Значение мелкой моторики в развитии речи детей с нарушениями в развитии
материал по развитию речи на тему

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx13.86 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  В  РАЗВИТИИ  РЕЧИ

           ДЕТЕЙ  С  НАРУШЕНИЯМИ  В  РАЗВИТИИ                                

Проблема  развития  ручной  моторики  у  детей  может  быть  отнесена  к  наиболее  актуальным.  Было  проведено  много  исследований  развития  моторного  поведения  у  детей (А.В.Запорожец, Л.В.Лопатина, А.Н.Леонтьев).  Исследователей  интересовали  как  детали  развития, так  и  общие  принципы  которые  могли  бы  объяснить  ту  или  иную  конкретную  последовательность  смен  форм  поведения.  М.М.Кольцова  пришла  к  выводу, что  кинестетические  импульсы,  идущие  от  рук  влияют  на  совершенствование  морфологического  и  функционального  формирования  речевых  областей.  Она  особо  подчёркивала, что  «влияние  проприоцетивной  импульсации  мышц  руки  так  значительно,  только  в  детстве, пока  идёт  формирование  речевой  моторной  области.  Поэтому  большое  значение  придаётся  развитию  мелких  движений  там, где  развитие  речи  задерживается».

   Исследованиями  института  физиологии  детей  и  подростков  АПН  установлено, что  уровень  развития  речи  детей  находится  в  прямой  зависимости  от  степени  сформированности  таких  движений  пальцев  рук, как  правило, если  движения  пальцев  развиты  в  соответствии  с  возрастом, то  и  речевое  развитие  ребёнка  в  пределах  нормы.  Поэтому  тренировка  движений  пальцев  рук  является важнейшим  фактором, стимулирующим  речевое  развитие  ребёнка, способствующим  улучшению  артикуляции, подготовки  руки  к  письму, что  является  мощным  средством  повышающим  работоспособность  головного  мозга.

    В  своей  работе  по  данному  разделу   используем  следующие  виды  работ:

1.  Игры  с  пальчиками, сопровождающие  стихами  и  потешками

2.  Специальные  упражнения  без  речевого  соправождения, объединенные  в  комплексе  гимнастики  для  развития  мелкой  моторики  рук, так  называемая  пальчиковая  гимнастика.

3.  Игры  и  действия  с  игрушками  и  предметами: раскладывание  пуговиц, палочек, зёрен, желудей, нанизывание  бусинок, колечек, пуговиц  на  нитку, застёгивание  и  расстёгивание  пуговиц  и  т. д.

4.  Изобразительную  деятельность:  лепку, раскрашивание, обведение  контуров, штриховку, рисование  карандашами, красками  различными  способами  и т.д.

     Работа  по  развитию  мелкой  моторики  должна  проводиться  ежедневно  в  детском  саду  и  дома, включается  в  занятия  специалистов  и  воспитателей; игры  с  пальчиками  -  в  режимные  моменты  и  прогулки; пальчиковая  гимнастика  должна  проводиться  в  тщательно  отведённое  для  этого  время.

   

Наши  дети  испытывают  затруднения  в  выполнении  таких  упражнений.

Эти  упражнения  прорабатываются  постепенно, вначале  пассивно  с  помощью  взрослого, и  по  мере  усвоения  переходят  к  самостоятельному  выполнению.

   Важное  значение,   в  воспитании  детей  с  ДЦП  имеют  специальные  упражнения, направленные  на  развитие  манипулятивной  функции  рук.  Развитие  функции  рук  тесно  связано  с  формированием  общей  и  артикуляционной  моторики.  Известно, что  ранней  стадией  общения  является  язык  жестов.  Тренировка  функции  руки  имеет  важное  значение  для  развития  психических  и  речевых  навыков.  Ребёнка  учат  захвату  и  произвольному  отпусканию  предмета.  При  этом  важно, чтобы  ребёнок  схватывал  предмет  не  мизинцем  и  безымянным  пальцем, а  с  участием  большого, указательного  и  среднего  пальцев.  Для  этого  полезно  проводить  специальные  упражнения, например, учить  ребёнка  подносить  ложку  ко  рту.

   Ребёнок  с  ДЦП  затрудняется  не  только  в  произвольном  захвате  предмета, но  и  не  может  его  и  произвольно  отпустить, поэтому  ребёнка  важно  учить  произвольному  разжиманию  кисти, а  так  же  перекладыванию  предмета  из  одной  руки  в  другую.  Для  развития  дифференцированных  движений  пальцев  используют  различные  предметы  и  игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре для воспитателей:«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей ...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук...

Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста.

Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...