Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Методические рекомендации заинтересуют педагогов, работающих с детьми данного возраста по этому направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление описательных рассказов

детьми младшего дошкольного возраста

Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи.

                Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения.

              В детском саду дошкольников учат следующим видам описательных рассказов:

- описанию картин.

 - описанию игрушек и натуральных предметов;

                В младшем дошкольном возрасте осуществляется      подготовительный этап в обучении детей рассказыванию по картине,  который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

                Основные задачи педагога в работе по картине сводятся к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Методика обучения детей младшего

дошкольного возраста описанию картин:

Структура занятий по ознакомлению детей с картиной:

  • Внесение картины и рассматривание ее детьми самостоятельно.
  • Занятия можно начинать с небольшой вводной беседы, цель ее – выяснить представления, имеющиеся у детей, и создать эмоциональный настрой.
  • Рассматривание картины по вопросам.
  • Заключительный рассказ-образец воспитателя.
  • После первого занятия картина остаётся в группе на всё время работы с ней (на 2-3 недели) и всё время находится в поле зрения детей

Методические приемы:

Дети не умеют рассматривать картины, поэтому акцентируем внимание на объекте, какой, что у него есть. Дети не могут понять что значит мягкая пушистая, для этого связь с игрушкой.

  • Вопросы.
  • . Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»)
  • Художественное слово.
  • Игровые приемы.
  • Выбор объекта и рассказывание о нем.
  • Связывание нарисованного объекта на картине с показом игрушки.
  • К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

Требования, предъявляемые к подбору картин

 (младший возраст ).

  • В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний.
  • Композиция картины должна быть простой т.е. картины одноплановые.
  • Количество персонажей от 1 до 4.
  • Содержание картины должно быть детям доступно.

Особенности  описательных рассказов по картине детей младшего дошкольного возраста:

  • Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных систем и действий.
  • Не составляют самостоятельных описательных рассказов. Преобладает вопросно-ответная форма диалога со взрослым
  • Дети в младшей группе ещё только учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов.

Методика обучения детей младшего дошкольного возраста описанию игрушек:

  • Занятие начинается с рассматривания игрушки
  • Педагог обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал) следит за правильным использованием слов при их определении
  • Описание идёт по вопросам педагога. Дети не дают оконченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому педагог с помощью вопросов объединяет их слова в связный текст
  • После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку
  • Постепенно дети переходят к составлению описательного рассказа по образцу.
  • Педагог сам составляет рассказ по игрушке или читает художественное произведение.

При описании игрушки используются следующие приемы:

Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа.

Объектами описания могут быть любимые игрушки, домашние животные, животные уголка природы, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т.д.

Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в сознании малышей, но и оказал влияние на их чувства.

Необходимо поиграть в игры, чтобы дети могли сказать как играть с игрушкой (морковка)

Акцентировать внимание детей - это игрушка. Схема только 4 картинки, остальное в играх.

  • Рассматривание;
  • Сравнение;
  • Беседа с детьми;
  •  Совместное рассказывание;
  • Вопросы педагога;
  • Образец рассказа;
  • Тактильное восприятие;
  • Игра с этим предметом;
  • Художественное слово;
  • Внесение игрушки в группу до начала занятия.
  • Например: игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.
  • Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. 

Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь»:

Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

При рассматривании предмета (игрушки) взрослый обращает внимание детей на

особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры «Узнай по

описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка?».

В младшей группе, чтобы активизировать речь детей при рассматривании картины, можно вести разговор «Мишкой», «от обратного».

Критерии отбора игрушек:

1.  Не должны быть мелкими.

2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;

3. Близки к естественному виду;

4. Должны быть безопасны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема моего инновационного педагогического проекта "Развитие связной речи, посредством составления сказок". Задачи моей работы с детьми во второй младшей группе: - Расширять словарный запас д...

"Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В мла...

Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию презентацию Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста....

Совершенствование монологической речи в процессе обучения составлению описательных рассказов в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте основными направлениями развития монологической речи детей становятся: развитие содержательности и связности речи, развитие речевого творчества и выразительности, способн...

Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"

Консультация "Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста"...