НОД "Путешествие по сказке"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Писаренко Татьяна Александровна

Конспект открытого занятия по развитию речи" Путешествие по сказк Г.Х. Андерсена "Русалочка""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2nnod_rusalochka_-_pisarenko_t.a.docx50.83 КБ
Файл rusalochka.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей

в старшей группе по теме «Путешествие по сказке «Русалочка» Г.-Х. Андерсена»

Автор конспекта ННОД: Писаренко Татьяна Александровна, воспитателя 1 квалификационной категории МБОУ «ЦО № 1 им. Героя России Д.Е.Горшкова»  г. Тулы

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Речевое развитие» (художественное чтение), «Социально-коммуникативное развитие»: Закреплять знания детей о сказках, используя выразительные средства для передачи содержания текста, различные материалы и приемы. Приобщение к словесному искусству, формирование интереса к художественной литературе и эмоциональный отклик на литературное и музыкальное произведение

Задачи образовательных областей в интеграции:

  • «Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать умение жестом и мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной фразы, отрывку и эмоциональные переживания героя.
  • «Познавательное развитие»: Формировать первичные ценностные представления о моральных и нравственных нормах поведения. Продолжать знакомство с обитателями морского дна.  Развивать умение отличать сказочную русалочку от реального человека.
  • «Речевое развитие»: Учить детей конструктивно выражать эмоции, общаться с окружающими вербально и невербально.
  • «Художественно-эстетическое развитие»: Приобщать к художественному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Развивать умение эмоционально использовать под музыку соответствующие ей движения, отвечающие литературному отрывку произведения.
  • «Физическое развитие»: Учить красиво и грациозно выполнять физические упражнения под музыку, согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.

Предпосылки учебной деятельности: формирование у детей моральных и нравственных норм поведения, чувства сопереживания и сострадания героям сказки. Развитие умение запоминания и пересказывания  литературных произведений, эмоционально отображая свое отношение к нему.

Оборудование для педагога: аудиозаписи шума моря, танцевальные и другие мелодии, иллюстрации к сказке, интерактивная доска, ноутбук, красные и зеленые круги по количеству детей.

Оборудование для детей: мешочки по количеству детей, предметы моря (ракушки, камушки, рыбки и т. д.), фигурки людей и животных, коврики для массажа стопы.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Воспитатель: Дети сегодня мы совершим удивительное путешествие: отправимся в сказку «Русалочка», чтобы ближе познакомиться с героями сказки и помочь им в затруднительных ситуациях.

 Кто написал эту удивительную сказку? (ответы детей).

Вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей). Сейчас мы не войдем в сказку, а вплывем в нее. Под музыку будем медленно-медленно погружаться на морское дно.

Вхождение в сказку: включается музыка. Дети выполняют волнообразные движения руками перед собой, затем, продолжая работать руками, медленно приседают и садятся на пятки. После этого медленно опускают руки и расслабляют тело.

 Социально-коммуникативное развитие.

Художественно-эстетическое.

Аутирование

Аудиозапись, показ танцевальных движений

Слово

Танцевальные движения под музыку

Развитие свободного общения, диалогической речи.

Выразительное выполнение танцевальных движений в соответствии с музыкой

Ребенок, проявляющий любознательность, активность при  взаимодействии со взрослым.

Ребенок, обладающий развитым воображением, которое реализуется в имитации движений

Основная  часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Воспитатель: Вот мы и опустились на морское дно. Оглянитесь вокруг. Что вы видите?

Дети «превращают» знакомые предметы в объекты моря и называют их.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Игровая ситуация

Слово, вербальные игровые действия

Развитие воображаемой игровой деятельности детей.

Эмоционально вовлекающийся в предложенную игровую ситуацию, активно взаимодействующий со взрослым

Воспитатель: А вот и начало сказки: «В открытом море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как стекло. А на самом дне живут русалки. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя, у которого шесть дочерей – 6 прехорошеньких русалочек, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море глазами.

День-деньской играли принцессы в дворцовых залах, танцевали с рыбками, другими обитателями и любовались красотами подводного царства.

Упражнение №1.«Чудесный мешочек» (камень, ракушка, рыбка, краб, морской конек, кальмар, мидия, креветка).

Познавательное развитие и речевое развитие

Дидактическая игра

Тактильные действия, анализ и синтез, слово

Развитие сенсорного восприятия, умение определить обитателя моря наощупь. Закрепить название морских обитателей. Развитие познавательно-исследовательских действий

Имеющий первичное представление об окружающем (подводном мире), любознательный, активный

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Воспитатель:  У вас в руках мешочки с небольшими предметами - морскими обитателями. Задание: определите на ощупь предмет в мешочке, догадайтесь, что это за предмет, затем достаньте его, рассмотрите и назовите, правильно вы его определили его или нет.

Упражнение № 2. «Русалочка и рыбки».

Воспитатель: Чем отличаются русалки от рыбок? (Ответы детей). В чем их сходство? (Ответы детей). Чем отличается Русалка от человека? (ответы детей). В чем их сходство? (ответы детей). У русалок также как у рыб есть хвост. Сейчас мы с вами превратимся в рыбок.

Давайте поставим ступни крест-накрест (хвостиком) и, не сходя с места, «танцуем», используя только руки.

(муз. Сен-Санс «Аквариум», цикл «Карнавал животных»).

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Наглядность, беседа, ситуативный разговор

Показ движений, создание ситуации ассоциации ребенка с русалочкой

Слово

Имитация движений

Умение по внешнему виду находить общие и различные черты в облике русалки и человека.

Умение проявлять самостоятельность, творчество, через имитацию движений создание образа русалочки

Умеющий сравнивать, анализировать. Умеющий различать условную и реальную ситуацию.

Обладающий чувством ритма, умеющий передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Дети танцуют под музыку, после чего расслабляются, сидя на пятках.

Воспитатель:  Самая младшая из русалочек страстно мечтала побывать на поверхности моря. И когда ей исполнилось 17 лет, она легко и плавно, точно пузырек воздуха, поднялась на поверхность моря.

Упражнение № 3. «Пузырек воздуха».

Воспитатель: Давайте походим на носочках очень тихо, легко, мягко. Почувствуйте себя пузырьком воздуха, невесомым, воздушным и легким.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Наглядность, ситуативный разговор

Показ движений, создание ситуации ассоциации ребенка с пузырьками воздуха

Слово

Имитация движений

Умение следить за развитием сюжета художественного произведения

Умение проявлять самостоятельность, творчество, через имитацию движений создание образа воздушных пузырьков

Проявляющий внимание к словесному искусству, с развитым художественно-литературным и эстетическим вкусом

Обладающий чувством ритма, умеющий передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

Воспитатель: Неподалеку от того места, где вынырнула Русалочка, покачивался на волнах большой корабль. На борту корабля она увидела прекрасного принца с большими черными глазами.  Русалочка   не   могла   оторвать от него глаз. Тем временем наступила ночь, стал подниматься ветер, на море начался шторм.

Речевое развитие

Наглядность, ситуативный разговор

Слово

Умение следить за развитием сюжета художественного произведения

Проявляющий внимание к словесному искусству, с развитым художественно-литературным и эстетическим вкусом

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Упражнение № 4. «Качка».  Дети встают, соединяют перед собой концы пальцев, имитируя нос корабля, легко покачиваются из стороны в сторону. Дыхание мягкое и ритмичное: при покачивании в одну сторону – вдох, в другую – выдох (муз. Генделя «Сарабанда», клавесинная сюита).

Корабль скрипел и трещал и вскоре разлетелся на щепки

Физическое развитие

Показ выполнения физических упражнений

Выразительное и грациозное выполнение физических упражнений

Развитие физических качеств (выносливости, координации), появление волевых усилий при выполнении заданных упражнений. Умение осознанно имитировать движения

Овладевший основными движениями, стремящийся к физическому совершенствованию

 Воспитатель: Каждый спасался с тонущего корабля как мог.

Упражнение № 6. «Спасение». Перед детьми на столе лежат фигурки людей и животных (муз. А.Петрова, увертюра «Укрощение огня).

Воспитатель: Все эти существа попали в шторм, но каждый из вас может спасти кого-то одного. Выберите одну фигуру и объясните, почему именно ее вам захотелось спасти? (Ответы  детей).

Социально-коммуникативное развитие

Создание проблемной ситуации, ситуативный разговор

Слово, фигурки животных и людей

Формирование таких качеств, как желание прийти на помощь, сочувствие, отзывчивость

Сформированность первичных ценностные представлений о моральных и нравственных нормах поведения

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Принц уже совсем выбился из сил и потерял сознание, когда ему на подмогу бросилась Русалочка. Она доставила принца к берегу и  оставила на песке. Наступило утро. Принц очнулся. А Русалочка с тех пор часто подплывала к берегу и подолгу любовалась принцем.

- Как я люблю его, - думала Русалочка. – Ради него я пошла бы на все. Поплыву-ка я к морской ведьме, вдруг она мне как-нибудь поможет.

- Знаю, зачем ты пришла! Сказала морская ведьма. -  Глупости затеваешь! Ты хочешь взамен рыбьего хвоста получить две подпорки и ходить, как люди! Хочешь, чтобы молодой принц тебя полюбил. – И ведьма захохотала громко и безобразно.

Звучит хохот ведьмы.

Воспитатель: Ведьма сказала:

- Хорошо, я помогу тебе, но должна за это отдать мне свой голос. Я приготовлю волшебное  

Речевое развитие

Наглядность, ситуативный разговор

Слово

Умение следить за развитием сюжета художественного произведения.

Проявляющий внимание к словесному искусству, с задатками развития художственно-литературного и эстетического вкуса.

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

зелье и когда ты его выпьешь, твой хвост раздвоится и превратится в две очаровательные ножки, но тебе будет так больно ходить, как будто тебя пронзают насквозь острым мечом. И запомни, ели принц возьмет в жены другую девушку, то на первой же заре  после   их   свадьбы   сердце твое разорвется на части, а ты превратишься в морскую пену.

- Пусть будет так, - проговорила Русалочка и побледнела, как смерть.

И ведьма заплясала у своего котла, готовя Русалочке зелье.

Воспитатель:  Солнце еще не встало, когда Русалочка поплыла ко дворцу принца. Здесь она выпила острый огненный напиток и ощутила жгучую боль: вместо хвоста у нее две восхитительные белые ножки. Но, когда она встала на них, ей показалось, что она наступает на иглы.

Упражнение № 9. «Иглы». Дети наступают на коврики для массажа стоп, прислушиваются

Речевое развитие.

Физическое развитие

Наглядность, ситуативный разговор

Использование массажных ковриков

Слово

Коррекционное упражнение (ходьба

Умение следить за развитием сюжета художественного произведения.

Формирование волевых качеств, дать почувствовать

Проявляющий внимание к словесному искусству, с задатками развития художественно-литературного и эстетического вкуса.

Проявляющий волевые усилия в различных видах дея-.

Содержание ННОД

Образовательная область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

к ощущениям в стопах терпеливо сносят полученные ощущения.

Воспитатель:  Что чувствуют ваши ступни? (Ответы детей).

по массажным коврикам)

состояние героя сказки

тельности

Воспитатель: Принц, увидев Русалочку, спросил, кто она такая и как попала во дворец. Но Русалочка только грустно смотрела на него своими голубыми глазами – говорить она не могла, потому что у нее пропал голос.

Принц полюбил Русалочку, но только так, как любят милых, послушных детей, сделать ее своей женой ему и в голову не приходило. И вот однажды принц встретил прекрасную девушку. Ему показалось, что именно она спасла его во время шторма. И принц решил жениться на ней.

«Увы! Он не знает, что это я спасла ему жизнь. Как объяснить ему?» - думала Русалочка.

Речевое развитие.

Наглядность, ситуативный разговор

Слово

Умение следить за развитием сюжета художественного произведения.

Проявляющий внимание к словесному искусству, с задатками развития художественно-литературного и эстетического вкуса.

.

.

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Упражнение № 10.  «Объяснение». Воспитатель или один из детей – «принц», остальные «русалочки». Каждая «русалочка» молча, при помощи мимики, жестов, движений тела пытается объяснить «принцу», что это именно она спасла ему жизнь во время шторма.

Воспитатель: Принц так и не понял, что хотела сказать ему Русалочка. И вот настал день свадьбы и последний день ее жизни.

Рано утром Русалочка вышла на берег моря, посмотрела на небо: там разгоралась утренняя заря. Русалочка бросилась в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.

Лучи солнца любовно согревали морскую пену, и Русалочка не чувствовала, что умирает. Она видела ясное солнце, и перед ней плавали в воздухе какие-то

Речевое развитие

Речевое развитие.

Постановка в определенную ситуацию

Наглядность, ситуативный разговор

Жест, мимика, движения

Слово

Обучение невербальной речи, выражению своих чувств и желаний при помощи мимики и жеста

Умение следить за развитием сюжета художественного произведения.

Обладающий чувством справедливости, сострадания к окружающим

Проявляющий внимание к словесному искусству, с задатками развития художественно-литературного и эстетического вкуса.

.

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

прозрачные, волшебные создания.

- Куда я иду? – спросила их Русалочка.

- К дочерям воздуха!

И Русалочка протянула свои руки к солнцу.

Упражнение № 11. «Воздушная морская пена».

Дети танцуют произвольный танец (муз. С.Рахманинова «Вокализ»).

Художественно-эстетическое развитие

Аудиозапись, наглядность, слово

Произвольные танцевальные движения

Умение произвольно изображать движения в соответствие темпом и настроением музыки

Освоивший  произвольные танцевальные движения, умеющий отобразить образ в движениях в соответствии со звучащей музыкой

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Какие чувства навеяла на вас эта сказка? Почему? (Ответы детей). Предлагаю вам оценить самим: как вы справились со всеми заданиями. Если считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то возьмите красный кружок. Если считаете, что справились хорошо, но с помощью воспитателя и товарищей, то – зеленый кружок. Поднимите кружки те дети, кто взял красные кружки, а теперь – зеленые кружки.

Вопросы к детям с зелеными кружками: Почему поднял зеленый кружок? Что тебе не удалось? Что не сумел? Что было трудно? Что не получилось?

Сейчас вы можете отдохнуть,  а  на  следующем  заня-

Речевое развитие

Слово, круги красного и зеленого цвета

Слово, круги красного и зеленого цвета

Опираясь на свои знания и умения, давать оценку поступкам героев литературных произведений.

Развитие навыков самоконтроля, самокритичности

Владеющий активной речью, умеющий рассуждать, давать правильную оценку своим действиям и действиям окружающих людей (литературным героям).

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы

работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

тии вы будите рисовать Русалочку, морское царство, принца и его дворец. Можете придумать свой конец к этой сказке и потом рассказать его всем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по сказке «Русалочка»

Слайд 2

А вот и начало сказки… В открытом море вода синяя, как лепестки васильков и прозрачная как стекло.

Слайд 3

На самом дне живут русалки. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя, у которого 6 дочерей – шесть прехорошеньких русалочек, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы с синими, как море глазами. День – деньской играли принцессы в дворцовых залах, танцевали с рыбками и любовались красотами подводного царства.

Слайд 4

Игра «Чудесный мешочек»

Слайд 6

Игра «Русалочка и рыбки» Самая младшая из русалочек мечтала побывать на поверхности моря. Когда ей исполнилось 15 лет, она легко и плавно точно пузырек воздуха, поднялась на поверхность. Игра «Пузырек воздуха»

Слайд 7

Неподалеку от того места , где вынырнула Русалочка, покачивался на волнах большой корабль.

Слайд 8

На борту корабля она увидела прекрасного принца с большими черными глазами. Русалочка не могла оторвать от него глаз. Тем временем наступила ночь, стал подниматься ветер, на море начался шторм. Игра «Качка»

Слайд 9

Корабль скрипел и трещал и вскоре разлетелся на щепки.

Слайд 10

Принц уже совсем выбился из сил и потерял сознание, когда ему на подмогу бросилась Русалочка. Она доставила принца к берегу и оставила на песке. Наступило утро и принц пришел в себя. А Русалочка с тех пор часто подплывала к берегу и подолгу любовалась принцем.

Слайд 11

Как я его люблю, - думала Русалочка. – Ради него я пошла бы на все. Поплыву ка я к морской ведьме, вдруг она мне как- нибудь поможет.

Слайд 12

- Знаю, зачем ты пришла, глупости затеваешь! Ты хочешь взамен рыбьего хвоста получить две подпорки и ходить как люди. Хочешь, чтоб молодой принц полюбил тебя.

Слайд 13

Ведьма сказала : «Хорошо, я помогу тебе, но ты должна отдать мне свой голос. Я приготовлю волшебное зелье, когда ты его выпьешь, твой хвост раздвоится и превратится в две очаровательные ножки, но тебе будет так больно, как будто тебя пронзают насквозь острым мечом. И запомни, если принц возьмет в жены не тебя, а другую, то на первой же заре после свадьбы сердце твое разорвется на части, а ты превратишься в морскую пену.

Слайд 14

Солнце еще не встало, когда Русалочка поплыла ко дворцу принца. Здесь она выпила острый огненный напиток и ощутила жгучую боль: в место хвоста у нее выросли две восхитительные белые ножки. Но когда она встала на них, ей показалось, что она наступает на иглы. Игра «Иглы»

Слайд 15

Принц, увидев Русалочку, спросил, кто она такая и как попала во дворец. Но Русалочка только грустно смотрела на него своими темно-голубыми глазами- говорит она не могла, потому что у нее пропал голос. Принц полюбил Русалочку, но только так, как любят милых, послушных детей. Игра «Объяснение»

Слайд 16

Рано утром Русалочка вышла на берег моря, посмотрела на небо: там разгоралась утренняя заря. Русалочка бросилась в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной. Лучи солнца согревали морскую пену, и Русалочка не чувствовала, что умирает. Она видела ясное солнце и перед ней плавали в воздухе какие то прозрачные волшебные создания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...