Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР посредством ручного труда
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Добрынина Наталья Владимировна

Представляю вашему внимание мою статью на тему "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР посредством речного труда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР

 посредством ручного труда

Составила: воспитатель ГБДОУ № 39

Добрынина Наталья Владимировна

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках  их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие  ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - так говорил В. А. Сухомлинский.

Основная цель занятий по ручному труду в детском саду - научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать, делать своими руками симпатичные поделки, которые приносили бы радость и удовольствие.

Одна из особенностей детей речевой группы  является нарушение моторики, что  проявляется в виде ограниченности, неточности, слабости движений, быстрой утомляемости ребёнка.

Общеизвестно, что  в процессе ручного труда ребёнка важное  значение имеет развитие мелкой моторики рук. Это развитие двигательной координации, преодоление зажатости, скованности. Имеется прямая зависимость зрелости речи ребёнка от зрелости подвижности пальцев рук. Если развитие движения пальцев отстаёт, то и задерживается речевое развитие.

Поэтому в своей работе особое внимание уделяю развитию мелкой моторики, приобщению ребёнка к ручному труду, стимулированию  речевого развития детей путём тренировки движения пальцев рук. Из многообразия видов ручного труда мною было выбрано оригами, поделки из природных  материалов.

В период золотой осени мы с детьми на прогулках собирали для будущих поделок семена цветов, крылатки, жёлуди, каштаны, листья, причудливые веточки и т.д. Совместно с родителями, дети привозили из-за города «дары леса». Теперь в нашей группе есть уголок леса, сделанный  самими  детьми.

Работа по ручному труду проводится в два этапа.

На первом этапе тренируются движения пальцев: имитация мытья рук под сильной, средней и слабой струёй воды; «рисование» в воздухе кистями и пальцами рук, дирижировали, упражнение « Радужные брызги» (встряхивание кистей в различном направление и ритме); опознание предметов на ощупь с завязанными глазами.

Ежедневно проводится гимнастика для пальцев, при этом используются упражнения  «Десять птичек - стайка», «Моя семья», «Три пингвина», «Засолка капусты», « Массаж» и другие. А также игровые упражнения для пальцев с изображением движений и форм живых и неживых объектов: «Пальчики здороваются», «Гости», в том числе со стихотворным сопровождением «Домик», «Дерево» и др. Все эти упражнения проводятся в соответствии с изучением лексических тем по плану воспитателей и логопеда группы.

Для развития точности и последовательности выполнения движений пальцев рук, внимания, памяти, волевых качеств, умения анализировать, развития сенсорного восприятия, фантазию и речь у детей использую разнообразные  дидактические игры: «Шнуровки», « Мозаики», «Застёжки».

На втором этапе работа усложняется. Мы приступаем с детьми к изготовлению поделок из природного материала и  оригами.

Используя золотое правило педагогики - от простого к сложному, учитывая  возрастные особенности ребёнка, тематическое планирование, подбираю и соответствующие темы  поделок.

Занимаясь с детьми речевой группы, я пришла к выводу о необходимости использования большого количества наглядного материала: поэтому в своей работе постоянно пользуюсь пооперационными картами, схемами, рисунками, образцами, картинками, игрушками которые помогают лучше усваивать последовательность работы и качественно её выполнять.

Во время выполнения работы дети слушают музыку, сказки. После окончания работы дети самостоятельно  рассказывают, о том, что  получилось, таким образом,  у них формируется связная  монологическая речь. Ребята учатся составлять рассказы, сказки на заданную тему.  Фольклорный материал сказок способствует развитию выразительности детской речи.

Большую помощь в работе оказывают родители. На традиционное «Осеннее кафе» дети совместно с родителями создали  яркие и необычные поделки: «Букет роз из кленовых листьев», «Лесовичок», « Весёлый кактус», с помощью которых была  оформлена выставка «Природа и фантазия».

В заключение хочется отметить, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует:

-развитию речи (лексической, грамматической и др.);

- развитию воображения, фантазии, смекалки;

-получению углублённых знаний о разных  материалах;

-закреплению положительных эмоций;

-воспитанию желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

-подготовке ребёнка к последующему  обучению в школе.

В процессе совместной деятельности по ручному труду у детей снижается утомляемость, повышается  работоспособность, активизируются мыслительные, психологические процессы. Дети становятся более открытыми, активными, раскрепощёнными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммутативность, они учатся дружить, работать в коллективе.

Следовательно, есть все основания рассматривать  ручной труд, как важный элемент гармоничного развития ребёнка.

Список использованной литературы:

Куцакова. Л.В.  Методические рекомендации. Конструирование и ручной труд в детском саду.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 90 с.

Лопухина И.А. Логопедия  упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. – 384 с.

Михеева И.А., Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя – логопеда - М.:Каро, 2009.- 256 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в форме мастер-класcа на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

В данной теме раскрывается влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей и даются практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук....

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.  Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной.  Речевы...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР посредством ручного труда

Представляю вашему вниманию презентацию к моей статье, с которой вы можете ознакомиться на моем сайте....

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».

Конспект родительского собрания                                                ...

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...