«Ах, какая осень!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_timirbaeva_o.a.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе
«Ах, какая осень!»
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.
Развивающие:
- развивать внимание, память;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный, перелетные, зимующие;
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит классическая музыка - П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.
Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
- Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее)
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)
- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в ноябре выпадает снег)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки).
Петрушка: «Ой, как скучно!»
- Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
- Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Каждому ребенку выдается листочек определенного дерева: клёна, берёзы, рябины, тополя, осины.
- Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.
Дидактическая игра «Назови листочек».
- Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Молодцы! Правильно
Растительный мир осенью
Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад)
Дети загадывают загадки о листьях.
Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.
Под ногами лежат, зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные, краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул (подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)
Полетели, закружились
и на землю опустились (ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать
кап-кап-кап – 2 раза, (постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил,
листья все насквозь пробил. (постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил,
снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл. (ладони крепко к столу)
Животный мир осенью
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)
- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
Петрушка: «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
- Эта птица перелётная или зимующая? (зимующая)
Человек осенью
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку)
- А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)
- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
- Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.
- Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
- Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.
Список использованной литературы:
- Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008
- Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
- Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осеннее развлечение "Ах, какая осень"
создать у детей радостное настроение , проявляя свои творческие способности-закрепить знания дошкольников, связанные с осенней тематикой.-совершенствовать умения и навыки, полученные на музыкальных за...
Сценарий осеннего утренника "Ах, какая осень!" для детей старшей группы.
Сценарий осеннего праздника "Ах, какая осень "Под музыку "Отговорила роща золотая" дети входят в музыкальный зал, становятся полукругом. Ведущий: Промелькнуло быстро лето,...
Сценарий осеннего праздника «Ах, какая осень!»
Цель: развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным праздникам. Создать радостное, веселое настроение....
Осенняя тематическая прогулка в старшей группе "Вот она какая - осень!"
Конспект осенней тематической прогулки в старшей группе "Вот она какая - осень!"...
Осенний досуг в первой младшей группе «Ах, какая осень!»
План совместного досуга с родителями и детьми «Ах, какая осень» в первой младшей группе Цель: 1. Познакомить родителей с играми у детей младшего дошкольного возраста. 2. Укрепить сотруднич...
Конкурс чтецов «Ах, какая осень! Ах, какая!»
Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования. Сценарий конкурса чтецов может стать одним из традиционных праздничных меро...
Сценарий осеннего утренника "Ах, какая осень, ах какая!"
Утренник разработан для детей средней группы, педагогов и родителей. В гости к детям приходит Осень и сказочные персонажи лиса Алиса и кот Базилио с играми, веселыми песнями, хороводами, стихами об ос...