Весеннее путешествие по родному краю
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
«Весеннее путешествие по родному краю»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Нижегородской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», « Познание», «Социализация», « Чтение», «Здоровье», «Безопасность», « Физическая культура», «Музыка», « Художественное творчество».
Предварительная работа: чтение стихов о Родине, заучивание некоторых из них, прослушивание песен о Родине, беседа о нашей Родине( как называется наша планета, наша страна, наш город ), рассматривание иллюстраций с природой, животными родного края, беседы о природе и животных родного края, о заповедниках и Красной книге Нижегородского края, чтение и отгадывание загадок о деревьях и цветах, составление рассказов о животных (медведе, еже), чтение и объяснение пословиц о природе, рисование и лепка растений и животных родного края, игровое упражнение « Из следа в след», дидактические игры « Помоги птицам», « Найди лишнего животного», « Найди по описанию», «Чего не стало», проведение психогимнастики «Бабочки» , «В гармонии с природой».
Оборудование: иллюстрации весны, растений ( осина, дуб, рябина, ель, берёза, подснежник, ландыш, одуванчик, нарцисс, тюльпан, колокольчик), птиц (ласточка, скворец, лебедь, журавль, клёст, дятел, ворона, синца), мягкие игрушки (лиса, заяц, белка, ёж, медведь, слон, обезьянка), плакат с пословицей, карта заповедников и Красная книга Нижегородской области, схемы-модели «Весна», «Медведь», «Ёж», «Правила поведения в природе», декорации леса ( искусственная ель, нарисованные ель и берёза, силуэты разных птиц, солнышко, облачко, пеньки, цветы), запись песен М. Бернесса «С чего начинается Родина?», Ю. Антонова « Не рвите цветы», мелодия «Полёт бабочки», грамзапись «Пение птиц, звуки леса».
Методы и приёмы: аутотренинг, прослушивание песни, беседа, чтение стихотворений, рассказы по схемам-моделям, использование наглядных пособий (иллюстрации, мягкие игрушки, плакат, декорации), сюрпризный момент, физкультминутка, дидактические игры, ТРИЗ, чтение и отгадывание загадок, рассказ воспитателя, динамическая пауза, релаксация, чтение пословицы, музыкальное сопровождение, выводы.
Ход НОД :
1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют планету, страну, область, город)
Да, мы с вами живём в Нижегородском крае, для нас он родной.
Нижегородский край родной, на карте мира
Ты даже меньше чем кленовый лист.
У нас в сердцах, наш край Нижегородский милый.
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
Ребёнок:
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
Воспитатель: Да, ребята, наша Родина – это и природа нашего края, которую мы должны беречь, охранять, заботиться о ней, а она отблагодарит нас своими дарами.
-- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Весна)
Давайте вспомним признаки весны (ответы детей по схеме-модели).
2. Путешествие по родному краю.
--Ребята, а хотите отправиться в весенний лес, увидеть природу родного края?
--Отлично! Мы отправляемся в природу, а значит, должны быть аккуратны и внимательны. Идём по дорожке «Из следа в след». Вот мы и в лесу.( грамзапись «Пение птиц, звуки леса»)
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Посмотрите, как ослепительно сияет солнце, небо – синее- синее, а по нему плывут ,словно белые комья ваты, пушистые облака. Ребята , что вы чувствуете? Какие звуки вы слышите? А каких птиц вы знаете? Какие птицы называются перелётными? А какие – зимующими? (Ответы детей)
--Ребята, вы ничего не слышите? Кажется, где-то птицы галдят, шумят. Пойдёмте посмотрим. И правда, они спорят , кто из них –перелётные, а кто – зимующие. Давайте поможем им разобраться. (Д/ и «Помоги птицам» )
--Птицы благодарны вам , ребята. Вот сколько много разных птиц живёт в нашем родном крае.
--Ребята, прислушайтесь, присмотритесь. Кажется, там зайчик спрятался за кустом, а вон белочка прыгнула с ветки на ветку. Скажите, что происходит с этими животными весной? (ответы детей).
--Посмотрите, похоже на берлогу. Кто в ней живёт? Что с ним происходит? А какие ещё животные посыпаются весной? (Ответы детей)
--Ребята, расскажите , пожалуйста, об этих животных.( Рассказы детей по моделям-схемам о медведе и еже.)
--Ребята, посмотрите, здесь так много животных! Но кажется, кто-то лишний. Скажите, кто. ( Ответы детей. Д/и « Найди лишнего животного»)
Воспитатель: А что происходит с растениями весной? (ответы детей) Какие деревья растут в наших лесах? Мы это узнаем, если вы отгадаете загадки.
1) Никто её не пугает, 2)Весною зеленела,
А она вся дрожит. (Осина) Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
3)Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч, 4)Что же это за девица?
Не боюсь ни гроз, ни туч. Не швея, не мастерица,
Я кормлю свиней и белок- Ничего сама не шьёт,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб) А в иголках круглый год? (Ель)
5) Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. .. (Берёзки).
--Наша белоствольная красавица нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины. Это чудо-дерево. У неё единственной в мире – белая кора, тонкая, нежная. Дерево могло бы получить ожоги, а так не опасно: белый цвет отражает лучи. Прикоснитесь в жаркий день к стволу дерева – она остаётся прохладной. Народ полюбил её, ласково называет берёзонькой. А русские поэты написали много стихов о ней.
Ребёнок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Воспитатель: Какие весенние цветы вы знаете? Мы узнаем это, если вы отгадаете загадки:
1) На проталинке в лесу 2) На зелёной хрупкой ножке
Первым встретил я весну. Вырос шарик у дорожки.
Я мороза не боюсь, Ветерочек прошуршал,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник) И развеял этот шар. (Одуванчик)
3) На зелёном шнурочке 4) Мой цветок , как блюдце,
Белые звоночки. В середине – чашечка,
Знают даже малыши , Чтобы пить могла росу
То лесные. .. (Ландыши). Каждая букашечка. (Нарцисс)
5) На стебле зелёном 6) Эх, звоночек, синий цвет,
Рос красный бокал, С язычком , а звону нет. (Колокольчик)
Нектаром он бабочек
Всех угощал. (Тюльпан)
Воспитатель: Сколько прекрасных цветов в нашем родном крае! Давайте отдохнём на солнечной лужайке. (Дети садятся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, на которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.(звучит мелодия «Полёт бабочки»)
3.Беседа о заповедных местах нашего края.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое заповедник?
- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?
- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
( Ответы детей)
- Давайте вспомним правила поведения в природе. ( Ответы детей по картинкам-схемам.)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Наша задача – любить и охранять природу родного края.
А наше путешествие по родному краю закончилось. Пора возвращаться в детский сад. Идём по дорожке « Из следа в след». ( Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы» )
- Ребята, скажите, что вам понравилось больше всего в путешествии по родному краю?( ответы детей )
- И теперь, ребята, мы с вами твёрдо знаем, что наша обязанность – любить и защищать свой родной край!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 4»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
«Весеннее путешествие по родному краю»
Подготовила и провела
Сулимова Л. С.
Арзамас, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.
Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...
Конспект физкультурного занятия в средней группе "Путешествие по родному краю"
Конспект физкультурного занятия в средней группе Путешествие по родному краю«Ехау казачник Бай»http://vip-file.com/downloadlib/604029490668051632565483-61656.60f4c7f41719e473822a3392d992/Заняти...
тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа
тема: «Путешествие по родному краю» Программные задачи: Продолжать учить пользоваться как краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...
Конспект познавательной деятельности по развитию речи "Путешествие по родному краю".
Этот материал позволит обобщить знания детей в умении различать город и населенный пункт (станицу), устанавливать связь между образом жизни домашних животных и человека....
"Путешествие по родному краю"
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе...
НОД "Путешествие по родному краю"
Конспект НОД для детей с ОВЗ...
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....