Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)
Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Методические рекомендации заинтересуют педагогов, работающих с детьми данного возраста по этому направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov_detmi_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление описательных рассказов
детьми младшего дошкольного возраста
Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи.
Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения.
В детском саду дошкольников учат следующим видам описательных рассказов:
- описанию картин.
- описанию игрушек и натуральных предметов;
В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап в обучении детей рассказыванию по картине, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
Основные задачи педагога в работе по картине сводятся к следующему:
1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Методика обучения детей младшего
дошкольного возраста описанию картин:
Структура занятий по ознакомлению детей с картиной:
- Внесение картины и рассматривание ее детьми самостоятельно.
- Занятия можно начинать с небольшой вводной беседы, цель ее – выяснить представления, имеющиеся у детей, и создать эмоциональный настрой.
- Рассматривание картины по вопросам.
- Заключительный рассказ-образец воспитателя.
- После первого занятия картина остаётся в группе на всё время работы с ней (на 2-3 недели) и всё время находится в поле зрения детей
Методические приемы:
Дети не умеют рассматривать картины, поэтому акцентируем внимание на объекте, какой, что у него есть. Дети не могут понять что значит мягкая пушистая, для этого связь с игрушкой.
- Вопросы.
- . Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»)
- Художественное слово.
- Игровые приемы.
- Выбор объекта и рассказывание о нем.
- Связывание нарисованного объекта на картине с показом игрушки.
- К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
Требования, предъявляемые к подбору картин
(младший возраст ).
- В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний.
- Композиция картины должна быть простой т.е. картины одноплановые.
- Количество персонажей от 1 до 4.
- Содержание картины должно быть детям доступно.
Особенности описательных рассказов по картине детей младшего дошкольного возраста:
- Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных систем и действий.
- Не составляют самостоятельных описательных рассказов. Преобладает вопросно-ответная форма диалога со взрослым
- Дети в младшей группе ещё только учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов.
Методика обучения детей младшего дошкольного возраста описанию игрушек:
- Занятие начинается с рассматривания игрушки
- Педагог обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал) следит за правильным использованием слов при их определении
- Описание идёт по вопросам педагога. Дети не дают оконченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому педагог с помощью вопросов объединяет их слова в связный текст
- После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку
- Постепенно дети переходят к составлению описательного рассказа по образцу.
- Педагог сам составляет рассказ по игрушке или читает художественное произведение.
При описании игрушки используются следующие приемы:
Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа.
Объектами описания могут быть любимые игрушки, домашние животные, животные уголка природы, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т.д.
Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в сознании малышей, но и оказал влияние на их чувства.
Необходимо поиграть в игры, чтобы дети могли сказать как играть с игрушкой (морковка)
Акцентировать внимание детей - это игрушка. Схема только 4 картинки, остальное в играх.
- Рассматривание;
- Сравнение;
- Беседа с детьми;
- Совместное рассказывание;
- Вопросы педагога;
- Образец рассказа;
- Тактильное восприятие;
- Игра с этим предметом;
- Художественное слово;
- Внесение игрушки в группу до начала занятия.
- Например: игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.
- Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.
Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь»:
Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).
При рассматривании предмета (игрушки) взрослый обращает внимание детей на
особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры «Узнай по
описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка?».
В младшей группе, чтобы активизировать речь детей при рассматривании картины, можно вести разговор «Мишкой», «от обратного».
Критерии отбора игрушек:
1. Не должны быть мелкими.
2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;
3. Близки к естественному виду;
4. Должны быть безопасны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема моего инновационного педагогического проекта "Развитие связной речи, посредством составления сказок". Задачи моей работы с детьми во второй младшей группе: - Расширять словарный запас д...
презентация по саморазвитию "Составление синквейнов с детьми младшего дошкольного возраста"
презентация...
"Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В мла...
Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста
Представляю вашему вниманию презентацию Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста....
Совершенствование монологической речи в процессе обучения составлению описательных рассказов в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте основными направлениями развития монологической речи детей становятся: развитие содержательности и связности речи, развитие речевого творчества и выразительности, способн...
Презентация: составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста
Презентация для педагогов ДОУ...
Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"
Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"...