"Знакомство с творчеством Владимира Сутеева через изучение его сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Обобщить знания детей о творчестве В.Г. Сутеева; упражняться в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; упражнять в умении рассказывать сказки связно, в логической последовательности; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов; упражнять детей в беге, в умении действовать по словесной инструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_suteeva.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Знакомство с творчеством Владимира Сутеева через изучение его сказок» для старшей группы.
Цель: развитие связной речи детей на основе использования метода наглядного моделирования.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей о творчестве В.Г. Сутеева; упражняться в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; упражнять в умении рассказывать сказки связно, в логической последовательности; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов; упражнять детей в беге, в умении действовать по словесной инструкции.
Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости, воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность, воспитывать любовь к художественной литературе.
Развивающие: развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание, связную речь, мелкую и общую моторику, развивать познавательный интерес.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, театрализованная.
Формы организации деятельности детей: беседа, дидактическая игры и упражнения, пересказ литературных произведений, игра-драматизация, решение проблемных ситуаций, подвижная игра.
Подготовка к занятию: портрет В.Г. Сутеева; книги В.Г. Сутеева; картинки с изображением: корабля, корабельного штурвала, паруса, якоря, спасательного круга, моря; иллюстрации к сказкам В.Г. Сутеева; перчаточная кукла «Кот»; ширма; корзинка с мягкими игрушками; настольный театр по сказке В.Г.Сутеева «Под грибом»; музыкальный треугольник; колокольчик; сундучок; 10 красных кругов; 10 зелёных кругов; 10 жёлтых кругов.
Предшествующая работа: познавательный творческий проект «По сказкам В. Сутеева»
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
- Дети, давайте поздороваемся с гостями.
Дети здороваются.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, пожалуйста, что я вам скажу, и попробуйте догадаться, о ком идёт речь.
- И были у него три волшебные палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмёт одну – сказка сочиняется, возьмёт две других – иллюстрация чудесная выходит, красочная. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!
- Как же звали этого доброго волшебника?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Да, этого доброго волшебника зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Вот его портрет (воспитатель демонстрирует портрет В.Г. Сутеева).
- Владимир Григорьевич Сутеев родился больше 100 лет назад в семье врача. Но его отец не только лечил людей, он ещё увлекался живописью, часто пел и читал книги своим сыновьям, которые с большим интересом его слушали. Наверное, именно поэтому маленький Володя, впоследствии, стал добрым волшебником.
- Что же волшебного создал Владимир Сутеев?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Правильно, Владимир Сутеев сочинял разные истории, иллюстрировал детские книги и создавал для ребят мультфильмы. Он был и писателем, и иллюстратором, и мультипликатором.
- У каждого человека есть своя мечта. Наверное, каждый из вас мечтал когда-нибудь очутиться в сказке: увидеть волшебный мир в замочной скважине, заглянуть в таинственную шкатулку и встретиться с её крохотными обитателями или открыть книгу и оказаться в Тридевятом царстве.... Мечтали вы об этом?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Сегодня мы отправимся в море сказок, которые всю жизнь создавал добрый волшебник Владимир Сутеев. Хотите отправиться в путешествие по морю сказок?
Дети отвечают на вопрос.
2. Основная часть
Воспитатель:
- На чём можно путешествовать по морю?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Да будем путешествовать на корабле. Вот он (воспитатель демонстрирует картинку с изображением корабля). Но прежде чем отправиться в путешествие нам нужно посмотреть на карту. А для чего путешественникам нужна карта?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Подойдите, пожалуйста, сюда, посмотрим на карту (воспитатель показывает рисунок с картой, дети подходят к карте и изучают ее).
- Перед вами огромное море с множеством островов. Каждый остров – это определённая сказка В.Сутеева. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». Я вам буду показывать иллюстрацию к сказке, а вы будете называть её.
Воспитатель показывает картинки с иллюстрациями к сказкам В. Сутеева, дети называют сказки.
Воспитатель:
- Молодцы, все сказки назвали правильно! Пора отправляться в путь. Подходите к кораблю.
- Проходите на корабль. Занимайте места! Сядьте правильно. Кто главный на корабле?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Капитаном будет (воспитатель называет имя ребенка, который будет капитаном). А мы все будем помогать капитану вести корабль. Поднять якорь.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)
- Вот мы и приплыли с вами на первый остров. Бросить якорь. Выходите и проходите сюда. Садитесь. Сядьте правильно.
Дети садятся.
Воспитатель:
- Что перед вами?
Дети отвечают на вопрос ( следы).
Воспитатель:
Как вы думаете, чьи это следы?
Дети отвечают на вопрос (животного, кошки).
Воспитатель:
- Чем похожи и чем отличаются эти следы?
Дети отвечают на вопрос (похожи формой, отличаются цветом).
Воспитатель:
- Какого цвета следы?
Дети отвечают на вопрос (белого)
Воспитатель:
- Что ещё бывает белого цвета?
Дети отвечают на вопрос (мука, сахар, снег, соль, вата).
Воспитатель:
- Какие животные серого цвета?
Дети отвечают на вопрос (слон, волк, заяц, мышь).
Воспитатель:
- Что бывает чёрным?
Дети отвечают на вопрос - ночь, земля, краска, сажа.
Воспитатель:
- Ой, а кто это?
Воспитатель берет игрушку кота и говорит от его имени.
Кот:
Здравствуйте, ребята!
Я – котёнок самый чёрный,
Очень долго я играл,
Прыгал, бегал и гулял,
И братишек потерял!
Где же белый?
Где же серый?
Помогите отыскать,
Вам, ребятки, надо вспомнить
И мне сказку рассказать!
Воспитатель:
- А из какой сказки этот котёнок?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Давайте расскажем эту сказку и поможем отыскать других котят.
Кот:
- А помогут вам в этом книги В. Сутеева.
Воспитатель читает сказку В. Сутеева «Три котёнка».
Кот:
Вот спасибо, ребята, вы помогли мне найти моих братишек-шалунишек! Ну а мне пора идти, до свидания, ребята.
Воспитатель:
А в каких сказках В.Сутеева ещё встречаются коты и котята?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- А что делал кот в сказке «Кот-рыболов»?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Отправляемся на пруд.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением пруда.
Воспитатель:
- Ребята, а где живут рыбы?
Дети отвечают на вопрос (в воде).
Воспитатель:
- С помощью чего рыбы дышат в воде?
Дети отвечают на вопрос (с помощью жабр).
Воспитатель:
- Чем покрыто тело рыб?
Дети отвечают на вопрос (чешуёй).
Воспитатель:
- А откуда появляются маленькие рыбки?
Дети отвечают на вопрос (из рыбьей икры).
Воспитатель:
- Назовите рыб, которых вы знаете.
Дети отвечают на вопрос (карась, щука, сом, пескарь, карп…).
Воспитатель: Рыбки плавают в воде,
Весело играют,
Хвостиком виляют,
Друг друга догоняют!
Воспитатель:
- Нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль. Поднять якорь.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)
Воспитатель:
- Вот мы и приплыли с вами на второй остров. Бросить якорь. Выходите и идите за мной. Садитесь. Сядьте правильно.
Дети садятся правильно.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри.
- Ой, здесь какие-то фигурки.
- Из какой сказки эти персонажи? Кто её написал?
Дети отвечают на вопрос.
Давайте покажем сказку.
Настольный театр по сказке В.Сутеева «Под грибом» (по мотивам сказки В.Г.Сутеева «Под грибом»).
Воспитатель:
Как-то раз застал муравья сильный дождь.
Увидел муравей на полянке маленький грибок и спрятался под ним.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая бабочка.
Бабочка: Муравей, муравей, пусти меня под грибок. Крылышки мои намокли – лететь не могу!
Муравей: Куда же я тебя пущу? Тут места нет.
Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил муравей бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо мышка.
Мышка: Пи-пи-пи. Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.
Мышка: Потеснитесь немножко.
Бабочка: Ну ладно.
Потеснились, пустили мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...
Мимо гриба воробей скачет и плачет.
Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.
Воробей: Пустите, пожалуйста!
Бабочка: Ну ладно.
Подвинулись – нашлось и воробью место. А тут заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Заяц: Спрячьте, спасите! За мной лиса гонится!
Все: Жалко зайца. Прячься скорей.
Только спрятали зайца – лиса прибежала.
Лиса: Зайца не видели?
Все: Нет, не видели!
Подошла лиса поближе, понюхала.
Лиса: Не тут ли он спрятался?
Все: Нет, его здесь нет.
Махнула лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба – радуются и веселятся.
А муравей задумался и говорит.
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Воспитатель:
-Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец! Все вы молодцы!
- Нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль. Поднять якорь.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)
Воспитатель:
- Вот мы и приплыли с вами на третий остров. Ребята, перед вами волшебный туннель. Чтобы попасть в туннель нужно выполнить задание. Я вам буду говорить слово, а вы мне - противоположное по смыслу, например: я скажу - горячий, а вы говорите – холодный.
Игра «Наоборот».
Короткий – длинный, мокрый – сухой, сладкий – кислый, слабый – сильный, маленький – большой, тонкий – толстый, лёгкий – тяжёлый, пушистый – колючий, твёрдый – мягкий, злой – добрый, плохой – хороший, грустный – весёлый.
Воспитатель:
- Перед вами картинки. Из какой сказки эти картинки?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Давайте, разложим эти картинки по порядку и расскажем сказку.
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
Воспитатель:
- Ну а нам пора возвращаться домой. Проходите на корабль. Поднять якорь.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)
Воспитатель:
- Вот мы и приплыли с вами в детский сад. Бросить якорь. Выходите в центр зала и вставайте передо мной.
Воспитатель:
- Ну что, понравилось вам путешествие по морю сказок?
- В каких сказках мы с вами побывали?
- Кто написал все эти сказки?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель:
- Что больше всего вам понравилось?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Посмотрите, здесь разноцветные круги.
- Кому понравилось путешествовать, было интересно и весело – возьмите, пожалуйста, красный круг.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Кому было не очень интересно – возьмите зелёный круг.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- А кому вообще не понравилось, было скучно и неинтересно – возьмите жёлтый круг.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Все вы очень дружные, многое знаете и умеете, и всегда помогаете друг другу. Мы вас всех благодарим за активное участие в этом путешествии и хотим преподнести вам сказочные раскраски с наклейками.
Воспитатель раздаёт подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Знакомство с творчеством В. Сутеева "Эти замечательные сказки" в рамках тематической недели "Книжкина неделя"
Проект "Знакомство с творчеством В. Сутеева "Эти замечательные сказки" в рамках тематической недели "Книжкина неделя"...
Мини-проект «Ознакомление с творчеством Владимира Сутеева»
- познакомить детей с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Сутеева;- расширять кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В.Сутеев «Сказки и картинки»;- совершенствовать ...
Конспект занятия "Знакомство с творчеством В.Сутеева"
Конспект занятия "Знакомство с творчеством В.Сутеева по проектной деятельности "Волшебный мир искусств"...
Знакомство с творчеством Владимира Шаинского
Досуг для детей старшего дошкольного возраста о жизни и творчестве композитора Владимиа Шаинского...
Педагогический проект "Волшебный мир сказок Владимира Сутеева"
Данным проектом хотелось помочь родителям, детям найти книги для семейного чтения, которые им помогут создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Повысился уровен...
Проект «В мире сказок Владимира Сутеева»
laquo;В мире сказок Владимира Сутеева»Вид проекта:Групповой, познавательный, творческий, игровой.Сроки реализации:краткосрочный с 14.10.2019 по 23.10.2019Участники проекта:дети, вос...
«Знакомство с творчеством С. Я. Маршака «По страницам сказок»
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака» Цель проекта: создание условий для знакомства детей с творчеством С. Я. Маршака. Задачи проекта:...