«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».
консультация по развитию речи (средняя группа) по теме
Конспект родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.doc | 52.5 КБ |
dlya_vospitateley.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания:
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;
2. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук;
Форма проведения: мастер – класс.
Участники: воспитатель, родители.
Оборудование: бусы, каштаны, цветные салфетки, клей, трафареты для поделок, выставка рекомендованной литературы.
Предварительная работа: подготовка пригласительных билетов для родителей, подготовка памяток для родителей, оформление помещения, анкетирование родителей на тему «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей».
Ход собрания: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей».
Здравствуйте дорогие друзья, рада Вас видеть в нашей группе.
Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые – физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти рук занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Наши предки, забавляя детей играми, в «ладушки» и «Сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживание, похлопывание и разминание пальчиков, которые происходят во всех этих забавах, активирует нервное окончание на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, милые мамы, увлекшись ранним развитием детей, посчитали «Сороку-белобоку» никому ненужную и совершенно напрасно. Можно не учить детей читать – этот навык прекрасно формируется и в старшем возрасте и безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра, на речевое ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них идет быстрее формирование навыка письма и практически не встречается дисграфия.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения: (выполнение упражнений вместе с родителями)
- «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца, правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
- «человечек» - указательный и средний палец правой руки «бегают по столу».
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кисти рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Если вместе с упражнением будет звучать стихотворение, которое будто комментирует действие, то в процессе обязательно будут задействованы речь и память (выполняется вместе с родителями).
- «Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала,
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю».
- «Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы разные писать».
- Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем (ритмично разжимают и сжимают кулачки).
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватало зернышек».
Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие мелкой моторики и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «дорисуй и нарисуй сам», «обведи узоры», «продолжи узоры» и т. д.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяют представление детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсо-моторики, согласованность работе глаза и руки, координации движения и их точности.
Уважаемые родители, я приглашаю Вас принять участие в изготовлении поделки из бросового материала, но сначала нам нужно выполнить пальчиковую гимнастику (звучит музыка с текстом, родители и воспитатель выполняют стоя физкультминутку). Взяв цветной картон, клей и салфетки, родители скатывают салфетки в шарики, делают поделки, при этом воспитатель немного помогает и комментирует действия родителей.
При выполнении такой работы происходит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабление, силовые упражнения. Продолжает формироваться щепоть. По окончании работы, воспитатель выставляет поделки родителей, и рассматривают их: - Какие Вы молодцы!
Вы прослушали, как надо развивать мелкую моторику, а не могли бы вы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики. (Родители делятся своим опытом).
Овладеть методикой этих игр может каждый взрослый (в настоящее время издается достаточное количество специальных пособий). Вашему вниманию представлены следующие книги (выставка литературы по развитию мелкой моторики):
- «Поделки из природного материала» М.В. Бедина.
- «Поделки из бумаги» Жанна Шкваря.
- «Волшебные полоски» Н.М. Петрова.
- «Коллекция идей» Р. Туфкрео, М. Кудейко.
- «Что можно сделать из природного материала» Э.К. Гульяц.
- «Работа с бумагой» И.И. Кобитина.
- «Ступеньки творчества» Е.А. Юзбекова.
- «Поделки из всякой всячины» Соня Щукова.
Очень надеемся, что работа, начатая в группе, будет продолжаться и дома, поэтому позвольте дать вам несколько советов (памятки родителям). Большое спасибо за то, что вы пришли.
Приложение к родительскому собранию:
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, просим Вас принять участие в анкетировании, ответить на наши вопросы:
- Что такое мелкая моторика?
а) развитие движения пальчиков ног;
б) развитие координации движения;
в) развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
2. Когда должна начинаться работа по развитию мелкой моторики?
а) с момента рождения;
б) с 2 лет;
в) с момента поступления в школу.
3. Влияет ли мелкая моторика на интеллектуальное развитие?
а) да;
б) нет.
4. Можно ли стимулировать развитие речи детей, развивая мелкую моторику?
а) да;
б) нет.
5. Есть ли у вашего ребенка дома в свободном пользовании карандаши, фломастеры, кисти, краски, пластилин, глина, ножницы?
6. С какого возраста, нужно привлекать ребенка к самообслуживанию (застегивать, расстёгивать, завязывать)?
а) с 1,5лет;
б) с 2 лет;
в) с 3 лет.
7. Позволяете ли Вы действовать ребенку с предметами домашнего обихода?
8. Как часто Вы дома с детьми играете в настольные игры?
Большое спасибо!
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей: «Волшебные пальчики».
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;
2. Дать практические рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики рук;
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
(И. И. Павлов)
- Как вы думаете, что умеют делать наши пальчики?
- Держать карандаш.
- Красиво рисовать.
- Писать.
- Строить из конструктора дворцы.
- Лепить из глины и пластилина.
- Разговаривать.
- Зашивать и вышивать.
- Играть в театр.
Наши пальчики могут все… Значит… они… волшебные?..
Умелыми детские пальчики становятся не сразу.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми(а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году.
Позже, на основе специально проведенных опытов была выдвинута мысль о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и убыстряют развитие речи ребенка.
Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе.
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. В старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнять.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомляемость. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значения тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить малышам следующие задания:
Разминать пальцами пластилин, глину.
Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.
Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать бусы.
Сжимать и разжимать кулачки.
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы; или крепкие, которые не раскроешь.
Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
Показывать отдельно только по одному пальчику.
Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.
Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.
Плескать в ладони тихо и громко, в разном темпе.
Нанизывать большие пуговицы на нить.
Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
Закручивать шурупы, гайки.
Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
Складывание матрешек.
Рисование в воздухе.
Игры с песком, водой.
Рисовать, раскрашивать, штриховать.
Резать ножницами.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, их можно проводить в любом месте, в любое время. Они очень увлекательны и содействуют развитию речи и творческой деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «справа», «слева», «вверх», «вниз». В начале и напоследок игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживания от концов пальцев к ладони, легкое потряхивания, взмахивание руками.
Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полно-ценного интеллектуального развития малыша. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой рассуждает и фантазирует, у него хорошо развиты речь, память и зри-тельное восприятие. Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают игрушки. Поэтому внимательно относитесь к их выбору.
«Хорошо забытое старое»:
У наших бабушек и дедушек не было такого количества игрушек!
Что же помогало развить мелкую моторику в те далёкие времена?
- Окружающие детей безделушки: верёвочки, тряпочки, камушки, бабушкины бусы, пуговицы или старинные счёты;
- Завязывание шнурков, плетение косичек;
- Пересыпание круп, перебирание гороха или фасоли и т.д.
«Полезные упражнения»:
1. Тренировка с предметами:
- Полезно катать по столу каждым пальчиком по очереди камешки, бусины, стеклянные шарики. Только делать это ребёнок должен под вашим присмотром!
- Хорошо развивает всевозможное нанизывание: колечек на штырь пирамидки, крупных бус и пуговиц на толстую нитку или проволоку.
- Покажите ребёнку, как завязывать узлы и бантики.
- Научите ребёнка застёгивать пуговицы, крючки, замочки, молнии, кнопки.
- Научите детей запускать маленькие волчки.
2. Гимнастика для рук:
- Скажите ребёнку, чтобы хлопал в ладоши вместе с вами. Задавайте темп и громкость.
- Пусть изобразит шагающего человечка – пройдётся по столу указательным и средним пальчиками сначала одной, а потом другой ручки.
- Научите детей показывать отдельно только один пальчик (сначала большой, потом указательный), затем два – указательный и средний, а после – три, четыре, пять…
- Пусть соберёт все пальчики в щепотку, а потом быстро раскроет её, как бы разбросав их.
- Дело за большим пальчиком: он должен по очереди «поздороваться» со всеми остальными, прикоснувшись к ним.
- Кисти обеих ручек нужно соединить так, чтобы пальчики совпали, а затем раздвинуть их, после чего скрестить.
3. пальчиковые игры:
«Боровики»
В темном лесу скрестить ладони над головой
Стоят дубки «лотос» из ладоней
Там растут сложить ладони вертикально
Боровики ладонью-шляпкой накрыть ладонь-ножку
Раз, два, три, четыре, пять хлопки
Мы идем их собирать собрать ладони «блюдечком».
«Тучи»
Туча тучу повстречала свободные движения руками в воздухе
Туча туче проворчала:
«Что гуляешь на пути? погрозить пальцем
Прочь с дороги, дай пройти» отмахивать руками от себя
Туча тучу лбом, лбом хлопки
А по небу гром, гром топ, топ.
«Четыре цапли»
Четыре длинных цапли шагать руками в воздухе
Выходят на охоту, руки «клювиками»
А дождик по болоту стаккато в воздухе
Кап, кап, кап. пальцами по ладони
Идут четыре цапли шагать руками в воздухе
И стряхивают капли, «стряхивать» с себя
А клювы звонко щелкают раскрывать и закрывать «клювики»
Цап,цап,цап щелчки.
«Согревалки»
Мы ножками потопаем притопы
Топ, топ, топ.
Мы ручками похлопаем хлопки
Хлоп, хлоп, хлоп.
Головкой покачаем вправо – влево головой
Ник, ник, ник
И снова начинаем прыжки
Прыг, прыг, прыг.
«Вьюги» (в парах)
Вьюги, вьюги, вьюги, вью круговые движения рук
Колотушки колочу, хлопки друг с другом
Приколачиваю, удары кулачками
Заколачиваю притопы
«Зима»
У зимы в лесу изба построить «домик» из ладоней
Во все стороны резьба волнообразные движения руками
Водяные окна скрыты колечки из пальцев
1-2, 1-3, 1-4, 1-5
Ледяными ставнями. закрыть ладонями лицо
Два столба хрустальных врыты, согнуть руки в локтях вертикально
Сторожить поставлены «шагать» локтями
На столбе ледяном пальцами правой руки ходить по левой
Ходит ворон ходуном и наоборот
«Ладошки»
Ладушки, ладошки играть в ладошки
К бабушке в окошко «окошко» из 1-2 пальцев обеих рук
Постучали тук да тук кулачком о ладошку
Это внучка, это внук! поднять по очереди каждую руку
Заходите на порог развести руками в стороны
Будем печь пирожок! «стряпают»
«Солнышко»
Солнышко, солнышко, протянуть руки вверх
Погуляй у речки волнообразные движения в воздухе
Солнышко, солнышко, протянуть руки вверх
Разбросай колечки. колечки 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами
Мы колечки соберем, складывать в правую руку
Золоченые возьмем, складывать в левую руку
Покатаем, «покатать» в ладонях
Поиграем, пошлепать по коленям
И тебе назад вернем. протянуть руки вверх.
«Паучок»
Паучок ползет, ползет шагать всеми пальцами в воздухе
Паутинку он плетет. круговые движения вторыми пальцами
Паутинка хоть тонка сцепить первые пальцы
Крепко держит мотылька помахать остальными пальцами
«Машина дождевая»
Шла машина дождевая притопы правой, левой ногой
Словно туча шла живая. добавить хлопки
Два фонтана впереди: добавить качание головой
«Берегись, не подходи!»
Между тем из тучи черной круговые движения руками
С громыханьем во всю мощь потопать
Лил веселый, лил задорный шлепки по телу ( бедро-грудь )
Долгожданный летний дождь. хлопки поднятыми вверх руками.
В заключении хочется добавить, что во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Таким образом, для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях можно использовать пальчиковые игры, различные виды предметно-практической деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация), игры для пальцев с пением, игры с мячом, теневой театр, мозаику и другие средства.
Спасибо за внимание! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в форме мастер-класcа на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
В данной теме раскрывается влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей и даются практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук....
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...
Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевы...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР посредством ручного труда
Представляю вашему внимание мою статью на тему "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР посредством речного труда"...
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР посредством ручного труда
Представляю вашему вниманию презентацию к моей статье, с которой вы можете ознакомиться на моем сайте....
статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."
в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...