СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Шайнурова Алсу Владимировна

Тема моего инновационного педагогического проекта "Развитие связной речи, посредством составления сказок". 

Задачи моей работы с детьми во второй младшей группе: 

- Расширять словарный запас детей, развивать диалогическую речь.

- Познакомить детей с признаками, именами признаков объектов.

- Использовать в работе, по составлению сказок, элементы ТРИЗ-технологии.

Предлагаю Вашему вниманию доклад, в рамках опорной площадки по речевому развитию, "Составление сказок с детьми младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_op.docx24.06 КБ
Файл sostavlenie_skazok_-_op.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Составление сказок с детьми младшего дошкольного возраста

     1-2 сл. Область речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной; развитие речевого творчества. А так же, знакомство с книжной культурой, восприятие художественной литературы, как своего народа, так и народов других стран, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

   Большую роль здесь занимают сказки. Ведь сказки не только знакомят с историей России, русской культурой, обычаями, но и заставляют детей смеяться и сопереживать, волнуясь за героев, учат отличать добро от зла, правду от лжи, дают первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и заслуженном наказании, они заставляют любить окружающий мир.

   3 сл. Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных.

   Детское речевое творчество, несомненно, должно быть связано с созданием сказочных текстов. Для того, чтобы научить ребенка самостоятельно составлять сказку, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст.

  4 сл.  Используя в работе технологию ТРИЗ мы можем выделить несколько моделей:

  • Модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,
  • Модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»,
  • Модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»,
  • Модель составления сказки с помощью метода «ТПФ»,
  • Модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

      Далее мы остановимся на методе «Каталога».

    5 сл. Воспринимать и понимать алгоритм составления сказочного текста могут дети в том случае, если педагогом качественно проведена подготовительная работа.

   Обязательным условием является чтение.

   На знакомых сказках дети учатся выделять характерные особенности сказочных текстов; определять в сказке главных героев, их характер, свойства. Дети сами учатся делать вывод, что сказка может происходить в любом месте, что героем сказки может быть любой объект.

   Работа по подготовке к составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада может быть организована с 3 - летнего возраста через систему творческих заданий.

   Система обучения составлению сказок может быть построена при условии последовательного подбора игр и игровых упражнений.

 

6 сл. Предлагаю поиграть.

«Я назову героя, а вы его действия».

Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя.

 Ход: Воспитатель предлагает героя из сказки. Например: Коза из сказки «Волк и 7 козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условие: говорить только глаголами. Н-р: жила – была, ходила, наказывала, пела и т.д.

«Я назову действия, а вы угадаете героя».

Цель: Учить детей узнавать сказочного персонажа по перечисленным действиям.

Ход: Воспитатель называет действия героя, а дети должны угадать сказочного героя, который выполнял эти действия. Н-р: гуляла, собирала, заблудилась, пришла, жила, испекла, обманула, вернулась и т.д. Кто это?

«Из какой сказки эти слова?»

Цель: Учить детей угадывать сказку по волшебным словам.

Ход: Воспитатель произносит слова, а дети называют сказку, в которой эти слова присутствуют.

-бежала, хвостиком махнула…

-по амбару помела, по сусекам поскребла…

-тянут, потянут, а вытянуть не могут…

-сидит заинька, плачет…

-увидел он девочку и закричал тонким голосом…

   7 сл. Кроме игр и упражнений, по работе со сказкой, мы используем схематизацию сказки. Этот метод не новый – он используется разными авторами. Для схематизации мы взяли не только обозначения объектов, но и действия объектов и значки-признаки (на примере сказки «Колобок»).

   8 сл.  Описание метода «Каталога»

   Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году.

   Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.).

9 сл. Алгоритм составления сказок по методу «Каталога»  

  1. Выбор какой-либо книги для сочинения сказки (истории) по ней.
  2. Обращение к детям с вопросами, на которые они “находят” слова на открытой странице текста.
  3. Постепенный сбор в единое целое, ответов, “найденных” в книге.
  4. Придумывание названия составленной сказки.
  5. Восстановление всего текста кем-нибудь из детей.
  6. Воспроизведение базовых шагов создания сказки. Выведение последовательности вопросов.

7.Организация продуктивной деятельности.

  10 сл.  С детьми трех - трех с половиной лет как вариант метода каталога проводится игра "Чудесный мешочек". В нем могут находиться игрушки или картинки, которые являются первыми объектами для составления 3-4 предложений связного текста.

   Примерная цепочка вопросов для детей 3 - 4 лет:

  • Жил-был... Кто?
  • С кем он дружил?
  • Пришел злой... Кто?
  • Кто помог друзьям спастись?

11 сл. Примерная цепочка вопросов для детей 5 - 7 лет:

  • Жил-был... Кто?
  • Какой он был? (Какое добро умел делать?)
  • Пошел гулять (путешествовать, смотреть...). Куда?
  • Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать?)
  • Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был?
  • Как мог помочь главному герою?
  • Что стало со злым героем?
  • Где наши друзья сталь жить?
  • Что стали делать?

  • Правила поиска ответа на вопрос:
  • После вопроса  ”Жил - был кто?” ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком любое слово (“Жил-был... пенек!”). Значит, история будет про добрый пенек, который попал в беду.
  • Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.
  • Если слово, выделенное в книге, не соответствует нужной части речи, то его необходимо переделать в подходящее, либо найти другое на этой же строчке. Надо пытаться включить в текст создаваемой истории словосочетания или все предложение, указанное ребенком.
  • Книги должны быть незнакомы детям.
  • Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
  • Задавать вопросы, открывать книгу, “собирать” сюжет в быстром темпе.
  • Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
  • Устраивать некоторую импровизацию (микро-представление).
  • Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории.
  • В конце дошкольного возраста роль ведущего может взять на себя ребенок. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
  • В некоторых случаях можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков.

     Для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, воспитатель предлагает детям их вспомнить.

   12 сл. Таким образом, метод Каталога готовит ребенка к усвоению более сложных моделей сочинения сказок. Рекомендуется с помощью этого метода научить детей составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени. 

   Предлагаю поиграть. Игра «Чудесный мешочек».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление сказок с детьми младшего дошкольного возраста Воспитатель Шайнурова А.В.

Слайд 2

Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества. Знакомство с книжной культурой, восприятие художественной литературы, как своего народа, так и народов других стран, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений .

Слайд 3

Работа с текстами сказочного содержания Анализ текстов сказок; Пересказ; Составление новых сказок на основе изменения известных; Созданием сказочных текстов.

Слайд 4

Модели составления сказок Модель составления сказки с помощью метода «Каталога», Модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа», Модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора», Модель составления сказки с помощью метода «ТПФ», Модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Слайд 5

Подготовительная работа Чтение; Кукольный театр, игры-драматизации; Речевые игры , игровые упражнения; Схематизация сказок.

Слайд 6

О О

Слайд 7

Схема сказки «Колобок»

Слайд 8

Метод Каталога Цель: построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.).

Слайд 9

Алгоритм составления сказок по методу « Каталога» Выбор какой-либо книги для сочинения сказки (истории) по ней. Обращение к детям с вопросами, на которые они “находят” слова на открытой странице текста. Постепенный сбор в единое целое ответов, “найденных” в книге. Придумывание названия составленной сказки. Восстановление всего текста кем-нибудь из детей. Воспроизведение базовых шагов создания сказки. Выведение последовательности вопросов. Организация продуктивной деятельности.

Слайд 10

"Чудесный мешочек" Примерная цепочка вопросов для детей 3 - 4 лет: Жил-был... Кто? С кем он дружил? Пришел злой... Кто? Кто помог друзьям спастись?

Слайд 11

Примерная цепочка вопросов для детей 5 - 7 лет Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать?) Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? Где наши друзья стали жить? Что стали делать?

Слайд 12

Метод Каталога готовит ребенка к усвоению более сложных моделей сочинения сказок. Рекомендуется с помощью этого метода научить детей составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление сказок с детьми младшего дошкольного возраста

Детское речевое творчество, несомненно, должно быть связано с созданием сказочных текстов. Для того, чтобы научить ребенка самостоятельно составлять сказку, необходимо познакомить его с моделями, на о...

"Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В мла...

Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию презентацию Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста....

Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста

Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Методические рекомендации заинтересуют педагогов, работающих с детьми данног...

Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"

Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"...