Программа по развитию речи через ознакомление с окружающим миром
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Мальчихина Марина Викторовна

Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

     Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста. НОД по развитию речи осуществляется 1 раз в неделю для начинающих по 15-20 минут, Общее годовое количество часов – 36.

     Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_na_yarmarku.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «АБВГДейка»

Мальчихина Марина Викторовна, воспитатель.

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы

 Самарской области детский сад «Василек».

Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

     Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста. НОД по развитию речи осуществляется 1 раз в неделю по 15-20 минут. Общее годовое количество НОД – 36.

     Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.

Цель программы: освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать звуковую культуру речи, чистое произношение, согласование слов, правильную постановку ударения;

Развивающие:

  • развивать основные познавательные процессы - внимание, восприятие, мышление, память, воображение, в процессе овладения содержанием учебного материала по изученным предметам;
  • развивать любознательность как основу познавательной активности будущего школьника, его мотивационной среды;
  • развивать интеллект через формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развивать коммуникативные способности детей посредством игр;
  • развивать мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию;
  • развивать речь, умения высказывать и обосновывать свои суждения;

       Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимодействию и сотрудничеству с педагогами и сверстниками;
  • воспитывать духовные и нравственные качества личности ребёнка;
  • формировать культуру общения.

      При составлении образовательной программы «АБВГДейка» за основу была взята типовая «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Программа предназначена   педагогам  и  родителям.

Обращаясь к данной проблеме, мы постарались применить имеющийся опыт отечественных исследователей, работающих в данной области, к современным условиям и условиям ДОУ нашего региона.

Предполагаемые результаты

  1. Развитие словаря

  • Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
  • Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
  • Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
  • Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)
  1. Знакомство  с произведениями детской художественной литературы

                   

  • Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании
  • Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали)
  • Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям
  • Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное
  1. Звуковая культура речи

  • Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка
  • Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения
  • Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение)
  1. Грамматический строй речи

  • Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей
  • Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
  • Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов.
  • Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении

Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными.

При построении Перспективного планирования учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей: «Социально-комуникативная», «Познание»,  «Безопасность», «Здоровье».

Базовые принципы построения программы:

  • системности,
  • комплексности,
  • наглядности,
  • доступности,
  • сознательности,
  • индивидуального подхода.

Практическая значимость программы:

- удобство для родителей (не надо посещать с ребёнком платные занятия по подготовке к школе);

-         ДОУ ежегодно выпускает в школу детей успешно преодолевших речевые проблемы (эффективность не менее 80%)

-         представленная модель работы с детьми дошкольного возраста успешно может быть внедрена другими массовыми ДОУ.

Курс занятий по программе рассчитан на 3 года обучения.

Формы подведения итогов работы.                         

Уровень знаний детей проверяется с помощью диагностики, которая включает в себя контроль, проверку, накопление знаний.

  1. Предварительное выявление уровня знаний. Осуществляется в начале года, с целью определить кругозор обучающихся, уровень их знаний и умений.

Форма диагностики – беседа, викторина, игры.

  1. Текущая проверка осуществляется в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Формы такой проверки могут быть различными, они зависят от содержания учебного плана, его сложности и особенностей - итоговые, интегрированные, комплексные занятия.
  2. Итоговая аттестация – это учёт знаний, умений и навыков обучающихся, приобретённых на всех этапах образовательного процесса. Это диагностирование уровня знаний в соответствии с поставленной целью.

Форма:  выявление уровня подготовленности детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность театра и его роль в развитии речи и восприятии окружающего мира.

в данном материале освещены цели, задачи и методы ,а так же принципы используемые в работе с детьми по развитию речи через деятельность театра....

Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»

Цели: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице, закрепить знания детей о овощах, фруктах; развивать речь, внимание, память.Материал: мнемотаблица «Осень» , му...

Конспект интегрированного занятия: рисование, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Тема: «Морское путешествие»

Цель: вызвать интерес к рисованию образов подводного мира, расширять представление об окружающем мире.Задачи: обогатить и разнообразить зрительные художественные впечатления показом репродукций картин...

Учебные планы по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к обучению грамоте.

Учебные планы по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к обучению грамоте...

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе.

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование)  в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых ...

Конспект занятий в средней группе .Развитие речи.Ознакомление с окружающим миром образовательная область:"Коммуникация","Познание".Тема :" Осень".

Работа с мнемотаблицей «Осень», муляжами овощей, фруктов, две корзинки, каточки, иллюстрация «Осень»....