Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Составление описательного рассказа на тему "Перелетные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной к школе группы, (итоговое занятие).
составление описательного рассказа
на тему: « Перелётные птицы»
Цель:
Закреплять умение детей составлять короткие описательные рассказы по предложенной схеме,
Задачи:
Образовательные:
- Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
- Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц;
- Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему;
- Продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.
Развивающие:
- Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
- Закреплять правильное произношение звуков «П», «Пь».
- Закреплять знания детей о словах противоположностях.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент.
Оборудование: интерактивная доска, с картинками и загадками о перелетных птицах, план-схема для составления описательного рассказа на интерактивной доске, счетные палочки, цветные фишки, буквы. Игрушки: мяч и солнышко.
Предварительная работа:
- Презентация о перелетных птицах
- беседа о перелетных птицах;
- чтение стихов о перелетных птицах;
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- разучивание физ. минуток по соответствующей теме;
- подбор оборудования, необходимого для занятия.
Интеграция по областям: Безопасность, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Дети входят в кабинет, здороваются с гостями.
Игра в кругу. ( дети стоят в кругу )
Имя ребёнка, - « Я тебе рад». ( повторяют дети и передают игрушку – солнышко )
Прием: Эмоциональный настрой на работу, сотрудничество.
Воспитатель читает: (на доске).
Весна приходит за зимой
Тепло приносит нам с тобой,
Приносит небо голубое,
Сосульки, пение ручейка,
Проталины и первоцветы,
И таяние на речках льда.
Воспитатель. Ребята, скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это о весне?
Ответы детей полными предложениями.
Воспитатель:
Из далеких жарких стран
Гости к нам весной спешат. Кто это?.....
(ответы детей) птицы,
перелетные птицы.
Воспитатель: -А каких перелётных птиц вы знаете?
-Почему они называются перелетные?
Дети отвечают. ( грачи, скворцы, аисты, кукушка, гуси, лебеди, ласточки, стрижи, соловьи, журавли,…они улетают на зиму в теплые края, а весной возвращаются к нам.)
-А сейчас послушайте загадки, про каких птиц говориться в загадках?
Загадки и картинки – ответы закрыты на интерактивной доске
Загадки:
Воспитатель: Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинношеий, длинноклювый,
Длинноносый, безголосый
Он летает на охоту
Ответ детей ( аист) если правильно угадали, открывается картинка.
Воспитатель: За лягушками к болоту.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Ответ детей ( грач). Открывается картинка
Воспитатель: Эта птица никогда, для,
птенцов не вьет гнезда
Ответ детей (кукушка). Открывается картинка
Воспитатель: Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины,
Для птенчиков стелю на дно
пуховую перин
Ответ детей (ласточка) Открывается картинка
Воспитатель: На шесте дворец
Во дворце певец,
А зовут его ....
Ответ детей (скворец) Открывается картинка
Воспитатель: Маленький певец лесной,
Лучше всех поет весной
Ответ детей (соловей). Открывается картинка
Воспитатель: Красавица птица,
Но не синица,
Длинная шея,
Белые перья.
Кто это?
Ответ детей (Лебедь)
Воспитатель: - Молодцы, угадали все загадки.
-А сейчас я предлагаю вам составить описательные рассказы о перелётных птицах, а поможет нам наша схема модель. ( появляется схема).
( появляются картинки птиц).
Лебедь, грач, цапля, ласточка, утка.
Воспитатель: -Ребята, давайте вспомним, что обозначает каждая схема
Ответы детей.
Дети составляют описательные рассказы о перелетных птицах по выбору.
4-5 детей. Прошу дополнить свои рассказы примерами из личного опыта, наблюдений.
Молодцы.
Физ. Минутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
2 часть:
Воспитатель: - Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите поиграть в одну игру? (Да)
Игра называется «Скажи наоборот».
-Я буду называть слова, а вы называете, слова с противоположным значением.
Воспитатель: Зимующие – дети: - перелётные
Воспитатель: Большая - дети: - маленькая
Воспитатель: Дикая – дети: домашняя
Воспитатель: Длинный - дети: короткий
Воспитатель: Острый - дети: тупой
Воспитатель: Глубокое – дети: мелкое
Воспитатель: Белый – дети: чёрный (молодцы)
Воспитатель: - А сейчас, присаживайтесь за столы,
- я вам прочитаю предложение, а вы составите схему предложения из палочек.
« У птицы перо»
Дети самостоятельно составляют схему предложения на столе, один ребенок на доске.
Проверяем.
Воспитатель: - сколько слов в этом предложении?
Дети: три слова.
Воспитатель: - какое первое слово в этом предложении.
Ответы детей -У
Воспитатель: Второе. - Ответы детей: -птицы
Воспитатель: Третье. - Ответы детей: -перо
Воспитатель: С какой буквы мы начинаем писать предложение?
Ответы детей - с заглавной.
Воспитатель: А что ставим в конце предложения?
Ответы детей - ставим точку.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей - это значит что предложение закончено.
Воспитатель: -Проверьте, у всех так?
Воспитатель: Давайте сделаем звуковой анализ первого слова.
Дети выкладывают на столе цветными фишками.
Воспитатель: Назовите первое слово в этом предложении.
Воспитатель: Назовите первый звук в этом слове.
Дети: - звук «У»
Воспитатель: Какой он, дайте характеристику этого звука.
Дети: - Звук «У» - он гласный, обозначаем красной фишкой.
( дети выкладывают на столе, а один ребёнок у доски)
Воспитатель: - назовите второе слово в предложении?
Дети: «Птицы»
Воспитатель: сделайте звуковой анализ второго слова.
Дети выкладывают на столе, а один ребенок у доски. (самостоятельно)
Проверяем. Дети дают характеристику каждого звука в этом слове.
Дети: звук «П» - он согласный, глухой, твердый, обозначаем синей фишкой.
Второй звук: «Ть» - он согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
Третий: «И» - он гласный, обозначаем красной фишкой.
Четвертый: «Ц» - он согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем синей фишкой.
Пятый звук: «Ы» - он гласный, обозначаем красной фишкой.
Воспитатель: - Сколько звуков в этом слове?
Дети: 5 звуков.
Аналогично следующее слово. «Перо».
Звук «П» - согласный, глухой мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
«Е» - гласный, красный.
Обращаю внимание детей на звук «Е», (пишется «Е», слышим «Э») в слове «Перо»
«Р» - согласный, звонкий, твердый, обозначаем синей фишкой и сверху ставим звоночек.
«О» - звук гласный, красный.
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове7
Дети: четыре звука.
А теперь давайте составим это предложение из букв.
Воспитатель: Сколько букв в первом слове, а сколько звуков?
Дети: один звук, одна буква.
Воспитатель: Во втором?
Дети: пять звуков и пять букв.
Воспитатель: третьем?
Дети: четыре звука, четыре буквы.
Молодцы.
Воспитатель: Поиграем в игру. ( Дети стоят по кругу)
Воспитатель: Назовите первый звук в слове птица. «П»
Воспитатель: Назовите ещё несколько слов, которые начинаются со звука «П».
Дети придумывают слова с заданным звуком.
Воспитатель: Назовите первый звук в слове перо. «Пь»
Назовите слова с этим звуком.
Дети придумывают слова с заданным звуком.
Заключительная часть:
Подведение итогов:
Воспитатель: Что мы с вами делали на занятии ?
Ответы детей: - Составляли описательные рассказы о перелётных птицах.
-Отгадывали загадки.
-Разбирали предложение, делали анализ слов, играли в разные игры…
Воспитатель: - Скажите, как вы думаете, какое задание было трудным и почему, а с чем вы справились легко?
Примерные ответы детей: ( составлять рассказы, делать схему предложения, делать звуковой анализ слов, все легко.)
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Вы молодцы: были активными участниками нашего занятия и самостоятельно справились со многими заданиями.
Воспитатель: А теперь давайте поблагодарим друг друга за занятие.
Дети стоят в кругу.
Имя ребенка, спасибо, что ты со мой занимался.( дети говорят слова и передают игрушку, солнышко.)
Наше занятие окончено.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...