Занятие по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, весна!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в старшей группе
«Здравствуй, весна!».
Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Ход занятия:
В-ль: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
В-ль:
- Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдоль тропинка зовет.
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.
В-ль: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.
В-ль: - Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.
В-ль:
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- В какой лес мы с вами пришли?
Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
В-ль: - Какое время года изображено на картинках?
Дети: - Весна!
В-ль: - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
В-ль: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.
Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.
Звучит звукозапись «голоса птиц».
В-ль: - Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его….. (Скворец)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
В-ль: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») значит на зем появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».
В лесу, где березы столпились гурьбой
Подснежника глянул цветок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих сил
И тихо спросил:
Я вижу погода тепла и ясна
Скажите, ведь правда, что это весна?
В-ль: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали.
За ширмой появляется кукла – Лесовичок.
Лесовичок: - Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?
В-ль: - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!
Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?
Дети: - Да!
Лесовичок: - Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много снега. А как стало солнышко припекать, столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть вы знаете как?
В-ль: - Давайте, дети, поможем маленьким мышатам.
В небольшом и неглубоком тазу на горке камушек сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко.
Лесовичок: - Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые.
В-ль: - Лесовичок! А теперь ты нам помоги. Мы хотим весне преподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи!
Лесовичок: - Что ж, и я вам помогу! Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее. Подарите ей бусы.
В-ль: - Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные бусы из бумаги.
Дети накручивают полоски бумаги туго на карандаш, конец бумаги подклеивают и снимают заготовки, затем нанизывают их на шнурок.
В-ль: - Вот, Лесовичок, наш подарок готов. Передай его, пожалуйста, весне от нас.
Лесовичок: - Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного.
В-ль: (натыкается на «снежный» холмик) - А что это такое?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.
В-ль: - В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.
В-ль и дети:
- Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Закличка сопровождается ритмическими движениями.
В-ль: - Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.
Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.
В-ль: - В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?
Дети: - Сладкое! Мягкое! Это мед!
В-ль: - Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой.
В-ль и дети:
Улыбаются все люди
(Идут по кругу.)
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна!
(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.)
По лугу, лесу и полянке
(Ритмично шагают на месте.)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться
(Взмахивают обеими руками к себе.)
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно
(Ритмично щелкают пальцами.)
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой
(Потирают ладони.)
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи по всюду
(Делают из пальцев «бутон».)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит
(Прикладывают руку к уху.)
Весенний звон!
(Хлопают в ладоши.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. «РАННЯЯ ВЕСНА». ЦЕЛИ. Учить пересказывать литературный текст ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна»
Занятие поможет закрепить полученные ранее в процессе наблюдений в природе признаки весны и активизировать слова в речи детей....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Поможем Весне».
Программное содержание:Цель: Формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи:Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления де...
Занятие по развитию речи в старшей группе тема:"Весна"
Программное содержание:Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Весна».
Занятие поможет закрепить представления о весне и ее приметах. Уточнить, расширить словарь детей по теме «Весна»....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, Весна!»
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.Интеграция образовательных областей:1. «Познание» - развитие у детей познавательных интер...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Здравствуй весна"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Здравствуй весна"...