НОД "Путешествие по сказке"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект открытого занятия по развитию речи" Путешествие по сказк Г.Х. Андерсена "Русалочка""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2nnod_rusalochka_-_pisarenko_t.a.docx | 50.83 КБ |
rusalochka.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей
в старшей группе по теме «Путешествие по сказке «Русалочка» Г.-Х. Андерсена»
Автор конспекта ННОД: Писаренко Татьяна Александровна, воспитателя 1 квалификационной категории МБОУ «ЦО № 1 им. Героя России Д.Е.Горшкова» г. Тулы
Задачи приоритетной образовательной области:
- «Речевое развитие» (художественное чтение), «Социально-коммуникативное развитие»: Закреплять знания детей о сказках, используя выразительные средства для передачи содержания текста, различные материалы и приемы. Приобщение к словесному искусству, формирование интереса к художественной литературе и эмоциональный отклик на литературное и музыкальное произведение
Задачи образовательных областей в интеграции:
- «Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать умение жестом и мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной фразы, отрывку и эмоциональные переживания героя.
- «Познавательное развитие»: Формировать первичные ценностные представления о моральных и нравственных нормах поведения. Продолжать знакомство с обитателями морского дна. Развивать умение отличать сказочную русалочку от реального человека.
- «Речевое развитие»: Учить детей конструктивно выражать эмоции, общаться с окружающими вербально и невербально.
- «Художественно-эстетическое развитие»: Приобщать к художественному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Развивать умение эмоционально использовать под музыку соответствующие ей движения, отвечающие литературному отрывку произведения.
- «Физическое развитие»: Учить красиво и грациозно выполнять физические упражнения под музыку, согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.
Предпосылки учебной деятельности: формирование у детей моральных и нравственных норм поведения, чувства сопереживания и сострадания героям сказки. Развитие умение запоминания и пересказывания литературных произведений, эмоционально отображая свое отношение к нему.
Оборудование для педагога: аудиозаписи шума моря, танцевальные и другие мелодии, иллюстрации к сказке, интерактивная доска, ноутбук, красные и зеленые круги по количеству детей.
Оборудование для детей: мешочки по количеству детей, предметы моря (ракушки, камушки, рыбки и т. д.), фигурки людей и животных, коврики для массажа стопы.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель: Дети сегодня мы совершим удивительное путешествие: отправимся в сказку «Русалочка», чтобы ближе познакомиться с героями сказки и помочь им в затруднительных ситуациях. Кто написал эту удивительную сказку? (ответы детей). Вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей). Сейчас мы не войдем в сказку, а вплывем в нее. Под музыку будем медленно-медленно погружаться на морское дно. Вхождение в сказку: включается музыка. Дети выполняют волнообразные движения руками перед собой, затем, продолжая работать руками, медленно приседают и садятся на пятки. После этого медленно опускают руки и расслабляют тело. | Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое. | Аутирование Аудиозапись, показ танцевальных движений | Слово Танцевальные движения под музыку | Развитие свободного общения, диалогической речи. Выразительное выполнение танцевальных движений в соответствии с музыкой | Ребенок, проявляющий любознательность, активность при взаимодействии со взрослым. Ребенок, обладающий развитым воображением, которое реализуется в имитации движений |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель: Вот мы и опустились на морское дно. Оглянитесь вокруг. Что вы видите? Дети «превращают» знакомые предметы в объекты моря и называют их. | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. | Игровая ситуация | Слово, вербальные игровые действия | Развитие воображаемой игровой деятельности детей. | Эмоционально вовлекающийся в предложенную игровую ситуацию, активно взаимодействующий со взрослым |
Воспитатель: А вот и начало сказки: «В открытом море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как стекло. А на самом дне живут русалки. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя, у которого шесть дочерей – 6 прехорошеньких русалочек, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море глазами. День-деньской играли принцессы в дворцовых залах, танцевали с рыбками, другими обитателями и любовались красотами подводного царства. Упражнение №1.«Чудесный мешочек» (камень, ракушка, рыбка, краб, морской конек, кальмар, мидия, креветка). | Познавательное развитие и речевое развитие | Дидактическая игра | Тактильные действия, анализ и синтез, слово | Развитие сенсорного восприятия, умение определить обитателя моря наощупь. Закрепить название морских обитателей. Развитие познавательно-исследовательских действий | Имеющий первичное представление об окружающем (подводном мире), любознательный, активный |
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель: У вас в руках мешочки с небольшими предметами - морскими обитателями. Задание: определите на ощупь предмет в мешочке, догадайтесь, что это за предмет, затем достаньте его, рассмотрите и назовите, правильно вы его определили его или нет. | |||||
Упражнение № 2. «Русалочка и рыбки». Воспитатель: Чем отличаются русалки от рыбок? (Ответы детей). В чем их сходство? (Ответы детей). Чем отличается Русалка от человека? (ответы детей). В чем их сходство? (ответы детей). У русалок также как у рыб есть хвост. Сейчас мы с вами превратимся в рыбок. Давайте поставим ступни крест-накрест (хвостиком) и, не сходя с места, «танцуем», используя только руки. (муз. Сен-Санс «Аквариум», цикл «Карнавал животных»). | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | Наглядность, беседа, ситуативный разговор Показ движений, создание ситуации ассоциации ребенка с русалочкой | Слово Имитация движений | Умение по внешнему виду находить общие и различные черты в облике русалки и человека. Умение проявлять самостоятельность, творчество, через имитацию движений создание образа русалочки | Умеющий сравнивать, анализировать. Умеющий различать условную и реальную ситуацию. Обладающий чувством ритма, умеющий передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. |
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Дети танцуют под музыку, после чего расслабляются, сидя на пятках. | |||||
Воспитатель: Самая младшая из русалочек страстно мечтала побывать на поверхности моря. И когда ей исполнилось 17 лет, она легко и плавно, точно пузырек воздуха, поднялась на поверхность моря. Упражнение № 3. «Пузырек воздуха». Воспитатель: Давайте походим на носочках очень тихо, легко, мягко. Почувствуйте себя пузырьком воздуха, невесомым, воздушным и легким. | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Наглядность, ситуативный разговор Показ движений, создание ситуации ассоциации ребенка с пузырьками воздуха | Слово Имитация движений | Умение следить за развитием сюжета художественного произведения Умение проявлять самостоятельность, творчество, через имитацию движений создание образа воздушных пузырьков | Проявляющий внимание к словесному искусству, с развитым художественно-литературным и эстетическим вкусом Обладающий чувством ритма, умеющий передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. |
Воспитатель: Неподалеку от того места, где вынырнула Русалочка, покачивался на волнах большой корабль. На борту корабля она увидела прекрасного принца с большими черными глазами. Русалочка не могла оторвать от него глаз. Тем временем наступила ночь, стал подниматься ветер, на море начался шторм. | Речевое развитие | Наглядность, ситуативный разговор | Слово | Умение следить за развитием сюжета художественного произведения | Проявляющий внимание к словесному искусству, с развитым художественно-литературным и эстетическим вкусом |
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Упражнение № 4. «Качка». Дети встают, соединяют перед собой концы пальцев, имитируя нос корабля, легко покачиваются из стороны в сторону. Дыхание мягкое и ритмичное: при покачивании в одну сторону – вдох, в другую – выдох (муз. Генделя «Сарабанда», клавесинная сюита). Корабль скрипел и трещал и вскоре разлетелся на щепки | Физическое развитие | Показ выполнения физических упражнений | Выразительное и грациозное выполнение физических упражнений | Развитие физических качеств (выносливости, координации), появление волевых усилий при выполнении заданных упражнений. Умение осознанно имитировать движения | Овладевший основными движениями, стремящийся к физическому совершенствованию |
Воспитатель: Каждый спасался с тонущего корабля как мог. Упражнение № 6. «Спасение». Перед детьми на столе лежат фигурки людей и животных (муз. А.Петрова, увертюра «Укрощение огня). Воспитатель: Все эти существа попали в шторм, но каждый из вас может спасти кого-то одного. Выберите одну фигуру и объясните, почему именно ее вам захотелось спасти? (Ответы детей). | Социально-коммуникативное развитие | Создание проблемной ситуации, ситуативный разговор | Слово, фигурки животных и людей | Формирование таких качеств, как желание прийти на помощь, сочувствие, отзывчивость | Сформированность первичных ценностные представлений о моральных и нравственных нормах поведения |
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Принц уже совсем выбился из сил и потерял сознание, когда ему на подмогу бросилась Русалочка. Она доставила принца к берегу и оставила на песке. Наступило утро. Принц очнулся. А Русалочка с тех пор часто подплывала к берегу и подолгу любовалась принцем. - Как я люблю его, - думала Русалочка. – Ради него я пошла бы на все. Поплыву-ка я к морской ведьме, вдруг она мне как-нибудь поможет. - Знаю, зачем ты пришла! Сказала морская ведьма. - Глупости затеваешь! Ты хочешь взамен рыбьего хвоста получить две подпорки и ходить, как люди! Хочешь, чтобы молодой принц тебя полюбил. – И ведьма захохотала громко и безобразно. Звучит хохот ведьмы. Воспитатель: Ведьма сказала: - Хорошо, я помогу тебе, но должна за это отдать мне свой голос. Я приготовлю волшебное | Речевое развитие | Наглядность, ситуативный разговор | Слово | Умение следить за развитием сюжета художественного произведения. | Проявляющий внимание к словесному искусству, с задатками развития художственно-литературного и эстетического вкуса. |
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
зелье и когда ты его выпьешь, твой хвост раздвоится и превратится в две очаровательные ножки, но тебе будет так больно ходить, как будто тебя пронзают насквозь острым мечом. И запомни, ели принц возьмет в жены другую девушку, то на первой же заре после их свадьбы сердце твое разорвется на части, а ты превратишься в морскую пену. - Пусть будет так, - проговорила Русалочка и побледнела, как смерть. И ведьма заплясала у своего котла, готовя Русалочке зелье. | |||||
Воспитатель: Солнце еще не встало, когда Русалочка поплыла ко дворцу принца. Здесь она выпила острый огненный напиток и ощутила жгучую боль: вместо хвоста у нее две восхитительные белые ножки. Но, когда она встала на них, ей показалось, что она наступает на иглы. Упражнение № 9. «Иглы». Дети наступают на коврики для массажа стоп, прислушиваются | Речевое развитие. Физическое развитие | Наглядность, ситуативный разговор Использование массажных ковриков | Слово Коррекционное упражнение (ходьба | Умение следить за развитием сюжета художественного произведения. Формирование волевых качеств, дать почувствовать | Проявляющий внимание к словесному искусству, с задатками развития художественно-литературного и эстетического вкуса. Проявляющий волевые усилия в различных видах дея-. |
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
к ощущениям в стопах терпеливо сносят полученные ощущения. Воспитатель: Что чувствуют ваши ступни? (Ответы детей). | по массажным коврикам) | состояние героя сказки | тельности | ||
Воспитатель: Принц, увидев Русалочку, спросил, кто она такая и как попала во дворец. Но Русалочка только грустно смотрела на него своими голубыми глазами – говорить она не могла, потому что у нее пропал голос. Принц полюбил Русалочку, но только так, как любят милых, послушных детей, сделать ее своей женой ему и в голову не приходило. И вот однажды принц встретил прекрасную девушку. Ему показалось, что именно она спасла его во время шторма. И принц решил жениться на ней. «Увы! Он не знает, что это я спасла ему жизнь. Как объяснить ему?» - думала Русалочка. | Речевое развитие. | Наглядность, ситуативный разговор | Слово | Умение следить за развитием сюжета художественного произведения. | Проявляющий внимание к словесному искусству, с задатками развития художественно-литературного и эстетического вкуса. . . |
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Упражнение № 10. «Объяснение». Воспитатель или один из детей – «принц», остальные «русалочки». Каждая «русалочка» молча, при помощи мимики, жестов, движений тела пытается объяснить «принцу», что это именно она спасла ему жизнь во время шторма. Воспитатель: Принц так и не понял, что хотела сказать ему Русалочка. И вот настал день свадьбы и последний день ее жизни. Рано утром Русалочка вышла на берег моря, посмотрела на небо: там разгоралась утренняя заря. Русалочка бросилась в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной. Лучи солнца любовно согревали морскую пену, и Русалочка не чувствовала, что умирает. Она видела ясное солнце, и перед ней плавали в воздухе какие-то | Речевое развитие Речевое развитие. | Постановка в определенную ситуацию Наглядность, ситуативный разговор | Жест, мимика, движения Слово | Обучение невербальной речи, выражению своих чувств и желаний при помощи мимики и жеста Умение следить за развитием сюжета художественного произведения. | Обладающий чувством справедливости, сострадания к окружающим Проявляющий внимание к словесному искусству, с задатками развития художественно-литературного и эстетического вкуса. . |
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
прозрачные, волшебные создания. - Куда я иду? – спросила их Русалочка. - К дочерям воздуха! И Русалочка протянула свои руки к солнцу. Упражнение № 11. «Воздушная морская пена». Дети танцуют произвольный танец (муз. С.Рахманинова «Вокализ»). | Художественно-эстетическое развитие | Аудиозапись, наглядность, слово | Произвольные танцевальные движения | Умение произвольно изображать движения в соответствие темпом и настроением музыки | Освоивший произвольные танцевальные движения, умеющий отобразить образ в движениях в соответствии со звучащей музыкой |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Какие чувства навеяла на вас эта сказка? Почему? (Ответы детей). Предлагаю вам оценить самим: как вы справились со всеми заданиями. Если считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то возьмите красный кружок. Если считаете, что справились хорошо, но с помощью воспитателя и товарищей, то – зеленый кружок. Поднимите кружки те дети, кто взял красные кружки, а теперь – зеленые кружки. Вопросы к детям с зелеными кружками: Почему поднял зеленый кружок? Что тебе не удалось? Что не сумел? Что было трудно? Что не получилось? Сейчас вы можете отдохнуть, а на следующем заня- | Речевое развитие | Слово, круги красного и зеленого цвета | Слово, круги красного и зеленого цвета | Опираясь на свои знания и умения, давать оценку поступкам героев литературных произведений. Развитие навыков самоконтроля, самокритичности | Владеющий активной речью, умеющий рассуждать, давать правильную оценку своим действиям и действиям окружающих людей (литературным героям). |
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
тии вы будите рисовать Русалочку, морское царство, принца и его дворец. Можете придумать свой конец к этой сказке и потом рассказать его всем. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А вот и начало сказки… В открытом море вода синяя, как лепестки васильков и прозрачная как стекло.
На самом дне живут русалки. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя, у которого 6 дочерей – шесть прехорошеньких русалочек, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы с синими, как море глазами. День – деньской играли принцессы в дворцовых залах, танцевали с рыбками и любовались красотами подводного царства.
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Русалочка и рыбки» Самая младшая из русалочек мечтала побывать на поверхности моря. Когда ей исполнилось 15 лет, она легко и плавно точно пузырек воздуха, поднялась на поверхность. Игра «Пузырек воздуха»
Неподалеку от того места , где вынырнула Русалочка, покачивался на волнах большой корабль.
На борту корабля она увидела прекрасного принца с большими черными глазами. Русалочка не могла оторвать от него глаз. Тем временем наступила ночь, стал подниматься ветер, на море начался шторм. Игра «Качка»
Корабль скрипел и трещал и вскоре разлетелся на щепки.
Принц уже совсем выбился из сил и потерял сознание, когда ему на подмогу бросилась Русалочка. Она доставила принца к берегу и оставила на песке. Наступило утро и принц пришел в себя. А Русалочка с тех пор часто подплывала к берегу и подолгу любовалась принцем.
Как я его люблю, - думала Русалочка. – Ради него я пошла бы на все. Поплыву ка я к морской ведьме, вдруг она мне как- нибудь поможет.
- Знаю, зачем ты пришла, глупости затеваешь! Ты хочешь взамен рыбьего хвоста получить две подпорки и ходить как люди. Хочешь, чтоб молодой принц полюбил тебя.
Ведьма сказала : «Хорошо, я помогу тебе, но ты должна отдать мне свой голос. Я приготовлю волшебное зелье, когда ты его выпьешь, твой хвост раздвоится и превратится в две очаровательные ножки, но тебе будет так больно, как будто тебя пронзают насквозь острым мечом. И запомни, если принц возьмет в жены не тебя, а другую, то на первой же заре после свадьбы сердце твое разорвется на части, а ты превратишься в морскую пену.
Солнце еще не встало, когда Русалочка поплыла ко дворцу принца. Здесь она выпила острый огненный напиток и ощутила жгучую боль: в место хвоста у нее выросли две восхитительные белые ножки. Но когда она встала на них, ей показалось, что она наступает на иглы. Игра «Иглы»
Принц, увидев Русалочку, спросил, кто она такая и как попала во дворец. Но Русалочка только грустно смотрела на него своими темно-голубыми глазами- говорит она не могла, потому что у нее пропал голос. Принц полюбил Русалочку, но только так, как любят милых, послушных детей. Игра «Объяснение»
Рано утром Русалочка вышла на берег моря, посмотрела на небо: там разгоралась утренняя заря. Русалочка бросилась в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной. Лучи солнца согревали морскую пену, и Русалочка не чувствовала, что умирает. Она видела ясное солнце и перед ней плавали в воздухе какие то прозрачные волшебные создания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...