Конспект НОД по речевому развитию "Русская смекалка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сердитых Елизавета Владимировна

Беседа-рассуждение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_na_temu.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: Беседа – рассуждение «Русская смекалка» (по сказке «Каша из топора»)

Задачи:

  • Ознакомление с русской народной сказкой «Каша из топора», понятием «бытовые сказки».
  • Уточнение  представления детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.
  • Развитие  у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного.
  • Закрепление  у детей представления о том, что в сказке всегда есть мудрое парение, как жить, что в  поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.
  • Обогащение словарного запаса: служивый, побывка, изба, вдоволь, варево, чулан, сдобрить, котёл, коли, этакую, смётка.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.

Материал: иллюстрации к сказке

Ход:

1.Как вы понимаете смысл пословицы «Смекалка – дороже богатства»? (ответы детей)

- А чтобы понять смысл этой пословицы, обратимся к сказке.  Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей).

- И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

 - Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка? (Ответы детей).

- И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.

2.Воспитатель рассказывает сказку «Каша из топора».

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда услышали его?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи?

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

- Что придумал солдат?

- Что он сначала попросил у старухи?

- А потом?

- Что получилось у солдата сварить из топора?

- Какой показана старуха в сказке?

- Каким – солдат?

- А кто вам больше понравился в сказке? Почему?

- Почему он так поступил?

3. В сказке есть много слов, значение которых устарело со временем, когда эту сказку придумали. Давайте попробуем объяснить смысл этих слов. (воспитатель называет слово и предлагает детям выдвинуть свои предположения о смысле слова и потом даёт правильный ответ)

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

 Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

4. Как вы думаете, какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А) Догадка и смекалка не хуже разума.

Б) Смётка дороже всего.

В) Глупый киснет, а умный всё промыслит.

- Что же такое смекалка? Как она помогла солдату?

(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).

- Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева? (Ответы детей).

- И в правду на Руси гостей почитали. В старину было принято дверей в домах не запирать. Двери «держали» на веревочке. Подойдет человек к дому, дёрнет за веревочку, дверь и откроется. Гостя приглашали в дом, сажали  на самое почетное место, беседу вели и угощали всем, что найдется в доме. Говорил хозяин хозяйке: «Всё, что есть в печи, на стол неси». И даже, если в доме был только хлеб и вода, все равно полагалось поделиться с гостем. Поэтому и повелось, что русские люди отличаются широтой души и хлебосольством.

- Какова мораль (урок) этой сказки?

Дети: - Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.

- Вы правы, поступать нужно по – доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...