Влияние колыбельных песен на детей
статья по развитию речи на тему
В статье раскрывается роль колыбельных песен в восптании детей, их значение в жизни народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье раскрывается роль колыбельных песен в восптании детей, их значение в жизни народа | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние колыбельных песен на детей
Чего не было в детстве, что через детство не прошло того нет и в культуре. Детство не отравлено массово усредненным взглядом на мир, и поэтому явление масс культуры временны и проходящи. Детство не знает угодливости и фальши – значит, не может быть долговечной культура, в основе которой эти качества.
Е. Макарова « В начале было детство»
Можно без ошибки сказать, что первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня. Под колыбельные песни росли и входили в жизнь сотни поколений. В колыбельной песне высказывались материнские надежды и желания видеть свое дитя добрым справедливым красивым духовно и физически. Эти извечные материнские мечты высказываются таким нежными, идущими от любящего сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.
Колыбельная песня - песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.
Колыбельная песня дает ключ к поэтическому открытию мира. До года ребенок внимательно слушает, наблюдает за мимикой, за жестами говорящего и поющего человека, улавливает по ним смысл того что говорит взрослый. С 11 месяцев у ребенка начинается переход от фонематической речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова отличающиеся друг от друга одной фонемой. Этот период длится три года и заканчивается на четвертом году жизни. В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды.
Колыбельные песни пели матери, бабушки, няньки, укачивая младенца на руках, они знали, что спокойный длительный сон – необходимое условие здоровья и роста ребенка, но также думали, что для развития ребенка необходимо постоянное общение к нему с речью, словом, песней. Колыбельные песни приобщают ребенка к человеческой речи, знакомят с окружающими людьми, предметами, животными, содержат элементарные нравоучения, учат добру. Однако самое действенное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская любовь и нежность, составляющая стихию колыбельных песен. Общеизвестно отношение в народе к детям как к благу счастью смыслу к жизни.
В песнях мать обращается к ребенку с самыми сокровенными словами милый, хороший, дорогой, желанный, пригожий, богоданный, умоленный, солнышко, рыбка, котик. Сколько слов не придумает мать, укачивая дитя – голубушка, соколанушка, золотиночка
Назначение колыбельных песен обуславливало и особую форму исполнения пение до тех пор пока ребенок не уснет.
Существует несколько типов колыбельных песен: традиционные колыбельные их более 30; импровизационные колыбельные связанные с традициями; произведения иных жанров исполненные как колыбельные в том числе и авторские. Жанр очень древний его связь почти генетическая с заговорами .
Спи дитя здорово,
Вставай весело.
Спи по ночам,
Расти по часам.
Колыбельные песни по сюжету и тематикам довольно разнообразны, но, тем не менее, можно выделить несколько видов. К первому виду стоит отнести колыбельные, где рассказывается о самом ребенке, о том какой он, о его сновидениях. Ко второму виду принадлежат колыбельные-истории, своего рода сказки в песнях, их цель состоит в том, чтобы знакомить маленького человека с миром, который его окружает. В таких колыбельных рассказывается про птиц, животных, людей и их взаимоотношениях. Третий вид колыбельных песен связан с тематикой эмоционального мира матери. Сюда относятся мысли и чувства мамы по отношению к ребенку, её пожелания для него, мечты связанные с его будущим. Такой сюжет призван создавать для ребенка атмосферу любви и безопасности.
Ребенок не только замена отцу матери, но и трезвое осмысление своего материнско-отцовского положения возлагает особую миссию воспитания поколения и пожелание ему лучшей доли.
Недаром няни кормилицы в богатых домах были зачастую просто крестьянки, знающие много колыбельных песен, повествующих о жизни и быте своего времени.
В народе умение « водится» с ребенком передавалось от поколения к поколению. Колыбельные пели, чуть ли не с 6 лет, когда оставались за нянек. Сочиняли сами дети поэтому и словом владели лучше, ведь с них начиналась жизнь. « Песня всегда была на слуху и на сердце.» « Как жемчуг падало на блюдо песня !» писал великий ученый и этнограф фольклорист К.П. Гемпт, в своей книге « Сказ о беломорье» , записывая колыбельные песни и сказания.
Но почему мы не можем помнить о них, но интуитивно почти на генетическом уровне всплывает « бабайка» «мамай» « буки». Ученые доказали, что прогрессом формирования занимается сеть нервных клеток, которая создается в 6-18 месяцев. На этом этапе создается краткосрочная и долгосрочная память. Но если наша память достигла нужного уровня, почему мы забываем детство? Оказывается, это происходит из-за отсутствия возможности связать события со словами т.к. мы не умеем говорить, еще и не знаем слов, которыми можно описать какое либо событие. Известны случаи, что мы можем лишь вспомнить какие-то отрывки, обрывки. Пусть это будут добрые руки матери и отца и ласковые колыбельные песни.
А пока в колыбелях спят малыши, над ними заботливый голос матери желает спокойной ночи. Но вот колыбельных становится в обиходе все меньше и меньше. И хочется сказать, мамы сочиняйте свои колыбельные, это очень важно! Все колыбельные мира сходны в своих родительских чаяньях, что наделяет их неоспоримыми правами на мир. Во всех случаях взаимной вражды житейской или национальной, матери имеют право спрашивать со своих взрослых детей за их проступки и наставлять их как в раннем детстве, на путь человечности и взаимопонимания. Как нужен именно в наши дни этот голос матерей!
Душа народа в песне, какой бы она не была то ли обращение к ребенку народу. В ней правда, память , великая жизненная сила народного духа и чаянья.
Все мы на земле гости, но уходя оставляем свой след, то что мы вложим в души ребенка. Можно разрушить дома затоптать землю, уничтожить людей, но если останется хоть один человек, который засеет землю и запоет песню, народ будет жить.
Список литературы
- Гемп К.П « Сказ о беломорье» М. 2004г.
- Макарова Е.Г. « В начале было детство» М.: Педагогика 1990г.
- Мартынова А.Н. « Потешки считалки небылицы» М.: 1989г.
- Ховратович В. « Колыбельная человечности» Учительская газета № 36 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние колыбельных песен на детей и взрослых.
Концультация для родителей...
Влияние колыбельных песен на взрослых и детей.
Этот материал будет полезен настоящим и будущим мамам....
"Влияние колыбельных песен на детей и взрослых"
Консультация дл родителей....
Консультация для родителей "Влияние колыбельных песен на сон детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Влияние колыбельных песен на сон детей раннего возраста" , примеры колыбельных песен....
Влияние колыбельных песен на детей и на взрослых
Консультация для родителей...
"Влияние колыбельных песен на детей и взрослых"
Колыбельнве песни...
Влияние колыбельных песен на детей.
Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.Хлеб питает тело человека, а колыбель – душу....