План-конспект занятия по развитию диалогической речи в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Эйснер (Яровикова) Екатерина Викторовна

Данный план-конспект предполагает использование диалогической речи на занятии по развитию речи. Основная особенность, что в основе лежит региональный компонент, а именно использование башкирской народной сказки "Лиса-сирота".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_k_sessii.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по развитию диалогической речи в средней группе.

(По мотивам башкирской народной сказки «Лиса-сирота»).

Программные задачи:

-формировать у детей художественно-образные выразительные средства (интонация, мимика и пантомимика);

-развивать речь, закреплять навыки правильной речи, усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);

-активизация и пополнение активного словаря детей;

-совершенствование грамматического строя речи детей, развитие звуковой культуры речи;

-развитие монологической и диалогической речи детей;

-побуждать детей участвовать в драматизации знакомых сказок.

 

Предварительная работа:

-чтение русских и башкирских народных сказок «Заюшкина избушка», «Медведь и пчелы», «Лиса-сирота»;

-игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка»;

-рассматривание иллюстраций к русским и башкирским народным сказкам, составление рассказа по сюжетным картинкам к сказкам;

-пантомимические этюды «Животные», «Эмоции».

Материалы и оборудование:

большой домик для драматизации, плоскостной настольный театр «Заюшкина избушка», маски с изображением эмоций, костюмы героев сказки «Лиса-сирота», декорации домика и убранства избы.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Воспитатель:

-Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

-Предлагаю отправится вам с интересное путешествие. На чем можно путешествовать? (ответы детей). А мы сегодня полетим на воздушном шаре.

Но для начала нам с вами нужно его надуть. Давайте встанем в круг. Возьмем воображаемый насос и под звук «Ф-ф-ф! будем надувать шар. Воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать - рывками, произнося звук «ф-ф-ф-ф»

(дети имитируют надувание шара).

-Ну что, шар надули и полетели! С высоты все внизу кажется таким маленьким (воспитатель вместе с детьми прикладывают руку «козырьком»), пролетаем моря, леса и поля. А вот и полянка, которая нам нужна. Надо приземляться, для этого немного сдуем наш воздушный шар. Давайте покажем, как воздушный шар сдувается. Делаем вдох через нос и выдыхаем воздух со звуком «с-с-с-с». Вот мы и приземлились.

-Давайте оглядимся, куда это мы попали? В страну сказок!

(На столе плоскостной театр «Заюшкина избушка»).

-Что это за сказка? (ответы детей). Кто герои этой сказки? (ответы). Что с ними произошло? Что случилось с зайкой, когда лиса прогнала его из дома? Как повели себя звери? Давайте попробуем изобразить, как они радовались и как плакали?

Игра «Зеркала»

Дети располагаются на стульчиках. Воспитатель показывает маску, на которой изображена эмоция. Дети называют ее, а затем показывают.

-Какое настроение передает эта маска? Я ее сейчас надену, а вы станете моими зеркалами и изобразите такое же настроение.

Воспитатель надевает 4-5 масок с эмоциями (радость, грусть, злость, страх и т.д.)

-Давайте встанем в круг и поиграем в игру. Мы попробуем изобразить героев этой сказки.

Дети с помощью пантомимы изображают животных, героев сказки «Заюшкина избушка».

Воспитатель: а вот и третья сказка… Что это за избушка стоит? Из какой она сказки? (Лиса-сирота). У меня есть волшебный сундучок, а в нем, посмотрите, костюмыи зверюшек. Все они герои этой сказки. Давайте поиграем с вами в сказку «Лиса-сирота».

Воспитатель надевает нескольким детям маски, шапочки или элементы костюма.

Воспитатель - читает сказку.

Воспитатель:

-Однажды весной встретились медведь, волк, собака и заяц. Они пожаловались друг другу на то, как плохо жилось им зимой: было холодно и трудно добывать пищу. И стали они держать совет.

Медведь:

 - Давайте жить вместе, так будет лучше!

Воспитатель:

-Все согласились с этим. Построили они избу на лесной поляне и начали жить вместе. Воспитатель:

-Как-то раз медведь говорит:

Медведь:

- Друзья, пора готовиться к зиме: надо бы купить нам корову. Собака будет пасти ее. Глядишь, к зиме наберем батман масла.

Воспитатель:

-Остальные охотно согласились с медведем.

(Животные кивают, поддакивают)

Воспитатель:

-В тот же день они пошли на базар, продали шкурки убитых ими зверей и на вырученные деньги купили корову. Собака каждый день выводила корову на поляну и пасла ее, а волк каждый вечер доил ее. Заяц выведывал, где лучше трава для коровы, а медведь распоряжался всем хозяйством.

Воспитатель:

-Так прошло все лето, и к осени друзья собрали целый батман топленого масла.

Медведь:

- Надо поставить батман с маслом в избу, под крышу. Пусть никто пока не трогает масло. Собака:

-Когда наступит зима, будем брать его понемногу…

Заяц:

-И жарить картошку…

Воспитатель:

-Опять все согласились с медведем - батман с топленым маслом подняли и, спрятали под крышей избы.

(Заходят в избу, накрывают на стол пиалы, ставят самовар, чак-чак, в это время звучит музыка).

Воспитатель:

-Однажды вечером они сидели за чаем: вдруг кто-то постучался.

Медведь:

-Кто, интересно, в такой поздний час?

Собака:

-Тяв!Тяв! Пусть заяц откроет.

(Заяц пошел открывать)

Воспитатель:

-Видят - пришла лиса, а в лапе кумган держит, а сама кроткая, тихая и низко кланяется.

Лиса:

- Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый вечер!

Заяц (сжавшись, дрожа, заикаясь)

-Здравствуйте!

Волк:

-Заходи кума!

Медведь:

-Ну, здравствуй лиса! (недоверчиво).Садись с нами чай пить. Заяц, не трясись ты! Принеси еще пиалу.

Воспитатель:

-Села лиса за стол и начала говорить тихо и скромно:

Лиса:

- Я одинокая сирота. Возьмите и меня в свою семью.

Медведь:

- Ладно, сегодня будем держать совет, взять или не взять тебя в нашу семью, завтра придешь за ответом.

Воспитатель:

-Лиса поблагодарила хозяев за чай и ушла.

(Лиса кланяется и уходит)

Собака:

- Жаль ее.

Заяц:

-Такая она скромная и тихая.

Волк:

-Может надо принять?

Воспитатель:

-На другой день утром пришла лиса. Объявили звери о своем решении принять ее в свою семью. И стала лиса жить у них.

(в этот момент Лиса подметает, зайцу подносит капусту, на стол накрывает)

Воспитатель:

-Вела она себя скромно, всех слушалась и всеми силами старалась угождать не только медведю, волку и собаке, но даже и зайцу. Вскоре лиса узнала, что под крышей избы спрятан батман с топленым маслом. Любит лисонька масло! Решила она одна съесть масло и стала придумывать хитрость.

Наконец придумала - на то она и лиса!

Воспитатель:

-Как-то вечером лиса сказала:

-Пойду, проверю крепко ли заперты ворота.

(Выходит из дома, подходит к окну)

Вышла она за дверь, подошла к окну, постучала в него и спросила не своим голосом:

Лиса:

- Дома ли лиса-сирота?

Волк:

- Дома, дома, сейчас придет со двора.

Лиса:

- Скажите ей, чтобы она сейчас же шла к нам - дать имя новорожденному барсуку.

Собака:

- Хорошо, обязательно передадим.

(Лиса вернулась в избу)

Медведь:

- Лисичка, сейчас только приходили звать тебя к новорожденному барсуку.

Лиса:

- Что ж, надо сходить.

Воспитатель:

-Собралась она и вышла из избы. Обошла она избу кругом, вспрыгнула под крышу, нашла батман с маслом и стала его есть. Наелась лиса досыта, отдохнула и вернулась домой.

Медведь:

-Как сходила?

Волк:

- Чем угощали?

Лиса:

- Жареным гусем, вареной курицей и маслом.

(Облизываясь)

Собака:

- Каким именем нарекли?

Лиса:

- Початок.

Воспитатель:

-На следующий день лиса сказала, что ей опять надо идти давать имя, а сама вышла, забралась под крышу и съела масло до середины батмана.

(Лиса заходит в избу, облизывается)

Заяц:

- Какое имя дали новорожденному?

Лиса:

- Середка

Воспитатель:

-На третий день лиса опять залезла под крышу и съела все масло. Она дочиста вылизала батман и вернулась домой.

Медведь:

- Каким именем нарекли?

Лиса:

- Последок.

Воспитатель:

-А тут подошла и зима с морозом и вьюгой. Вот однажды медведь говорит:

Медведь:

- Ну, друзья, надо принести немного масла и нажарить картошки.

Все:

- Давайте, давайте!

Медведь:

- Иди, лиса, принеси немного масла.

Воспитатель:

-Все вышли в сени. Лиса полезла было по стене под крышу, да упала на землю и притворилась, что не может вскарабкаться по стене.

(Уходят за дом, оттуда доносятся голоса)

Лиса:- Очень уж высоко, я не могу залезть

(Жалобливым голосом).

Воспитатель:

-Собака взялась помочь лисе. Подсадила лису. Вoт взлезла она, и все внизу услышали из-под крыши писклявый голос лисы:

Лиса:

- Никакого масла тут нет! Есть только пустой батман.

Воспитатель:

Ей никто не поверил. Тогда лиса скатила вниз пустой батман. Глядят - и правда, батман пустой.

Медведь (Рыча):

-К нам никто чужой не приходил. Кто это, бессовестный, сожрал масло? Сейчас же найти разбойника!

Заяц:

Эх!..

(Сели за стол, за головы держутся)

Воспитатель:

Долго они гадали, как найти вора.

Медведь:

- Давайте разведем большой костер и рассядемся вокруг него. У того, кто съел масло, оно растопится и потечет наружу.

(В это момент раскладывают дрова, ставят костер)

Воспитатель:

-Так они и сделали: развели костер. Вскоре они пригрелись у костра и уснули. Так как были уже первые зимние морозы, то крепче всех спал медведь. Лишь одна лиса не спала. Видит она: по всей шерсти ее течет масло. Испугалась лиса, что это может выдать ее и тогда ей не избежать наказания. Решила она свалить свою вину на медведя: стерла масло с себя и обмазала им спящего медведя.

(Лиса в это момент делает то, о чем говорит воспитатель)

Воспитатель:

Когда они проснулись, увидели: все, как были, сухие, а у медведя шерсть в масле.

Волк:

- Вот кто съел масло!

Заяц:

-А еще на нас рычал…Эх, Мишка…

Собака:

-Тяв!Тяв! Сам масло съел, а на нас злился!

Медведь:

- Не торопитесь! Тут какая-то хитрость. Надо развести костер еще жарче и испытать всех снова.

(Все согласились)

Лиса:

-Ой,не надо разводить костра, а то жарко будет.

Воспитатель:

Опять развели костер, и все расселись вокруг него. Медведь, по своей зимней привычке, опять захрапел. А волк, собака и заяц притворились спящими. На лисе опять стало выступать масло.

Лисица дождалась, когда звери заснули, начала опять стирать с себя масло и натирать им медведя.

Увидели это волк, заяц и собака, вскочили и с криком набросились на лису:

Собака:

- Вот где настоящий вор!

Волк:

-А еще прикинулась тихоней-сиротой!

Шум разбудил медведя. Ему рассказали, как было дело.

Лиса:

- Я не ела масла! Нет, нет!

Воспитатель:

-Не поверили звери лисе

Заяц:

-Тогда откуда так много масла у тебя на шерсти?

Собака:

-Тяв!Тяв!

Воспитатель:

-После этого они сказали:

Медведь:

- Уходи сейчас же! Чтобы и духу твоего здесь не было.

Волк:

-Нет тебе места в нашей дружной семье!

Воспитатель:

-Лиса подхватила свой кумган и ушла скорее куда глаза глядят.

(Лиса поникшая уходит прочь, звери ей кулаками машут)

Воспитатель:

-Молодцы, дети! Настоящие артисты! Понравилось вам играть в сказки? А путешествие наше понравилось? (ответы детей)

-Но пора возвращаться домой. Давайте вернемся в наш воздушный шар, надуем его снова и полетим домой (повторяется упражнение «Воздушный шар»).

-Вот мы и вернулись из нашего путешествия по сказкам. Вам понравилось? В каких сказках мы побывали?

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи в старшей группе Тема"Медведь-символ России"

Цель: Включить детей в активный диалог со сверстниками, воспитать интерес и любовь к природе через образ бурого медведя, расширять знания о семействе медвежьих.Задачи: приобщать к правилам ведения диа...

План-конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе на тему: «Транспорт»

План-конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе на тему: «Транспорт»...

План-конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-дефектолога в средней группе «Экологическая тропа весной»

Интегрированное занятие  для детей средней группы: «Экологическая тропа весной», которое было разработано воспитателем средней группы и учителем - дефектологом с целью расширения и...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Развитие всех компонентов устной речи детей по теме посуда....

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...