Конспект НОД "Путешествие в осенний лес" для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Щербакова Ирина Владимировна
Конспект
непосредственно образовательной деятельности, интеграция образовательных областей: познавательной, речевой и социально-коммуникативной с элементами русского фольклора
«Путешествие в осенний  лес"
для детей средней группы.

 

Цель:   учить детей развивать речь, формировать словарный запас и грамматический строй речи,  закреплять навыки полных ответов; развивать интерес к природе .

Задачи:

Познавательные:

              - закрепить знания детей о  животных  лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;

         - учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенности поведения и питания в осеннее время;

Развивающие:

- закреплять в активном словаре ласковые названия животных и их детенышей;

-  развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к миру животных, определять время года по характерным признакам.

Оборудование: уголок осеннего леса в зале, игрушка Лесовичок, картинки с силуэтным изображением животных, картинки, изображающие животных; заготовленные рисунки животных в черно-белом изображении.

Методы и приемы:

- художественное слово ;

- физ. минутка;

- создание игровой ситуации;

- помощь воспитателя: вопросы, похвала, поощрение;

- сюрпризный момент.

 

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и садятся на стульчики.

- Ребятки, сегодня к нам в гости  пришел  Лесовичок.  Он хочет знать, умеете ли вы ласково называть разных животных? Как можно ласково назвать зайца? Зайчик. Так вот, я назову какое-нибудь животное и тот, у кого в руках  Лесовичок, должен  назвать его ласково (Проводится дидактическая игра).

Дидактическая игра:  «Назови ласково животное».

 Лиса,  волк,  еж, медведь, белка.

-  Молодцы! Вы порадовали Лесовичка, вспомнили  разных животных, живущих в лесу, их еще называют дикие животные.  Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в осенний лес, чтобы больше узнать о жизни диких животных.

Динамическая пауза :

Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.

Правой, левой, правой, левой,

Мы идем вперед, вперед,

 А теперь остановись и вокруг ты оглянись,

С помощью больших чудес


Мы попали в осенний лес!

(Подойти к стене, накрытой белыми простынями, где создан уголок осеннего леса)

- Прежде чем начнется наша прогулка, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш осенний лес и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей).

Правила поведения в лесу:

НЕ шумите, НЕ пугайте животных,  НЕ ломайте ветки кустов и деревьев.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

       -  Взгляните на эти тени животных (показ темных силуэтных изображений животных). Попробуйте угадать,  кому принадлежит эта тень. (Показ «тени» зайца). Это заяц.

Мы нашли животных, но почему-то от них осталась только тень, давайте попробуем вернуть их изображения. Сейчас мы расскажем о зайчике, как он выглядит, где живет, чем питается и тогда его изображение появится на рисунке.

 (Ответы детей).

Обобщающий рассказ воспитателя:

Заяц серый, маленький, пушистый, длинноухий. Зимой надевает белую шубку. Спит заяц под кустом.  Ест корешки растений, молодые побеги кустарников,  грызет кору деревьев.

А вот и он. (Показ цветной картинки с изображением зайца).

        Переходим к следующему животному. Вот его тень. Кто же это? (Показ «тени» белочки) (Ответы детей).  Обобщающий рассказ воспитателя.

- Белка- у нее рыжая шубка. Белка очень запасливый зверек. Возле гнезда устраивает множество тайников, где хранит орехи, желуди, шишки. Если орехов, шишек мало, она заготавливает грибы, накалывая их на веточки. Живет белка в уютном и теплом гнезде, в которое ведет один или два хода. Отправляясь за едой, белка затыкает вход в гнездо мхом.

(Показ цветной картинки с изображением белки).

Следующая тень. Кто это? (Показ «тени» лисы) (Ответы и рассказ о лисе ).  Обобщающий рассказ воспитателя.

Лиса рыжая, большая, пушистая, хитрая. Лиса живет в норе. Она ловит зайцев, мышей, ворует кур. Лиса – хищное животное. Такие животные, которые питаются другими животными, называются – хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать вот по этой тени. (Показ «тени» медведя). (Ответы детей).

- Медведь большой, бурый, пушистый. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Не побрезгует и такой мелочью, как улитки, лягушки или кузнечики. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды –  ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Живет медведь в берлоге  – это глубокая яма в земле.

-  Молодцы, ребятки, изображения всех зверей вернули.

(Показ цветной картинки с изображением медведя).

- Мы немного отдохнем, а потом дальше пойдем.

 

Потешка  «Тень-тень-потетень»

Тень-тень-потетень (дети хлопают в ладоши)

Выше леса плетень (поднимаются на носочки, подняв вверх руки)

Сели звери под плетень, похвалялися весь день (приседают)

Похвалялась лиса: «Всему свету я краса»  (изображают лису)

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь»  (покачиваются из стороны в сторону)

Похвалялся зайка: «Ну-ка, догоняй-ка!» (прыгают на носочках)

 

- А теперь мы пришли на поляну к медведю и поиграем в игру.

Проводится русская народная подвижная игра «У медведя во бору»

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас рычит.

Стихи:

М. Ходякова
ОСЕНЬ

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Н. Красильников

Прошла лиса под кустом
И обожгла листву
Хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал
Осенний лес.

М. Геллер
ОСЕНЬ

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

- Закончилось наше путешествие по осеннему  лесу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Динамическая пауза :

Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.

Правой, левой, правой, левой,

Мы идем вперед, вперед,

 А теперь остановись и немного покружись!

Оглянитесь все назад:

Мы попали в детский сад!

- Ну что, понравилось наше путешествие в осенний лес?

На память о нем раскрасьте вот эти рисунки.

Раздать  копии картинок с  животными, чтобы дети их раскрасили в свободное время.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Осеннего праздника «Осенний сундучок Осени» в средней группе ОНР №7

Сценарий  осеннего праздника в старшей группеОСЕННИЙ СУНДУЧОК(старшая  группа) (Дети под муз.  заходят в зал.  Проходят через середину и расходятся, становясь полукругом.)Дети...

Конспект на тему: «Осенняя пора ». Средняя группа.

Цели занятия:Учить дошкольников различать изменения в погодных я влениях осенью.Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.Воспитывать интерес и бережное отношени...

Встречаем осень в средней группе «Карлсон». Отчёт о проведении осенних мероприятий в рамках "Осеннего калейдоскопа" Воспитатель Версткина Елена Валентиновна. МАДОУ д/сад №125 г. Калининград 2016г.

У многих осень – любимое время года. Медленно кружась в воздухе, падают и падаютс берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись  тонкиесеребристые нити лёгкой паутины. Ещё...

Конспект по теме «Осень» в средней группе

Закрепить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений...

Конспект интегрированного непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Путешествие в осенний лес». (Средняя группа)

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Задачи:- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой и живой природе, изменения в ...

Сценарий развлечения «Осень, осень в гости просим!» Праздник осени в средней группе

Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.Формировать самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность.Развивать творческое воображение, память, внимание, речь.Закреплять и расширять знания де...