План-конспект занятия по развитию диалогической речи в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Данный план-конспект предполагает использование диалогической речи на занятии по развитию речи. Основная особенность, что в основе лежит региональный компонент, а именно использование башкирской народной сказки "Лиса-сирота".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_k_sessii.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по развитию диалогической речи в средней группе.
(По мотивам башкирской народной сказки «Лиса-сирота»).
-формировать у детей художественно-образные выразительные средства (интонация, мимика и пантомимика);
-развивать речь, закреплять навыки правильной речи, усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
-активизация и пополнение активного словаря детей;
-совершенствование грамматического строя речи детей, развитие звуковой культуры речи;
-развитие монологической и диалогической речи детей;
-побуждать детей участвовать в драматизации знакомых сказок.
Предварительная работа:
-чтение русских и башкирских народных сказок «Заюшкина избушка», «Медведь и пчелы», «Лиса-сирота»;
-игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка»;
-рассматривание иллюстраций к русским и башкирским народным сказкам, составление рассказа по сюжетным картинкам к сказкам;
-пантомимические этюды «Животные», «Эмоции».
Материалы и оборудование:
большой домик для драматизации, плоскостной настольный театр «Заюшкина избушка», маски с изображением эмоций, костюмы героев сказки «Лиса-сирота», декорации домика и убранства избы.
Ход занятия
Дети входят в зал.
Воспитатель:
-Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)
-Предлагаю отправится вам с интересное путешествие. На чем можно путешествовать? (ответы детей). А мы сегодня полетим на воздушном шаре.
Но для начала нам с вами нужно его надуть. Давайте встанем в круг. Возьмем воображаемый насос и под звук «Ф-ф-ф! будем надувать шар. Воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать - рывками, произнося звук «ф-ф-ф-ф»
(дети имитируют надувание шара).
-Ну что, шар надули и полетели! С высоты все внизу кажется таким маленьким (воспитатель вместе с детьми прикладывают руку «козырьком»), пролетаем моря, леса и поля. А вот и полянка, которая нам нужна. Надо приземляться, для этого немного сдуем наш воздушный шар. Давайте покажем, как воздушный шар сдувается. Делаем вдох через нос и выдыхаем воздух со звуком «с-с-с-с». Вот мы и приземлились.
-Давайте оглядимся, куда это мы попали? В страну сказок!
(На столе плоскостной театр «Заюшкина избушка»).
-Что это за сказка? (ответы детей). Кто герои этой сказки? (ответы). Что с ними произошло? Что случилось с зайкой, когда лиса прогнала его из дома? Как повели себя звери? Давайте попробуем изобразить, как они радовались и как плакали?
Игра «Зеркала»
Дети располагаются на стульчиках. Воспитатель показывает маску, на которой изображена эмоция. Дети называют ее, а затем показывают.
-Какое настроение передает эта маска? Я ее сейчас надену, а вы станете моими зеркалами и изобразите такое же настроение.
Воспитатель надевает 4-5 масок с эмоциями (радость, грусть, злость, страх и т.д.)
-Давайте встанем в круг и поиграем в игру. Мы попробуем изобразить героев этой сказки.
Дети с помощью пантомимы изображают животных, героев сказки «Заюшкина избушка».
Воспитатель: а вот и третья сказка… Что это за избушка стоит? Из какой она сказки? (Лиса-сирота). У меня есть волшебный сундучок, а в нем, посмотрите, костюмыи зверюшек. Все они герои этой сказки. Давайте поиграем с вами в сказку «Лиса-сирота».
Воспитатель надевает нескольким детям маски, шапочки или элементы костюма.
Воспитатель - читает сказку.
Воспитатель:
-Однажды весной встретились медведь, волк, собака и заяц. Они пожаловались друг другу на то, как плохо жилось им зимой: было холодно и трудно добывать пищу. И стали они держать совет.
Медведь:
- Давайте жить вместе, так будет лучше!
Воспитатель:
-Все согласились с этим. Построили они избу на лесной поляне и начали жить вместе. Воспитатель:
-Как-то раз медведь говорит:
Медведь:
- Друзья, пора готовиться к зиме: надо бы купить нам корову. Собака будет пасти ее. Глядишь, к зиме наберем батман масла.
Воспитатель:
-Остальные охотно согласились с медведем.
(Животные кивают, поддакивают)
Воспитатель:
-В тот же день они пошли на базар, продали шкурки убитых ими зверей и на вырученные деньги купили корову. Собака каждый день выводила корову на поляну и пасла ее, а волк каждый вечер доил ее. Заяц выведывал, где лучше трава для коровы, а медведь распоряжался всем хозяйством.
Воспитатель:
-Так прошло все лето, и к осени друзья собрали целый батман топленого масла.
Медведь:
- Надо поставить батман с маслом в избу, под крышу. Пусть никто пока не трогает масло. Собака:
-Когда наступит зима, будем брать его понемногу…
Заяц:
-И жарить картошку…
Воспитатель:
-Опять все согласились с медведем - батман с топленым маслом подняли и, спрятали под крышей избы.
(Заходят в избу, накрывают на стол пиалы, ставят самовар, чак-чак, в это время звучит музыка).
Воспитатель:
-Однажды вечером они сидели за чаем: вдруг кто-то постучался.
Медведь:
-Кто, интересно, в такой поздний час?
Собака:
-Тяв!Тяв! Пусть заяц откроет.
(Заяц пошел открывать)
Воспитатель:
-Видят - пришла лиса, а в лапе кумган держит, а сама кроткая, тихая и низко кланяется.
Лиса:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый вечер!
Заяц (сжавшись, дрожа, заикаясь)
-Здравствуйте!
Волк:
-Заходи кума!
Медведь:
-Ну, здравствуй лиса! (недоверчиво).Садись с нами чай пить. Заяц, не трясись ты! Принеси еще пиалу.
Воспитатель:
-Села лиса за стол и начала говорить тихо и скромно:
Лиса:
- Я одинокая сирота. Возьмите и меня в свою семью.
Медведь:
- Ладно, сегодня будем держать совет, взять или не взять тебя в нашу семью, завтра придешь за ответом.
Воспитатель:
-Лиса поблагодарила хозяев за чай и ушла.
(Лиса кланяется и уходит)
Собака:
- Жаль ее.
Заяц:
-Такая она скромная и тихая.
Волк:
-Может надо принять?
Воспитатель:
-На другой день утром пришла лиса. Объявили звери о своем решении принять ее в свою семью. И стала лиса жить у них.
(в этот момент Лиса подметает, зайцу подносит капусту, на стол накрывает)
Воспитатель:
-Вела она себя скромно, всех слушалась и всеми силами старалась угождать не только медведю, волку и собаке, но даже и зайцу. Вскоре лиса узнала, что под крышей избы спрятан батман с топленым маслом. Любит лисонька масло! Решила она одна съесть масло и стала придумывать хитрость.
Наконец придумала - на то она и лиса!
Воспитатель:
-Как-то вечером лиса сказала:
-Пойду, проверю крепко ли заперты ворота.
(Выходит из дома, подходит к окну)
Вышла она за дверь, подошла к окну, постучала в него и спросила не своим голосом:
Лиса:
- Дома ли лиса-сирота?
Волк:
- Дома, дома, сейчас придет со двора.
Лиса:
- Скажите ей, чтобы она сейчас же шла к нам - дать имя новорожденному барсуку.
Собака:
- Хорошо, обязательно передадим.
(Лиса вернулась в избу)
Медведь:
- Лисичка, сейчас только приходили звать тебя к новорожденному барсуку.
Лиса:
- Что ж, надо сходить.
Воспитатель:
-Собралась она и вышла из избы. Обошла она избу кругом, вспрыгнула под крышу, нашла батман с маслом и стала его есть. Наелась лиса досыта, отдохнула и вернулась домой.
Медведь:
-Как сходила?
Волк:
- Чем угощали?
Лиса:
- Жареным гусем, вареной курицей и маслом.
(Облизываясь)
Собака:
- Каким именем нарекли?
Лиса:
- Початок.
Воспитатель:
-На следующий день лиса сказала, что ей опять надо идти давать имя, а сама вышла, забралась под крышу и съела масло до середины батмана.
(Лиса заходит в избу, облизывается)
Заяц:
- Какое имя дали новорожденному?
Лиса:
- Середка
Воспитатель:
-На третий день лиса опять залезла под крышу и съела все масло. Она дочиста вылизала батман и вернулась домой.
Медведь:
- Каким именем нарекли?
Лиса:
- Последок.
Воспитатель:
-А тут подошла и зима с морозом и вьюгой. Вот однажды медведь говорит:
Медведь:
- Ну, друзья, надо принести немного масла и нажарить картошки.
Все:
- Давайте, давайте!
Медведь:
- Иди, лиса, принеси немного масла.
Воспитатель:
-Все вышли в сени. Лиса полезла было по стене под крышу, да упала на землю и притворилась, что не может вскарабкаться по стене.
(Уходят за дом, оттуда доносятся голоса)
Лиса:- Очень уж высоко, я не могу залезть
(Жалобливым голосом).
Воспитатель:
-Собака взялась помочь лисе. Подсадила лису. Вoт взлезла она, и все внизу услышали из-под крыши писклявый голос лисы:
Лиса:
- Никакого масла тут нет! Есть только пустой батман.
Воспитатель:
Ей никто не поверил. Тогда лиса скатила вниз пустой батман. Глядят - и правда, батман пустой.
Медведь (Рыча):
-К нам никто чужой не приходил. Кто это, бессовестный, сожрал масло? Сейчас же найти разбойника!
Заяц:
Эх!..
(Сели за стол, за головы держутся)
Воспитатель:
Долго они гадали, как найти вора.
Медведь:
- Давайте разведем большой костер и рассядемся вокруг него. У того, кто съел масло, оно растопится и потечет наружу.
(В это момент раскладывают дрова, ставят костер)
Воспитатель:
-Так они и сделали: развели костер. Вскоре они пригрелись у костра и уснули. Так как были уже первые зимние морозы, то крепче всех спал медведь. Лишь одна лиса не спала. Видит она: по всей шерсти ее течет масло. Испугалась лиса, что это может выдать ее и тогда ей не избежать наказания. Решила она свалить свою вину на медведя: стерла масло с себя и обмазала им спящего медведя.
(Лиса в это момент делает то, о чем говорит воспитатель)
Воспитатель:
Когда они проснулись, увидели: все, как были, сухие, а у медведя шерсть в масле.
Волк:
- Вот кто съел масло!
Заяц:
-А еще на нас рычал…Эх, Мишка…
Собака:
-Тяв!Тяв! Сам масло съел, а на нас злился!
Медведь:
- Не торопитесь! Тут какая-то хитрость. Надо развести костер еще жарче и испытать всех снова.
(Все согласились)
Лиса:
-Ой,не надо разводить костра, а то жарко будет.
Воспитатель:
Опять развели костер, и все расселись вокруг него. Медведь, по своей зимней привычке, опять захрапел. А волк, собака и заяц притворились спящими. На лисе опять стало выступать масло.
Лисица дождалась, когда звери заснули, начала опять стирать с себя масло и натирать им медведя.
Увидели это волк, заяц и собака, вскочили и с криком набросились на лису:
Собака:
- Вот где настоящий вор!
Волк:
-А еще прикинулась тихоней-сиротой!
Шум разбудил медведя. Ему рассказали, как было дело.
Лиса:
- Я не ела масла! Нет, нет!
Воспитатель:
-Не поверили звери лисе
Заяц:
-Тогда откуда так много масла у тебя на шерсти?
Собака:
-Тяв!Тяв!
Воспитатель:
-После этого они сказали:
Медведь:
- Уходи сейчас же! Чтобы и духу твоего здесь не было.
Волк:
-Нет тебе места в нашей дружной семье!
Воспитатель:
-Лиса подхватила свой кумган и ушла скорее куда глаза глядят.
(Лиса поникшая уходит прочь, звери ей кулаками машут)
Воспитатель:
-Молодцы, дети! Настоящие артисты! Понравилось вам играть в сказки? А путешествие наше понравилось? (ответы детей)
-Но пора возвращаться домой. Давайте вернемся в наш воздушный шар, надуем его снова и полетим домой (повторяется упражнение «Воздушный шар»).
-Вот мы и вернулись из нашего путешествия по сказкам. Вам понравилось? В каких сказках мы побывали?
(ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»
Итоговое занятие по лексической теме "Посуда". Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...
Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи в старшей группе Тема"Медведь-символ России"
Цель: Включить детей в активный диалог со сверстниками, воспитать интерес и любовь к природе через образ бурого медведя, расширять знания о семействе медвежьих.Задачи: приобщать к правилам ведения диа...
План-конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе на тему: «Транспорт»
План-конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе на тему: «Транспорт»...
План-конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-дефектолога в средней группе «Экологическая тропа весной»
Интегрированное занятие для детей средней группы: «Экологическая тропа весной», которое было разработано воспитателем средней группы и учителем - дефектологом с целью расширения и...
План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.
Развитие всех компонентов устной речи детей по теме посуда....
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»
План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...