Дидактические игры по развитию речи
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Развитие речи - одна из главных задач воспитательного процесса. С помощью дидактических игр выполнить эту задачу намного легче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi_dlya_starshikh_doshkolnikov.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1.»ПОХОЖИЕ».
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Ход игры: называем ребёнку ряд слов и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова – это слова-приятели. А называют их так потому, что они похожи по смыслу.
Приятель – друг – враг.
Грусть – радость – печаль.
Еда – очистки – пища.
Труд – завод – работа.
Танец – пляска – песня.
Бежать – мчаться – идти.
Думать – хотеть – размышлять.
Шагать – сидеть – ступать.
Слушать – глядеть – смотреть.
Трусливый – тихий – пугливый.
Старый – мудрый – умный.
Бестолковый – маленький – глупый.
Смешной – большой – огромный.
2.»СЕМЕЙНАЯ ОЛИМПИАДА».
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
Ход игры.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов – признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например, трава (какая она?) – зелёная, сухая, мягкая, шелковистая, изумрудная, высокая, болотная…Побеждает тот, кто назовёт последним слово - признак.
3.»ДВА БРАТА».
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов –ищ-, -ик-.
Ход игры.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. Жили – были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища – большой домище. У Ика был носик, а у Ища – носище. У Ика были пальчики, а у Ища – пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло быть бы у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик – глазище.
Ротик – ротище.
Зубик – зубище.
Котик – котище.
Шарфик – шарфище.
Ножик – ножище.
Коврик – коврище.
Слоник – слонище.
4.»НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Ход игры.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок её заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка (жёлтенькая).
Ведро синее, а ведёрко (синенькое).
Солнце тёплое, а солнышко (тёпленькое).
Цыплёнок пушистый, а цыплёночек (пушистенький).
Дом низкий, а домик (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).
5.»МАГАЗИН».
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Ход игры.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давайте поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа – супница. Посуда для салата – салатница, посуда для хлеба – хлебница, посуда для молока – молочник, посуда для масла – маслёнка, посуда для конфет – конфетница, посуда для сахара – сахарница, посуда для сухарей – сухарница, посуда для соли – солонка. После проговаривания всей посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка самостоятельно произносить названия посуды.
6.»НАЙДИ ПО ЦВЕТУ».
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Ход игры.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определённой форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например, красное – яблоко. Кресло, платье.
Жёлтая – репа, краска, сумка.
Синий – василёк, баклажан, карандаш.
7.»ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО».
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Ход игры.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует (жаркий, тёплый, знойный) ветер.
На лугу распустились (зелёные, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живёт (в лесу, в .
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
8.»СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель: расширение словаря антонимов.
Ход игры.
Для этой игры нам понадобиться мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребёнок, возращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы с тобой превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например, темно, а наоборот – светло.
Друг – враг.
День – ночь.
Радость – грусть.
Жара – холод.
Зло – добро.
Правда – ложь.
Хорошо – плохо.
Тяжело – легко.
Высоко – низко.
Можно – нельзя.
Трудно – легко.
Быстро – медленно.
Говорить – молчать.
Покупать – продавать.
Поднимать – опускать.
Бросать – ловить.
Прятать – искать.
Зажигать – тушить.
9.»СОСТАВЬ ОПИСАНИЕ».
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Ход игры.
-Опиши ягоду или фрукт (овощ), который ты больше сего любишь, а мы отгадаем. (Он круглый, красный, сочный, вкусный – это мой любимый (помидор)).
10.»ЗАКОНЧИ ФРАЗУ».
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.
Закончи.
1.Подушка мягкая, а скамейка (жёсткая).Пластилин мягкий, а камень (твёрдый).
2.Ручей мелкий, а речка (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубника (крупная).
3.Кашу варят густую, а суп (жидкий). Лес густой, а иногда (редкий).
4.После дождя земля сырая, а в солнечную погоду (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим (вареный).
5.Купили свежий хлеб, а на другой день он стал (чёрствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой (солёные). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет (грязный).
- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал, лес дремлет, дом растёт, ручьи бегут, песня льётся.
- Как сказать по – другому: злая зима (очень холодная),
Колючий ветер – резкий ветер.
Лёгкий ветерок – прохладный,
Золотые руки – всё умеют делать красиво,
Золотые волосы – красивые, блестящие.
- Где ты встречал выражение «злая зима»? – в сказках.
К кому относится слово «злая»? – злая мачеха, ведьма, Баба Яга.
11.»УКРАСЬ СЛОВО».
Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.
Ход игры.
Попросите ребёнка подобрать как можно больше определений к выбранному слову. Например, дерево – оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по 5 к каждому слову.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ
ПО РАЗВИТИЮ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».
Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"
Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....