинства.

2. Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.

3. Договариваться, учитывать интерес и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

4. Быть толерантным к себе, другим людям, к обществу.

5. Быть  инициативным и самостоятельным в общении со сверстниками и взрослыми.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что в течении дня дети непрерывно общаются между собой. Играя и занимаясь, обмениваясь мнениями и обсуждая дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, они под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Но в процессе решения задач были выявлены следующие недостатки:

Недостатки в результатах:

  • некоторые дети не считаются с общим замыслом игр, не подчиняют свои желания большинству;
  • у ребенка дошкольного возраста нет слаженных действий с другими детьми;
  • неумение детей участвовать в играх-диалогах, в которых сочетаются игровая ситуация, беседа, взаимодействие действующих лиц и дидактическая задача;
  • слабо развито умение высказывать свою точку зрения.

Недостатки в основном процессе:

  • не учитываются особенности возрастного психофизического развития;
  • низкая компетентность педагогов;
  • отсутствие перспективного планирования;
  • слабая (недостаточная) работа логопеда.

Недостатки в условиях:

  • развивающая предметно-пространственная среда ДОУ недостаточно оснащена (нет современно-технического оборудования, игр, инвентаря).
  • отсутствие психолого-педагогической подготовки у воспитателей.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе выявленных недостатков выделяются следующие противоречия: формирование навыков общения у ребенка дошкольного возраста предполагает использование коллективных видов деятельности, но неумение договариваться, подчинять свои желания большинству, учитывать интересы других делают этот процесс затруднительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы....

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками»

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками» по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образов...

«Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе реализации проектной деятельности»

laquo;Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со  взрослыми и сверстниками  в процессе реализации проектной деятельности»...

Консультация для родителей «Развитие навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками»

Консультация для родителей «Развитие навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками»...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире....