«Прощание с осенью» (литературно – художественная викторина)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сметанина Светлана Леонидовна

литературно – художественная викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_ts_osenyu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная группа

Конспект НОД по развитию речи

Тема: «Прощание с осенью» (литературно – художественная викторина)

Цели: Закреплять знания об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, слов – синонимов при составлении описательного рассказа, загадывании загадок. Развивать монологическую речь детей. Стимулировать память и мышление детей. Воспитывать любовь к живой природе.

Материал: матрёшка; аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года» (осенние месяцы); муляжи фруктов и овощей; волшебный сундучок; фоторепродукции картин: И.С. Поленов – «Золотая осень», И.И. Левитан - «Золотая осень», И.Э. Грабарь - «Рябинка».   Мяч;  настоящие фрукты (3 вида) и овощи (3 вида);  фишки.

Ход занятия:

1 часть: (воспитатель заходит с детьми и здороваются с гостями, дети рассаживаются на ковре в рассыпную  ноги в позе «по – турецки»

Воспитатель: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! Ребята, сегодня мы проведём игру -  викторину. Вы покажете свои знания и умения, а гости на вас посмотрят, какими вы стали умными и большими. Но сначала я вас попрошу взять  матрёшку (называет любого ребёнка, который первым возьмёт её) и, держа её в руках, рассказать о себе: как вас зовут, сколько вам лет, в какую группу вы ходите, где и с кем живёте – для того, чтобы гости больше о вас узнали. Затем передайте матрёшку сидящему рядом.

(дети по очереди рассказывают о себе, передавая матрёшку)

Воспитатель: как интересно вы о себе рассказали, спасибо, молодцы. А теперь я попрошу вас занять свои места за столами (дети рассаживаются). Ой, ребята, а что это за красивый кленовый листок у нас на полке? (воспитатель замечает, положенный заранее им, кленовый листок с заданиями от Осени). Он раньше был у нас в группе? (ответ детей) Кто же мог его у нас оставить? (предположения детей)  А на нём что-то написано! Воспитатель читает вслух: «Здравствуйте ребята.  Я заглядывала к вам в окно и вы мне очень понравились! Услышав, что вы собрались на викторину, то я захотела, чтобы вы посвятили её мне. Если вы согласитесь, то я для вас приготовила интересные задания. Удачи и до свидания, я обязательно приду к вам в гости. С уважением Осень».

Ну как ребята, вы согласны посвятить нашу викторину Осени. (ответы детей)

2 часть: Начинаем викторину. Приглашаю всех детей в ней участвовать. Быть внимательными, умными, весёлыми и находчивыми. Желаю всем победы!

1 задание:

 включается аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года» (октябрь) на 2 – 3 миуты.

а) Кто знает, музыка какого великого русского композитора сейчас звучала?(за правильные ответы воспитатель даёт детям фишку)

б)Почему именно эта музыка у нас сегодня звучала? (октябрь – осенний месяц)

2 задание: выставляются три репродукции картин.

Назовите вашу любимую картину – её название и фамилию художника, нарисовавшего её. Обязательно объясните, почему именно эта картина вам нравится  (вызываются желающие дети, заслушиваются  и  получают фишки за правильные ответы).

Проведение пальчиковой гимнастики (по выбору воспитателя)

3 Задание: а)  Назовите известных вам великих русских поэтов, написавших стихи об осени. (1 фишка за названного поэта)

б) Узнайте, из какого стихотворения об осени, прочитанный мною отрывок. Назовите поэта, написавшего данное стихотворение (2 фишки)

  • «… И редкий солнца луч, и первые морозы,

                  И отдалённые седой зимы угрозы» (А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»)

  • «…Уж реже солнышко блистало, короче становился день…» (А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»)
  • «…И глядев уныло голые кусты…» (А.Н.Плещеев «Осень наступила…»)
  • «…Гусей крикливых караван

                Тянулся к югу: приближалась…» (А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»)

(можно зачитать любые другие стихотворения, известные детям, по выбору воспитателя)

Физкульт. минутка: Дети встают со своих мест и становятся т в круг. Взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова (воспитатель вместе с детьми):

Мы по кругу ходили, хоровод водили,

В середину вставали, ласково друг друга называли.

Ребёнок в круге выбирает любого и произносит ласково его имя. Например: Леночка, Сашенька, Ириночка. (воспитатель так же участвует)

Затем дети рассаживаются на свои места, занятие продолжается.

4 задание: 

игра «Чудесный мешочек»

У воспитателя в красивом полотняном мешочке собраны муляжи фруктов.

Дети  поочереди вынимают по одному муляжу, предварительно угадав его.

Воспитатель: У вас есть по одному фрукту или овощу. Составьте длинное красивое предложение (из 6 и более слов) . (за предложение 1 фишка)

5 Задание :

 воспитатель раздаёт детям картинки с различными сюжетами  (дети собирают урожай; комбайн работает на поле, собирая зерновые; люди гуляют по осеннему парку; ребята в лесу собирают грибы) (или другие по выбору воспитателя)

Воспитатель:

 Посмотрите на свои картинки, не показывайте друг другу. Вам нужно рассказать о том, что у вас изображено, не называя то место, где всё происходит.

Например: в этом месте очень много деревьев, можно встретить гуляющих людей, людей с собаками, под ногами шелестят осенние листья, там можно просто погулять (парк)

Каждый ребёнок описывает свою картинку, другие отгадывают. (По 2 фишки каждому правильно описавшему  изображение ребёнку)

6 Задание: Игра «Эхо» ( с мячом)

Дети встают в круг,  воспитатель в центре. Он кидает мяч ребёнку – называет признак, выделяя голосом окончание, ребёнок кидает мяч обратно – называет предмет.

Например:

осенний – лес, осеннее – небо, осенние – листья, осенняя – погода; журавлиный – крик, журавлиная – стая, журавлиные – ноги; лебединое – озеро, лебединая – песня, лебединые – крылья  (Всем назвавшим по 1 фишке за правильный ответ).

Итог: Считаются фишки, объявляется победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-художественная викторина с элеметами драматизации на тему "Прощание с осенью"

Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».Цель: 1. Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родстве...

Методическая разработка "Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему "Прощание с осенью"

Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов....

викторина " Прощание с осенью"

Викторина в подготовительной логопедической   группе«Прощание с осенью»(с использованием средств искусства: классической музыки, поэзии)Цель:1. Продолжать закреплять знание об осени в самост...

Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».

Литературно-художественная викторина проводилась в итоге  изучения лексических тем 1 периода с воспитанниками подготовительной группы. Была проведена предварительная работа с детьми по изучению л...

викторина с элементами концерта "Прощание с осенью"

Итоговое мероприятие по теме "осень". Включает в себя познавательный и музыкальный материал....

Презентация коррекционной викторины "Прощание с осенью".

В презентации представлены материалы для проведения коррекционной викторины "Прощание с осенью" по осенним лексическим темам для детей с общим недоразвитием речи подготовительного возраста....

Литературный вечер в старшей группе «Прощание с осенью»

       Цели:привлечь внимание родителей к проблеме декламирования стихов, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности;формировать способности детей к выра...